/ / Общественно-политические
23.07.2018

Маршруткин труд: Почему ни рейды, ни штрафы не могут остановить нелегальных международных перевозчиков

Лето – традиционно пора чемоданов, отпусков и пересечения границы. С каждым годом государственная транспортная сеть пытается усовершенствовать маршруты, повысить комфорт и разнообразие рейсов, чтобы удовлетворить все нужды желающих на время покинуть границы нашей родины. Гомель – отличная отправная точка для путешествий в Россию и Украину. И если в организации сообщения с последней у официальных перевозчиков почти непререкаемый авторитет, то очередь желающих отвезти на территорию восточной соседки с годами не иссякает. Призывные шепотки «Клинцы! Злынка! Новозыбков! Брянск!» стали одним из самых привычных элементов гомельского автовокзала. Такие перевозчики берут с клиентов больше денег, гарантий безопасности не дают, попадаются на контрольных подсадках, подвергаются штрафам, но не уходят.

Проверка нельегальных перевозок

Ремень для виду

На 13-й платформе гомельского автовокзала многолюдно. Опаздывающего автобуса до Брянска через Новозыбков дожидаются несколько десятков человек. Часть путешественников держат в руках корзинки с пирожками и сумки с закатками – едут к родне, но большинство с чемоданами готовятся к недолгому пересадочному пути, который в итоге приведет их к долгожданному отпуску. Из Гомеля до российского Новозыбкова, к примеру, бывает в среднем семь рейсов в сутки. Автобусы неплохие, но до иностранных перевозчиков с их вакуумными туалетами и бесплатным чаем-кофе пока все же недотягивают. Однако спрос есть и на автобусы без излишнего комфорта: пара часов – и вы на месте. За скромные 6 рублей 9 копеек.

Конкуренты к автобусам не приближаются, все же надо соблюдать хоть какие-то приличия. Но с раннего утра со ступенек автовокзала начинают доноситься призывные крики:

– Злынка, Новозыбков, Брянск…

У дверей уже собралась шумная компания дам бальзаковского возраста, которые уговаривали седовласого мужчину ехать побыстрее. Водитель с ярким кавказским акцентом успокаивал пассажирок:

– Еще одын будет – и поедэм.

– А вы в Новозыбков? – бросаюсь я к нелегалу.

– 400 рублэй.

– А в белорусских можно?

– Ну-у, гдэ-то 13 давай. Вон идытэ к машине.

Под деревьями напротив входа проветривалась «ласточка» – видавшая виды иномарка с распахнутыми дверями. Гудящий рой из трех постоянных пассажирок и меня ринулся занимать места. При плотном графике официальных рейсов такая напористость удивила, пока попутчицы не объяснили: с билетами – трудно. Раньше, бывало, пожаловалась продавщица Татьяна, придешь за полчаса до автобуса – и езжай себе спокойно. А летом перед выходными билеты разбирают как горячие пирожки. Оказалось, что до конца этого дня уехать государственным транспортом невозможно. Да и назавтра места есть только на 12-часовой, а работа ждать не будет.

Нелегал подливает масла в огонь:

– Дэвочки, сегодня всэ таксысты по пять мынут стоялы: билэтов нэт, пассажиров набирали быстро! Я приэхал – наших никого нэт!

Водитель захлопнул дверь за последней пассажиркой. Вряд ли, правда, из соображений галантности: с внутренней стороны дверцы просто не было ручки. Вселенная решила сбалансировать: переднюю пассажирскую дверь тоже нельзя было открыть, правда снаружи. Но тут водитель удивил нас неожиданной заботой:

– Всэ пристэгнулись?..

Мы вчетвером послушно заерзали в поисках ремней, но тут горячий кавказец дал поблажку:

– Да нэ нада. Для виду накиньтэ. Пограничники придыраются.

Что в имени твоем?..

От попутчиц я узнала еще один плюс таких поездок. Лето – пора отдыха, желающих уехать, к примеру, в Москву, к вожделенному самолету, который унесет их в теплые страны, довольно много. Международные железнодорожные перевозки – удовольствие дорогое. Но если брать билет на поезд из Новозыбкова, получается существенно дешевле. Для сравнения: прямой плацкартой из Гомеля до Белокаменной можно доехать за 90–100 белорусских рублей, билет из Новозыбкова до Москвы в таких же условиях – около 52 рублей. Даже с учетом дороги до российского города поездка принесет больше выгоды. Купе в прямом сообщении – 195–207 рублей, из Новозыбкова – 103. А нелегалы частенько подстраиваются под поезда, чтобы гарантировать себе пассажиропоток.

