/ / Общественно-политические
24.07.2018

Выездное заседание судебной коллегии по экономическим делам – о практике применения законодательства об инвестиционной деятельности

По инициативе Верховного Суда Республики Беларусь 20 июля 2018 года на базе СЗАО «БЕЛДЖИ» состоялось выездное заседание судебной коллегии по экономическим делам, посвященное обсуждению вопросов совершенствования законодательства об инвестиционной деятельности и судебной защиты прав и законных интересов инвесторов.

выездное заседание судебной коллегии по экономическим делам на Белджи

В выездном заседании участвовали заместитель Председателя Верховного Суда, председатель судебной коллегии по экономическим делам Юрий Викторович Кобец, судьи судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда.

К участию в заседании были приглашены Щепов Владислав Александрович, Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Брич Леонид Григорьевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Красовская Тамара Петровна, Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Карягин Владимир Николаевич, Председатель Высшего Координационного Совета Республиканской конфедерации предпринимательства, Денгалёв Геннадий Иванович, председатель Борисовского районного исполнительного комитета, Тараканов Юрий Алексеевич, начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь, Хлабордов Владимир Александрович, начальник юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь, Свидерский Геннадий Брониславович, исполняющий обязанности генерального директора СЗАО «БЕЛДЖИ».

Представители Верховного Суда, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Министерства экономики, местных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества обсудили общие критерии баланса интересов государства и инвесторов.

Обращаясь с приветственным словом к участникам заседания, Юрий Кобец отметил, что инвестиционная привлекательность Беларуси во многом зависит от правового регулирования порядка разрешения инвестиционных споров, которые так или иначе возникают в процессе реализации инвестиционных проектов:

«Для того, чтобы найти общие критерии баланса интересов инвесторов и государства, с одной стороны, повысив уровень инвестиционной привлекательности, с другой - не нарушив государственные интересы, необходимо сообща открыто и откровенно говорить об имеющихся проблемах и искать пути их решения».

К слову, о некоторых проблемных вопросах рассказал Геннадий Денгалёв, председатель Борисовского райисполкома.

В частности, он отметил необходимость усиления работы по привлечению инвестиций в такое направление развития региона, как медицинское обслуживание населения. По словам Геннадия Денгалёва, необходимо изучать и внедрять успешный зарубежный опыт ранней диагностики заболеваний: «Зарубежные компании готовы приходить на белорусский рынок, инвестировать в медицину, привозить современное оборудование, высококвалифицированных врачей, строить центры по ранней диагностике различных заболеваний. Им интересна Беларусь. И инвесторы уверены, что в такие центры поедут лечиться и иностранные граждане. Однако проблема возникает при оформлении страховки на лечение. И это останавливает. Ведь инвестор просчитывает в том числе возможность получения прибыли от инвестиций». Председатель райисполкома также рассказал об успешном развитии деревообрабатывающего предприятия района, которое является одним из крупнейших экспортеров изделий из древесины в страны Балтии и Беларуси.

Геннадий Брониславович Свидерский, исполняющий обязанности генерального директора СЗАО «БЕЛДЖИ», высказал мнение, что такое «совместное рассмотрение вопросов послужит тому, что условия ведения бизнеса не только будут декларированы, но и по ним будут проводиться реальные действия, способные приносить доходы как инвестору, так и нашей стране».

Отметим, выездное заседание неслучайно прошло на СЗАО «БЕЛДЖИ». Крупному совместному с Китаем инвестиционному проекту 4 года. Завод сегодня является флагманом развития отечественного легкового автопрома.

Основным докладчиком на заседании выступил судья Верховного Суда Республики Беларусь Андрей Владимирович Плотников. Он ознакомил присутствующих с основными вопросами практики применения экономическими судами законодательства об инвестиционной деятельности.

Андрей Плотников отметил, что в существующих условиях наиболее актуальным направлением экономического развития в Республике Беларусь признается улучшение инвестиционного климата, развитие механизмов активизации притока внешних и внутренних инвестиций, инвестиционной активности в первую очередь на основе совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование привлечения инвестиционных ресурсов в приоритетные для экономики сферы деятельности. Инвестиционный климат включает в себя правила вхождения инвестиций в страну, условия их защиты, и задачей внутренней политики, по мнению судьи, является обеспечение его предсказуемости.

