/ / Общественно-политические
27.07.2018

ГКСЭ дал разъяснения руководителям организаций – обладателей специального разрешения на осуществление судебно-экспертной деятельности

В связи с неоднократным выявлением Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь (далее – Государственный комитет) случаев участия обладателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление судебно-экспертной деятельности (далее – лицензия) в выполнении судебных экспертиз по видам (подвидам), не указанным в выданной лицензии, и во избежание нарушений законодательства о лицензировании, Государственный комитет разъясняет.

Процессуальные кодексы предусматривают возможность проведения экспертизы как в экспертном учреждении, так и вне экспертного учреждения (соответственно, ст. 223, 225 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь; ст. 230, 231 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь; ст. 93 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Проведение экспертизы вне экспертного учреждения имеет место в случае поручения проведения экспертизы конкретному эксперту, указанному в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы (далее – постановление).

В постановлении, которым проведение экспертизы поручено конкретному эксперту, как правило, указывается наименование организации-лицензиата, в которой работает эксперт. Однако такое указание носит информационный характер и не наделяет руководителя организации-лицензиата процессуальными правами.

Имеют место случаи, когда постановление, которым проведение экспертизы поручено конкретному эксперту, работающему в организации, направляется по адресу организации – обладателя лицензии.

Руководителю организации – обладателя лицензии следует иметь в виду и помнить, что в соответствии со статьями процессуальных кодексов, регулирующими проведение экспертизы вне экспертного учреждения, постановление вручают эксперту судья, следователь, лицо, производящее дознание, эти же лица разъясняют эксперту права и обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством, предупреждают об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения либо от дачи заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий судья, следователь, лицо, производящее дознание делают запись (отметку) в постановлении (определении) о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта.

Поступившее в адрес организации-обладателя лицензии постановление, которым проведение экспертизы поручено конкретному эксперту, подлежит возврату судье, следователю, лицу, производящему дознание.

В связи с изложенным, обращаем внимание на то, что руководитель организации – лицензиата не вправе принимать участие в организации проведения экспертизы, порученной судом, следователем, лицом, производящим дознание, конкретному эксперту, а именно:

  • регистрировать и вести наблюдательное производство;
  • направлять ходатайства, вести переписку с органом, назначившим экспертизу, по вопросам ее проведения;
  • разъяснять права и обязанности эксперту, предупреждать об ответственности;
  • привлекать к проведению экспертизы иных экспертов организации;
  • осуществлять расчет стоимости и направлять уведомления о возмещении расходов за проведение экспертизы;
  • направлять составленное экспертом заключение органу, назначившему экспертизу.

Составленное экспертом заключение не должно быть оформлено с использованием бланка и печати организации – лицензиата, а также содержать ссылки на лицензию, имеющуюся у организации.

Факты несоблюдения требований процессуального законодательства выявлены в отдельных заключениях экспертов (работников лицензиатов), составленных в порядке, предусмотренном для производства экспертиз вне экспертного учреждения, и могут являться по формальным признакам основаниями для лишения организации лицензии в связи с нарушением соответствующего законодательства.

По сообщению официального сайта Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь