/ / Общественно-политические
15.06.2018

На очередном заседании Палаты представителей депутаты рассмотрели 11 вопросов

14 июня 2018 года состоялось очередное заседание Палаты представителей, в ходе которого депутаты рассмотрели 11 вопросов.

Заседание четвертой сессии Палаты представителей

Первым вопросом в повестке дня заседания был рассмотрен Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики», с докладом по которому выступил Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Матюшевский В.С., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Рынейская И.Н.

Декрет принят в целях развития Парка высоких технологий, инновационной сферы и построения в Республике Беларусь современной цифровой экономики.

В соответствии с положениями документа срок действия специального правового режима Парка высоких технологий продлевается до 1 января 2049 года, что позволит создать беспрецедентные условия для развития IТ-отрасли в Беларуси.

В целях формирования цифровой экономики XXI века Декретом предусмотрены:

  • существенное расширение перечня видов деятельности, дающих основание стать резидентом Парка высоких технологий (образовательная деятельность в сфере ИКТ, оказание рекламных, маркетинговых, консультационных, посреднических услуг, аутсорсинг бизнес-процессов и др.). Приведенный в Декрете перечень видов деятельности не является закрытым и может быть расширен по решению Наблюдательного совета Парка высоких технологий;
  • закрепление на законодательном уровне определений и понятий, связанных с криптовалютами;
  • предоставления права юридическим лицам создавать и размещать собственные токены в Беларуси и за рубежом через резидентов Парка высоких технологий, приобретать, отчуждать токены и совершать с ними иные операции через биржи криптовалют, операторов обмена криптовалют; наделение физических лиц правом владеть токенами и совершать с ними различные операции. Участникам отношений, связанных с использованием токенов, предоставлены налоговые и иные льготы и преференции;
  • проведение в рамках Парка высоких технологий правового эксперимента для апробации новых правовых институтов на предмет возможности их имплементации в гражданское законодательство Республики Беларусь;
  • исключение возможности привлечения хозяйственных обществ к субсидиарной ответственности в случае экономической несостоятельности (банкротства) резидента Парка высоких технологий. В соответствии с п. 3.6. Декрета субсидиарная ответственность по обязательствам такого юридического лица не может быть возложена на собственника его имущества, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя, имеющих право давать обязательные для юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, за исключением случаев, когда экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана действиями таких лиц, повлекшими привлечение их к уголовной ответственности. Отмена субсидиарной ответственности в отношении стартапов (инвесторы отвечают только суммой своих инвестиций) является общепризнанной мировой практикой. Такой подход позволит увеличить приход в Республику Беларусь венчурных инвесторов и оформление продуктовых компаний на территории нашей страны;
  • продление существующих льгот в Парке высоких технологий и введение новых.

Декретом также утвержден ряд изменений, вносимых в нормативные правовые акты Республики Беларусь, новая редакция Положения о Парке высоких технологий и установлены его новые границы.

В первом чтении парламентарии приняли четыре законопроекта.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы, Конончук Т.П. и ее заместитель Наумчик А.А. представили законопроект «Об особо охраняемых природных территориях», который был внесен по инициативе депутатов Палаты представителей.

Проект Закона подготовлен в целях реализации пункта 23 Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий до 1 января 2030 г. с учетом правоприменительной практики и международного опыта регулирования общественных отношений в этой сфере, а также требований международных договоров Республики Беларусь в области биологического и ландшафтного разнообразия.

Законопроект максимально наполнен нормами прямого действия и содержит универсальные механизмы планирования развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), Проектом Закона предусматривается корректировка определений терминов «заповедник», «национальный парк», «заказник» и «памятник природы», «особо охраняемые природные территории», «охрана ООПТ», введение определения понятия «ценные природные комплексы и объекты».

Предлагается изменить классификацию ООПТ в части ликвидации деления заказников на виды.

В целях выполнения требования об установлении на уровне законодательных актов ограничений и запретов на осуществление хозяйственной и иной деятельности, природопользования проектом Закона предусмотрен перечень ограничений и запретов, обеспечивающих охрану ценных природных комплексов и объектов, расположенных на ООПТ. Ряд из них устанавливается на всей территории ООПТ, а по отдельным ограничениям и запретам предоставляется право государственным органам, принимающим решение об объявлении или преобразовании ООПТ, определить участки ООПТ, на которых они будут действовать.

В целях сокращения расходов бюджетных средств и повышения эффективности их использования проектом Закона предусматривается возможность создания государственных природоохранных учреждений для управления несколькими ООПТ, независимо от их категории, вида и статуса.