Андрей Плотников привел самые яркие примеры судебной практики рассмотрения инвестиционных споров и ознакомил присутствующих с выводами. По мнению докладчика, сегодня можно выделить следующие основные группы вопросов, имеющих спорный характер при оценке обстоятельств реализации инвестиционного договора: условия о применении, возмещении льгот и преференций; правовой режим земельного участка и строительного объекта на нем при осуществлении инвестиционной деятельности; ответственность инвестора в виде неустойки, предусмотренной инвестиционным договором.

Судья отметил, что в настоящее время, в целях единообразного применения условий инвестиционного договора и выработки общего подхода к применению штрафных санкций следует установить единый максимальный размер неустойки с правом государственного органа и исполкома на изменение ее размера – право на установление в инвестиционном договоре неустойки в меньшем размере.

Кроме того, с учетом предложений Верховного Суда, проектом изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» предлагается установить открытый перечень обстоятельств непреодолимой силы, путем обязательного закрепления в инвестиционном договоре нормы о форс-мажорных обстоятельствах.

Плотников также подчеркнул, что прослеживается и наличие необходимости дополнительного регулирования порядка освобождения от ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в рамках реализации инвестиционного проекта. По мнению докладчика, именно изучение практики применения норм законодательства об инвестиционной деятельности должно обеспечить его эффективность. В результате законодательное регулирование инвестиционной деятельности станет для инвесторов более предсказуемым, а значит – привлекательным.

Перед участниками заседания выступил и Председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Николаевич Карягин. Прежде всего, он отметил прогресс в развитии диалога бизнеса и власти: «Ежегодно мы измеряем уровень удовлетворенности состоянием диалога бизнеса и власти. Это одна из позиций индекса делового оптимизма. В последние годы наметилась, и это позитивно, большая степень доверия. С февраля 2014 по февраль 2018 года показатель удовлетворенности диалогом вырос в 4,5 раза. На развитие такого диалога нацелена и исполнительная власть. При министерствах созданы общественно-консультативные советы. Есть шаги со стороны законодательной власти. Проводятся открытые парламентские слушания. Предприниматели принимают участие в форумах и ассамблеях, совместными усилиями идет совершенствование законодательства. Площадок для диалога бизнеса и власти стало больше, но они требуют компетентного участия не только со стороны власти, но и самих предпринимателей», – подчеркнул Владимир Карягин.

Об инвестиционном законодательстве Республики Беларусь и мерах по его совершенствованию рассказал участникам заседания начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь Юрий Алексеевич Тараканов.

Он отметил, что совершенствование законодательства в целях улучшения инвестиционного климата в стране и привлечения инвестиций является приоритетом государственной политики Правительства и Министерства экономики. Принимаемые меры, по словам Юрия Тараканова, позволили Беларуси с 2006 по 2017 год подняться с 124-го до 37-го места в мире по легкости ведения бизнеса в международном рейтинге «Ведение бизнеса», войти в пятерку стран-лидеров успешных реформ. Представитель Минэкономики обратил внимание на то, что в республике сформирована база нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на национальном уровне с учетом лучшего мирового опыта. Кроме того, особое внимание Правительство и Министерство экономики уделяет вопросам поощрения и защите инвестиций на международном уровне. Также Республика Беларусь целенаправленно и последовательно проводит работу по совершенствованию инвестиционного климата.

Докладчик детально остановился на принятых мерах по совершенствованию законодательства. В частности, он обратил внимание на то, что в период 2015–2017 годов в Беларуси улучшены условия деятельности СЭЗ, усовершенствован режим индустриального парка «Великий камень», усовершенствован режим Парка высоких технологий. Принят ряд ключевых актов Главы государства, в том числе по улучшению бизнес-климата, среди которых Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», направленный на совершенствование условий ведение бизнеса.

Кроме того, на системный характер деятельности по улучшению инвестиционного климата указывает и План мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь, сформированный рабочей группой при Совете Министров с участием депутатов Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, бизнес-сообщества на базе комплексного анализа инвестиционного законодательства.

