/ / Общественно-политические
26.07.2018

Деревне нужен городской комфорт: МАРТ готовит изменения в указ Президента о развитии торгового бизнеса на селе

Это можно заметить по очередям в гипермаркетах: активность и оживление царят нынче в торговле. Товарооборот внутри страны с начала года вырос на 9,7 %.

Общепит

Причиной тому стали увеличение доходов населения, оживление производства товаров широкого потребления, а также снижение процентных ставок по кредитам. Как следствие, в первой половине года наши граждане пополнили свой кредитный портфель на 70 % к аналогичному периоду 2017-го. Сетевые компании хорошо уловили конъюнктуру и с помощью скидок и акций сумели перетянуть денежные потоки на себя – их товарооборот с начала года поднялся почти на 15 %.

Однако есть в этой бочке меда ложка дегтя – ситуация с торговлей на селе. Около 2 миллионов жителей нашей страны – сельчане, которые хотят иметь такой же уровень комфорта, как в городе. А кто у нас преимущественно торгует в деревне? Белкоопсоюз, который, к примеру, с 2010 года оптимизировал количество своих магазинов на четверть, и процесс этот продолжается. Доля потребкооперации в структуре товарооборота упала почти вдвое. Но и бизнес неактивно занимает свободные ниши.

Поддержать развитие торгового и общепитовского предпринимательства на селе призван Указ Президента № 345 от 22 сентября 2017 года. Ипэшников и торговые компании освободили от налога на недвижимость и землю в 15 тысячах деревень, 66 малых городских поселениях и на 668 территориях вокруг них. Это коснулось местности, где проживают 1,1 млн человек. По данным Министерства по налогам и сборам, преференциями воспользовались 667 субъектов хозяйствования, из них 496 индивидуальные предприниматели. Открылось 1.690 магазинов и павильонов, 17 кафе и столовых.

Тем не менее МАРТ недоволен: создана рабочая группа по совершенствованию позитивных начинаний. Некоторые предложения озвучил первый заместитель Министра Артур Карпович:

– Выявлен ряд вопросов, которые требуют решения. Это неравномерное распределение субъектов бизнеса по регионам и неполный охват территорий действием указа. Обсуждаются предложения о внесении изменений в Указ № 345 в части распространения льгот на арендаторов. Сейчас если ты берешь в аренду торговый объект в деревне, то льготы по налогу на недвижимость и землю не распространяются.

Как выяснилось, необходима комплексная программа поддержки торговли в деревне, которая бы делала этот бизнес более комфортным и снимала некоторые экономические барьеры. К примеру, в нынешних реалиях доставка товаров автомагазинами на расстояние более 11 км, как правило, убыточна. Тарифы на электроэнергию для организаций торговли и общепита на селе непомерно высоки.

– По нашему мнению, это несправедливо, – считает Артур Карпович и полагает, что стоит рассмотреть возможность расширения действия Декрета Президента № 10 о создании дополнительных условий для инвестиций и Указа № 255 о некоторых мерах господдержки малого предпринимательства с учетом проблемы качества торгового обслуживания жителей деревень и небольших поселков.

Кстати

На пресс-конференции прозвучала еще и такая новость. В качестве эксперимента в отдельных районах страны собираются ограничить продажу алкоголя. Вот что сказал по этому поводу первый заместитель Министра Артур Карпович:

– Вопрос обсуждался на уровне Правительства, принято решение провести на определенных территориях эксперимент – распространить ограничение на продажу алкоголя.

Эксперимент проведут для того, чтобы потом изучить, как это повлияет на сокращение уровня преступности и снижение криминальной обстановки в регионе.

– Конкретных районов я еще не видел, но что схема принята к исполнению, это да, – констатировал Артур Карпович.

Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 26 июля 2018 г.