– Сэйчас на 18.31 многие едут. А в сэм с чем-то идет поезд до Адлера.

Да и потом, преодолеть путь из Гомеля до Новозыбкова на машине куда быстрее и менее утомительно, чем пережидать все остановки автобусов государственных перевозчиков. Водитель пообещал, что через час десять мы будем на месте. По ценам разбежки значительные. Мне неопытной о привычном тарифе на ушко полдороги шептала опытная Татьяна:

– Сегодня уломали на 13, а так он вообще за 15 хотел ехать, представляешь! Однажды моя знакомая ехала одна в машине, безвыходная ситуация была, спешила. Так ее за 350 тысяч «старыми» повезли!

Впрочем, о постоянных клиентах нелегалы даже заботятся. Одна из моих попутчиц с умилением вспомнила, как наш водитель однажды довез ее до следующей остановки автобуса, на который она опоздала. О вознаграждении рассказчица, однако, умолчала, зато посетовала:

– Раньше российские автобусы ходили, так можно было подсесть, даже если билетов не было. Отъедет от вокзала к киоску – и заходи! А с белорусскими сейчас не прокатывает. Не берут. Не положено, говорят…

– Эй, водитель, давайте потише поедем, аккуратно, не спешим мы, – нервничает моя соседка, так и не нашедшая, куда пристегнуть ремень.

Водитель за рулем поспешно кивнул седой головой. Но от Добруша до самой России скорость ниже 110 километров в час перевозчик считал чем-то недостойным гордого звания горца.

Переход условной российской границы занял от силы секунд тридцать. Кавказец приветственно улыбнулся людям в форме, блеснув золотом зубов, а пограничник сквозь стекло посмотрел на обложки российских и белорусских паспортов и махнул рукой.

– О, сегодня не придирались! – обрадовалась Татьяна. – В прошлый раз сумки смотрели, взбрело же им в голову!

– А не спрашивали, куда вы едете? Знакомы вы или нет? Знаем ли мы, как зовут водителя?

Собеседница только фыркнула в ответ на мою наивность, а машина снова пошла на «взлет». Пару машин мы обогнали по обочине так лихо, что я успела припомнить особенно яркие эпизоды своей жизни. Дребезжа и местами, кажется, жалуясь на жизнь, наша карета наконец добралась до Новозыбкова и затормозила возле автовокзала. Я посмотрела на время: доехали сказочно быстро, тут крыть нечем. Нашего перевозчика радушно поприветствовали местные коллеги: оказывается, горец за день успел сделать третий рейс, за каждый, по самым скромным прикидкам, получив не меньше 20 белорусских рублей чистой прибыли.

Я же получила гарантию брони переднего сиденья на обратную дорогу, если закончу свои дела в течение часа. Машину удалось заполнить и в гомельском направлении. На границе водитель высунулся из окна и весело прокричал:

– И снова здравствуйтэ!

Почему он который раз за день проезжает по одному и тому же маршруту, пограничник опять не поинтересовался, лишь приветливо кивнул ему в ответ.

Или без конфискации...

– Вы проехались с нарушителем пункта 1.1 статьи 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» КоАП, – объяснила начальник управления организации контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам по Гомельской области Виталия Клевцова. – Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации, специального разрешения (лицензии), когда это необходимо. Санкция: наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией полученного дохода, а также предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, то есть машины. Или без конфискации...

В ее словах мне слышится нотка легкого неудовольствия. Выбор наказания – прерогатива суда. Правда, в последнее время решений о конфискации машин все меньше и меньше. Физические лица, частная собственность, у некоторых и вовсе единственное имущество... Размеры присуждаемых штрафов впечатляют, но и они не останавливают.

– А вот угроза потери машины-кормилицы заставила бы задуматься серьезнее.

В прошлом году налоговые органы выявили около 100 нелегальных перевозчиков, с начала этого года уже 63. Но поймать за руку перевозчика налоговые органы могут только в Беларуси.

– Контрольные мероприятия на территории другого государства мы проводить не имеем права. Хотя, казалось бы, обмен информацией с налоговыми органами России у нас налажен идеально.