Планом предусмотрены мероприятия, направленные на снижение мер административной и уголовной ответственности, корректировку инвестиционного законодательства, совершенствование законодательства о государственно-частном партнерстве, имущественных отношениях, архитектурно-строительной деятельности, земельных отношениях, таможенном, налоговом регулировании, миграционной политике, повышение эффективности Национального агентства инвестиций и приватизации. Результатом проделанной работы стала разработка и внесение в Палату представителей ряда законопроектов. Среди них законопроекты «Об инвестициях» (изменения коснуться в части предоставления инвесторам компенсаций стоимости имущества, являющегося инвестициями, а также отказа государства от судебного иммунитета), «О приватизации государственного имущества» (законопроект предусматривает необратимость приватизации и сокращение срока исковой давности по приватизационным сделкам с 10-ти до 3-х лет. Это закрепление дополнительных законодательных гарантий добросовестным инвесторам при приватизации); «О хозяйственных обществах» (законопроект призван улучшить защиту прав и интересов участников хозяйственных обществ. В частности, предлагается: исключить ограничение на участие хозяйственного общества с одним участником в другом таком же обществе, что особенно актуально для иностранных инвесторов; ввести механизм, позволяющий конвертировать долги хозяйственных обществ в доли (акции); предоставить дополнительные права участникам).

Министерством экономики, как добавил Юрий Тараканов, продолжается работа по корректировке Декрета № 10 по инвестиционным договорам, где предлагается снизить нагрузку на инвестора в период реализации инвестиционного проекта. В рамках отдельных поручений Главы государства и Правительства по созданию благоприятных условий для осуществления инвестиций и ведения бизнеса предусматривается корректировка Налогового кодекса Республики Беларусь, в том числе направленная на снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в связи с реинвестированием прибыли в развитие производства и созданием ими новых рабочих мест, Уголовного кодекса Республики Беларусь – корректировка направлена на смягчение ответственности за совершение отдельных экономических преступлений, в том числе возможность трансформации уголовной ответственности по отдельным деяниям в административную ответственность.

Завершая выступление, Юрий Тараканов подчеркнул, что проводимая работа должна быть увязана с качественной работой государственных органов по взаимодействию с инвесторами. «В последнее время, – отметил он, – Министерством экономики отмечается факт выросшего количества обращений инвесторов о желании урегулировать инвестиционный спор в доарбитражном порядке до его подачи в международный суд. При этом причиной таких обращений являются действия или бездействие государственных органов. В связи с этим Министерство экономики, руководствуясь позицией Международного суда ООН, отмечает, что действия или бездействие всех органов государства должны рассматриваться как действия или бездействие государства, так как государство несет ответственность за действия своих руководителей вне зависимости от того, принадлежат ли они к законодательной, исполнительной или судебной власти, поскольку эти действия совершаются ими в их официальном качестве. Кроме того, Международный Суд ООН не приводит также принципиального различия между действиями вышестоящих и нижестоящих должностных лиц при условии, что они действуют в своем официальном качестве. В целях минимизации рисков, связанных с обращением в международный арбитражный суд, Министерство экономики совместно с Министерством юстиции подготовило и направило государственным органам рекомендации по вопросу учета рисков арбитражных споров при заключении, исполнении, прекращении инвестиционных договоров с иностранными инвесторами».

Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владислав Александрович Щепов поддержал положения, озвученные представителями Министерства экономики и Верховного Суда, подтвердив готовность законодателя принять ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного законодательства и, как следствие, инвестиционного климата. Он рассказал также о готовящихся парламентских слушаниях по улучшению инвестиционного климата, отметив, что в ходе работы необходимо учитывать результаты судебной практики.

Подводя итоги, Юрий Викторович Кобец еще раз отметил важность диалога государственных органов и бизнес-сообщества, позволяющего услышать мнение каждого заинтересованного. Кроме того, как отметил Кобец, крайне важны сроки рассмотрения инвестиционных споров: «Мы не можем позволить себе в нынешних условиях, когда экономика развивается стремительными темпами, месяцами рассматривать инвестиционные споры. Несмотря на достаточно жесткое процессуальное регулирование сроков рассмотрения дел, на практике порой вынесение решений откладывается по тем или иным основаниям». Юрий Кобец также обратил внимание на недопустимость формального рассмотрения дел: «Мы ни в коем случае не можем быть формальными. Стабильность, прозрачность и предсказуемость судебной практики по данной категории дел способны повысить инвестиционную привлекательность не хуже, чем наличие льгот и преференций».

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции