/ / Общественно-политические
07.06.2018

7 июня на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь рассмотрены десять вопросов

7 июня 2018 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, в ходе которого были рассмотрены десять вопросов.

Заседание Палаты представителей

Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. представил для рассмотрения в первом чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Содокладчиком по этому вопросу выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Михневич В.В.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» в части исключения УВД по охране Минского метрополитена из системы органов внутренних дел, а в Закон «О городском электрическом транспорте и метрополитене» – в части исключения сотрудников органов внутренних дел из числа должностных лиц, уполномоченных на осуществление досмотра ручной клади пассажиров Минского метрополитена в рамках выполнения функции по обеспечению безопасного выполнения перевозок пассажиров Минским метрополитеном.

При этом представляется целесообразным сохранение за сотрудниками органов внутренних дел права проведения личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств, на объектах метрополитена.

Наличие у сотрудников органов внутренних дел данного права является непременным условием оказания при необходимости органами внутренних дел помощи коммунальному транспортному унитарному предприятию «Минский метрополитен» в осуществлении досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей на объектах Минского метрополитена в рамках разовых мероприятий.

Во втором чтении парламентарии приняли четыре законопроекта.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Милошевский В.С. рассказал о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека».

Проект Закона подготовлен в целях приведения положений действующего Закона в соответствие с актами Главы государства, другими законами Республики Беларусь, международными договорами, а также в целях унификации законодательства, осуществляемой в рамках происходящих интеграционных процессов.

Законопроектом определяется порядок правового регулирования отношений в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, основные принципы государственной политики, полномочия государственных органов и должностных лиц, иных государственных организаций, порядок осуществления контроля (надзора) в названной сфере.

Проектом Закона также закрепляются перечень мер, направленных на обеспечение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, порядок размещения информации о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Наряду с этим законопроектом устанавливаются права, обязанности и ответственность субъектов указанных правоотношений, существенно обновляется и дополняется с учетом договорно-правовой базы Таможенного союза понятийный аппарат Закона.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Филиппович Г.В. Она отметила, что целью законопроекта является приведение в соответствие некоторых законов с нормами Закона «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства».

С докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Савко В.И.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений в сфере организации и проведения массовых мероприятий. В частности, предлагается:

  • ввести уведомительный порядок проведения массовых мероприятий в постоянных местах для проведения массовых мероприятий, определенных местными исполнительными и распорядительными органами;
  • предусмотреть ряд мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности, в том числе дополнительные требования к организаторам массового мероприятия, перечню предметов, запрещенных к проносу в место проведения массового мероприятия, а также повышение уровня ответственности политических партий, общественных объединений и иных организаций за организацию и проведение массовых мероприятий;
  • урегулировать процедуру отзыва заявления о проведении массового мероприятия;
  • установить обязанность журналиста, присутствующего на массовом мероприятии с целью освещения хода событий, иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и служебное удостоверение журналиста средства массовой информации;
  • предусмотреть возможность изменения руководителем местного органа при рассмотрении заявления по согласованию с организатором массового мероприятия вида массового мероприятия (вместо демонстрации разрешать митинг и др.);
  • установить исчерпывающий перечень способов, которыми нельзя объявлять о массовых мероприятиях до получения разрешения на их проведение;
  • внести иные корректировки юридико-технического характера.
О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» депутатов проинформировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Атрощенко П.А.

Парламентарий отметил, что законопроект направлен на устранение проблем, выявившихся в правоприменительной практике, и на создание условий эффективного функционирования системы защиты государственных секретов.

Проектом Закона предлагается внести изменения и дополнения в Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, направленные на уточнение порядка ознакомления участников процесса с материалами дел и процессуальными документами, содержащими государственные секреты, изготовления выписок, копий процессуальных документов, содержащих государственные секреты, направления копий судебных постановлений и оглашения решений суда, содержащих государственные секреты, а также порядка подачи жалоб на процессуальные решения, содержащие государственные секреты.

Проектом Закона также предлагается дополнить Трудовой кодекс Республики Беларусь нормами, которые устанавливают правовое основание для расторжения трудового договора (контракта) с работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим допуск к государственным секретам, в случае прекращения ему такого допуска.

Кроме того, законопроектом вносятся дополнения и изменения в ряд статей Закона «О государственных секретах».

В частности, уточняется понятие средств шифрованной, других видов специальной связи, предлагается возложить на органы государственной безопасности Республики Беларусь координацию применения государственными органами и иными организациями средств шифрованной, других видов специальной связи, осуществление контроля за использованием указанных средств, уточнить условия предоставления гражданам допуска к государственным секретам. Отказ в предоставлении допуска к государственным секретам предлагается считать препятствием для продолжения работы по занимаемой должности гражданином, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск.

Проектом Закона устанавливается, что граждане, которым предоставлен допуск к государственным секретам, не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества, в том числе в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

На заседании также были рассмотрены пять вопросов о ратификации международных соглашений.

Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Вакульчик В.П. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Атрощенко П.А. представили проект Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан о взаимной защите секретной информации».

Соглашение устанавливает порядок обмена и взаимной защиты государственных секретов Республики Беларусь и Республики Узбекистан при осуществлении двустороннего международного сотрудничества в военной, военно-технической, научно-технической и других сферах.

О проекте Закона «О ратификации Протокола о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам» рассказали Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Носкевич И.Д. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Гоборов Д.Д.

В Протоколе содержатся положения, предусматривающие порядок направления и исполнения запросов компетентных органов сторон о передаче наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, основания для отказа в исполнении таких запросов, а также регламентируется порядок обеспечения условия для их сохранности, транспортировки и передачи.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» выступил заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Полудень С.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Корж И.А.

Соглашение подписано в целях повышения эффективности взаимодействия таможенных служб государств СНГ и упорядочения информационно-методической базы международного сотрудничества в сфере обмена информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров.

Уполномоченным органом, ответственным за реализацию Соглашения, определен Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

В соответствии с Соглашением уполномоченные органы, ответственные за его реализацию, будут осуществлять регулярный обмен информацией о законодательных и иных нормативных правовых актах своих государств, а также справочниками и классификаторами, используемыми при заполнении экспортной декларации, иными документами и сведениями, касающимися определения и контроля таможенной стоимости товаров.

Соглашением также предусмотрено предоставление уполномоченными органами друг другу на регулярной основе согласованного состава сведений из баз данных электронных копий экспортных деклараций, оформленных при вывозе товаров на таможенную территорию другого государства, за исключением информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну/секреты, а также информации, относящейся к персональным данным, в соответствии с законодательством государств – участников Соглашения.

Информация, полученная уполномоченными органами сторон, будет носить конфиденциальный характер и использоваться исключительно в таможенных целях.

Заместитель Министра энергетики Республики Беларусь Михадюк М.И. доложил парламентариям о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции от 15 марта 2011 г.». В качестве содокладчика по этому вопросу выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дьяченко В.И.

Протокол предусматривает изменение срока ввода в эксплуатацию первого энергоблока Белорусской атомной электростанции с 2018 года на декабрь 2019 года. При этом срок ввода в эксплуатацию второго энергоблока остается неизменным – 2020 год.

Проект Закона «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» представили заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Муквич В.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Чекан С.В.

Соглашение направлено на обеспечение законного оборота товаров в рамках Евразийского экономического союза, защиту прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение.

Соглашением, в частности, предусматривается:

  • наделение Совета Евразийской экономической комиссии полномочиями на принятие решения о введении маркировки товаров на основании представленных в Евразийскую экономическую комиссию государствами-членами предложений (с обоснованием) анализа целесообразности введения маркировки товаров, информации о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса и др.;
  • запрет на хранение, транспортировку, приобретение и реализацию (продажу) на территориях государств-членов немаркированных товаров, подлежащих маркировке;
  • наделение Совета Комиссии полномочиями утверждать перечень товаров с указанием их кодов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Союза и одновременно определять средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации, состав и структуру информации, которая должна содержаться в средствах идентификации, дату введения и порядок маркировки товаров, формат, состав и структуру сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными органами государств – членов Союза и Евразийской экономической комиссией;
  • определение случаев нераспространения требований по маркировке товаров, включенных в перечень;
  • введение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ввоз на таможенную территорию Союза и (или) производство товаров, обязанности по маркировке товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, средствами идентификации;
  • обязанность для компетентных (уполномоченных) органов государств – членов Союза совместно с иными контролирующими и (или) правоохранительными органами осуществлять контроль за оборотом товаров, подлежащих маркировке, в соответствии с законодательством государств-членов.
Компетентным органом Республики Беларусь по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками определено Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Проведение очередного заседания Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва запланировано на 14 июня 2018 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)