Проектом Закона предусматривается ряд статей, обеспечивающих наполнение действующего Закона нормами прямого действия, регламентирующих:

  • критерии выбора природных территорий для объявления их ООПТ;
  • подготовку научного и технико-экономического обоснования объявления, преобразования и прекращения функционирования ООПТ, в том числе перечень работ, которые необходимо выполнить для подготовки такого обоснования, перечень разделов, которые должно содержать обоснование и перечень документов, которые к нему прилагаются;
  • содержание планов управления ООПТ и порядок их подготовки и утверждения;
  • проведение комплексного мониторинга экосистем на ООПТ;
  • ведение реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь и использование его данных, в том числе порядок предоставления содержащейся в реестре информации заинтересованным лицам.

Заместитель председателя Постоянной комиссии палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Климович Н.А. и член этой комиссии Рассоха Н.Ф. выступили с докладами по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь», который также был разработан и внесен по инициативе парламентариев.

Законопроект подготовлен в связи с необходимостью совершенствования норм Лесного кодекса с учетом практики ведения лесного хозяйства, увеличения количества случаев неблагоприятных погодных факторов, которые требуют принятия неотложных организационных мер. Важной задачей законопроекта является также оптимизация механизма использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях упрощения порядка проведения лесохозяйственных мероприятий и повышения эффективности ведения лесного хозяйства.

Проектом Закона уточняются определения терминов «лесохозяйственные мероприятия», «рубки главного пользования», «прочие рубки» и «участок лесного фонда».

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, наделяются полномочиями на установление факта причинения вреда окружающей среде, а также полномочиями, предусматривающими возможность назначения и проведения прочих рубок на участках лесного фонда, не запроектированных лесоустроительным проектом, в целях упрощения механизма заготовки древесины для нужд отопления, оперативной ликвидации последствий стихийных бедствий путем отпуска древесины на корню прочим лесопользователям.

В кодекс вносятся изменения, касающиеся оснований выдачи разрешительных документов, случаев и срока их выдачи; предоставления участков лесного фонда в аренду для заготовки древесины юридическим лицам, которые производят продукцию деревообработки и реализуют инвестиционные проекты, отвечающие критериям, установленным Правительством Республики Беларусь; уточнения сроков окупаемости инвестиционных проектов с учетом изменений, которые вносятся в бизнес-планы этих проектов в соответствии с законодательством.

В целях рационального использования участков лесного фонда, повышения экономической ответственности арендаторов за невыполнение установленных договором аренды обязательств вводится норма, предписывающая отражать в договоре аренды обязанность арендатора по заготовке древесины в полном объеме, определенном в решении о предоставлении участка лесного фонда в аренду, а также об оплате таксовой стоимости всего объема древесины, подлежащего заготовке.

В целях обеспечения охраны и создания условий для увеличения поголовья глухарей и тетеревов предусмотрена норма о запрете на проведение сплошных рубок главного пользования, а также других видов рубок главного пользования на выделенных в соответствии с охотоустроительной документацией участках лесного фонда, в границах которых находятся глухариные и тетеревиные тока, а также 300-метровой полосе вокруг них (за исключением принятия научно обоснованных мер для предотвращения зарастания этих участков).

Проектом Закона предусмотрено изменение перечня случаев перерасчета расчетной лесосеки, сроков таких перерасчетов, утверждения и введения в действие расчетной лесосеки в связи с изменением климата и участившимися случаями засухи, ураганных ветров и других неблагоприятных факторов воздействия на лес с последующей его гибелью.

В целях упрощения процедуры обмера заготовленной древесины, конкретизации механизма ее обмера, учета и вывозки на промежуточные лесопромышленные склады, указанные в технологической карте, и потребителям.

Для упрощения использования древесно-кустарниковой растительности при осуществлении ремесленной деятельности предлагается внести изменения, позволяющие вести заготовку веток деревьев или кустарников посредством осуществления побочного лесопользования.

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Старовойтова И.А. представила проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», разработанный по инициативе Совета Республики (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Нехайчик О.В.).

Проектом Закона предусматриваются:

  • уточнение понятийного аппарата и объектов правовой охраны в контексте современных тенденций развития авторского права и смежных прав;
  • совершенствование правового регулирования договорных отношений, касающихся создания и использования объектов авторского права и смежных прав;
  • введение в законодательство понятия открытой лицензии, которая представляет собой упрощенный механизм заключения лицензионного договора на право использования объектов авторского права и смежных прав;
  • совершенствование правового регулирования отношений организации по коллективному управлению имущественными правами с авторами и иными правообладателями;
  • расширение перечня случаев свободного использования охраняемых объектов авторского права и смежных прав в социально значимых сферах (образование, облегчение доступа к информации для людей с ограниченными возможностями);
  • дополнение перечня оснований для досрочного прекращения государственной аккредитации организации по коллективному управлению имущественными правами;
  • введение обязательного аудита деятельности организации по коллективному управлению имущественными правами;
  • особенности гражданско-правовой ответственности операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи за возможные нарушения авторских и смежных прав при распространении телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм.

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Курсевич В.В. проинформировали депутатов об основных положениях проекта Закона «О внесении дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь».

Законопроектом вносится дополнение в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь в связи с ратификацией Республикой Беларусь Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, принятой в г. Гааге 23 ноября 2007 года.

Законопроектом устанавливаются особенности рассмотрения просьб о признании решений, о признании и исполнении решений, о вынесении решений, о совершенствовании решений о взыскании алиментов на основании Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, поступивших через Министерство юстиции Республики Беларусь.

В ходе заседания были приняты пять законопроектов во втором чтении.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Канопацкая А.А. рассказала о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства».

Целью подготовки законопроекта является развитие норм законодательства о государственно-частном партнерстве, расширение сферы его применения, совершенствование процедуры конкурса по выбору частного партнера с учетом международной практики и работы по подготовке новых проектов государственно-частного партнерства.

Для создания правовых условий реализации проектов государственно-частного партнерства в различных сферах правоотношений предусмотрена корректировка ряда законодательных актов в части установления возможности передачи частному партнеру во владение, пользование, в том числе безвозмездное пользование, объектов инфраструктуры, находящихся в собственности государства, а также расширение участников таких правоотношений.

Законопроектом актуализируется понятийный аппарат действующего законодательства и предлагается расширить сферы осуществления государственно-частного партнерства, распространив его на объекты инфраструктуры в информационной и коммуникационной сферах.

Предусмотрены изменение и детализация процедуры проведения конкурса. Закрепляются два вида конкурса – двухэтапный и трехэтапный. Двухэтапный конкурс предусматривает проведение предварительного отбора участников конкурса и определение победителя конкурса. Трехэтапный конкурс будет включать в себя предварительный отбор участников конкурса, проведение консультаций с включенными в список участниками конкурса и определение победителя конкурса.

Действующий порядок предусматривает только два конкурсных этапа. Вводимый этап консультаций с участниками конкурса, позволяющий уточнить обоюдно приемлемые условия реализации проекта государственно-частного партнерства, является новшеством законопроекта.

Уточняются и расширяются функции государственного партнера, изменяются условия получения статуса государственного партнера (до заключения соглашения о государственно-частном партнерстве на основании решения о реализации проекта государственно-частного партнерства).

Закрепляется порядок обжалования действий (бездействия), а также решений комиссии по проведению конкурса, государственного партнера и его уполномоченного представителя.

Расширяются гарантии прав частного партнера в части финансирования по обязательствам государственного партнера, возможности самостоятельно определять поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг в целях реализации проекта государственно-частного партнерства.

Принятие законопроекта позволит на законодательном уровне закрепить усовершенствованные подходы к реализации проектов государственно-частного партнерства, расширит гарантии прав частных партнеров, предоставит дополнительные стимулы для активизации инвестиционной деятельности.

С докладом о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ражанец В.В.

Законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере средств массовой информации с учетом правоприменительной практики в целях наиболее эффективного обеспечения информационной безопасности государства и реализации конституционных прав граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации.

Проектом Закона вносятся корректировки в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и Налоговый кодекс Республики Беларусь.

В.В.Ражанец отметила, что в ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении в проект Закона внесены следующие правки:

  • исключены нормы, касающиеся корректировок Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в целях реализации их в рамках другого законопроекта;
  • уточнен ряд терминов, в том числе «вид средства массовой информации», «видео-, кинохроникальная программа, радио-, телепрограмма», «владелец интернет-ресурса», введен новый – «владелец сетевого издания»;
  • конкретизирован порядок учреждения, государственной регистрации и перерегистрации средств массовой информации;
  • уточнены основания для отказа в государственной регистрации (перерегистрации) средства массовой информации;
  • детализирован порядок распространения продукции средства массовой информации, включая процедуру выдачи разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории Республики Беларусь без изменения формы или содержания и исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче такого разрешения, а также для его аннулирования;
  • определен единый срок хранения информационных сообщений и (или) материалов для всех средств массовой информации – шесть месяцев;
  • уточнены права и обязанности владельца интернет-ресурса, сетевого издания;
  • детализированы процедуры ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию и возобновления такого доступа;
  • установлен порядок обжалования решений республиканского органа управления в сфере массовой информации об ограничении доступа и отказе в возобновлении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию;
  • предусмотрен более мягкий подход к необходимому наполнению объема телепередач, аудиовизуальных произведений, иных сообщений и (или) материалов белорусского (национального) производства – такой объем не менее 15 процентов необходимо обеспечить в течение шести месяцев, а не менее 30 процентов – в течение двух лет, причем при его расчете предлагается учитывать не еженедельный, а ежемесячный показатель.

По проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Сайганова Т.И.

Законопроект предусматривает корректировку Банковского кодекса Республики Беларусь в целях решения проблемных вопросов, относящихся к сфере банковских отношений, приведения его в соответствие с законами Республики Беларусь, указами и иными актами Главы государства с учетом сложившейся правоприменительной практики, изменения законодательства, а также необходимости исключения правовых пробелов в данной сфере.

Законопроектом предусмотрено:

  • включение положений, касающихся официальной денежной единицы Республики Беларусь;
  • совершенствование деятельности небанковских кредитно- финансовых организаций;
  • закрепление в банковском законодательстве отдельных практических аспектов взаимодействия банков, Национального банка и государственных органов в части получения и предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, а также совершенствование порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну;
  • совершенствование нормативного регулирования порядка прекращения деятельности банка и устранение проблемных вопросов, касающихся исполнения банком своих обязательств после отзыва у него специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности.

Т.И.Сайганова отметила, что в ходе доработки ко второму чтению в тексте законопроекта был учтен ряд замечаний и предложений, касающихся:

  • совершенствования порядка представления банками сведений, составляющих банковскую тайну;
  • закрепления положений, направленных на защиту интересов граждан – потребителей финансовых услуг, в части снятия ограничений в выборе страховой организации, не взимания платы за информацию об условиях кредитования и рассмотрение заявления о предоставлении кредита и иных документов для получения кредита и за открытие банковского счета и зачисление на него суммы кредита;
  • установления порядка осуществления платежей посредством таких видов безналичных расчетов, как банковское платежное обязательство и прямое дебетование счета.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф. представил на рассмотрение проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Парламентарий сообщил, что законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в 8 законов Республики Беларусь: «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О воинской обязанности и воинской службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О военном положении», «О статусе военнослужащих», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».

Законопроект, в частности, предусматривает:

  • совершенствование системы военного планирования и воинского учета, правоотношений в части заключения контрактов о прохождении военной службы;
  • уточнение порядка ведения воинского учета и мобилизационной подготовки органами государственной безопасности Республики Беларусь;
  • создание условий для более эффективного использования инфраструктуры государства в целях обеспечения его вооруженной защиты;
  • адаптацию понятийного аппарата по вопросам оперативного оборудования территории Республики Беларусь к наработанным в результате практической деятельности подходам к обороне государства;
  • уточнение задач Вооруженным Силам Республики Беларусь с учетом характера современных военных конфликтов, подходов, заложенных в Военной доктрине Республики Беларусь;
  • правовое закрепление вопросов комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований личным составом в период мобилизации, военного положения и в военное время, порядка прохождения военной службы по мобилизации;
  • установление правовых основ для комплектования государственных органов, выполняющих особые задачи в период мобилизации, военного положения и в военное время, специалистами из числа военнообязанных, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь;
  • предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу гражданам, рекомендованным для обучения на I ступени послевузовского образования, в год получения высшего образования II ступени;
  • предоставление Министру обороны Республики Беларусь права лишения воинского звания офицера военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву;
  • уточнение положений о социальных правах и гарантиях женщин-военнослужащих, предоставляемых им в связи с охраной материнства и детства.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Баранник В.М. выступил с докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Законопроект разработан в целях приведения названных кодексов в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Проектом Закона, в частности, закрепляется новый состав административного правонарушения, предусматривающий административную ответственность за совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных законодательными актами, а также действующий состав административного правонарушения за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала) либо за нарушение установленного порядка назначения проверки, в том числе ее необоснованное назначение.

Корректировка, которая вносится в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривает расширение полномочий должностных лиц органов Комитета государственного контроля по составлению протоколов об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами контролирующих (надзорных) органов). При этом рассматривать дела об административных правонарушениях в таких случаях уже уполномочены должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Кроме того, депутатский корпус рассмотрел проект Закона «О ратификации Соглашения об обмене информацией в рамках Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием». С докладами по нему выступили первый заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Сергеенко И.П. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ковалько А.Д.

В соответствии с Соглашением стороны обязуются обеспечивать обмен соответствующей информацией, выполнение правового режима информационных систем, защиту секретной информации, используемой в процессе обмена информацией, в порядке, предусмотренном законодательством государств сторон, а также международными договорами.

Стороны должны определить перечень компетентных органов, ответственных за обмен информацией, а также определить требования к запросу на получение информации, сроки его исполнения и причины, по которым в исполнении запроса может быть отказано.

Следующее заседание Палаты представителей шестого созыва состоится 27 июня 2018 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)