Привлекать к ответственности подобных нарушителей закона – не самое простое дело. Стоять возле вокзала никому не возбраняется, да и завуалированная реклама своих услуг ничего не доказывает. Ну, может, нравится людям вслух выкрикивать названия российских городов. В данном случае сработает только ловля на «живца». Виталия Клевцова не скрывает: подобные операции совсем не редкость:

– Нелегал всегда должен опасаться, что в его машине среди обычных пассажиров едет работник налоговых органов.

Под прикрытием

На «контрольную закупку» меня приглашает инспекция по Железнодорожному району Гомеля. Сотрудник ведомства Николай, попросивший не называть его фамилию и должность, делится опытом:

– Мы постоянно отслеживаем тех, кто дежурит возле вокзала. Есть там и несколько россиян. Работают посменно: двое с утра, двое – в обед.

Помогают в организации операции и другие органы. Сотрудники ГАИ в нужный момент должны остановить уже отъехавшую с пассажирами машину. А напрашиваться в качестве клиентов будем мы с оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции ОВД администрации Советского района Александром Турцевичем. Легенду сочинили на ходу: мы с Сашей едем к его папе в Новозыбков, живут они на улице Чкалова, месторасположение которой мы на всякий случай нашли на карте. Получаю последние инструкции: включить диктофон, вести себя аккуратно, сесть с краю, когда машину остановят, выйти спокойно, но оперативно. Подробности специалисты опускают, но проговариваются, что в голову нелегалам может прийти все, что угодно. Нервничающий человек, уличенный в нарушении закона, может повести себя неадекватно – вплоть до попытки объехать препятствие и скрыться от преследования по тротуарам.

Николай наблюдает издалека, мы с моим временным мужем чинно и размеренно шествуем по крыльцу. Сзади раздается заветное:

– Новозыбков!

– Саша, тут везут вроде, – тяну я за руку напарника. – Мужчина, вы в Новозыбков едете? А сколько?

Спрос в субботу явно выше, и конкуренция заставляет сбросить цену.

– 10 рублей или 300 российскими. Но пока народу надо набрать.

– А до улицы Чкалова довезете?

Водитель растерянно посмотрел на Сашу.

– Да я в Новозыбкове не ориентируюсь. До автовокзала довезу. Идите пока в синий бус.

Кроме нас, в неухоженном салоне женщина средних лет. Сквозь мутное окошко следим за ярко-салатовой майкой нашего водителя. Он слоняется по крыльцу вокзала, периодически шепча в сторону прохожих заветные слова, но поток желающих приостановился. Через полчаса операция оказывается под угрозой срыва. Водитель подошел грустный: народ не набирался.

– Вас двоих вот тот человек может отвезти!

Человек передвигался на легковой «Тойоте» с российскими номерами.

– А сколько будет стоить? – обеспокоенно поинтересовался Саша, больше волнуясь, увидел ли передислокацию Николай. – Тоже 10 рублей?

Новый водитель утвердительно кивнул.

«Я цену не называл!»

В машине уже было двое знакомых водителя из Новозыбкова, которые возвращались домой. Саша наскоро перезвонил «папе»:

– Мы на другой машине, «Тойоте», выехали, будем через час.

Пост ГАИ ждал нас под Новобелицким мостом.

– И чего им, интересно, надо? – недовольно пробурчал наш перевозчик, но, увидев документы подоспевшего Николая и старшего лейтенанта Турцевича, тут же презрительно бросил в сторону нечаянных «пассажиров». – А-а-а, понятно.

Признаваться в нарушении белорусского законодательства российский пенсионер Игорь даже не думал:

– Ничего не знаю! – с места в карьер бросился он в атаку. – Цену им не называл, просто приятель попросил подвезти.

Николай скептически изогнул бровь: уж слишком хорошо «случайный» человек знал, что надо говорить в такой ситуации.

– Как часто в Гомеле бываете?

– Как денег накоплю. Пенсия-то у меня всего 6 тысяч.

– Когда сможете подъехать в инспекцию для рассмотрения дела?

– Во вторник.

Видно, в понедельник должна быть пенсия. Лейтенант Турцевич составил протокол, Николай объяснил нелегалу: на первый раз грозит предупреждение и уплата единого налога. Для Гомеля эта сумма составляет 130 рублей. Свидетели кивка на озвученную стоимость проезда имеются. Поныв для проформы про тяжелую судьбу российского пенсионера, Игорь постепенно смирился с потерей и совсем раздухарился:

– А че, и в газете про меня напишете? Надо будет почитать!

Всем выйти из сумрака

Помощь по выявлению нелегалов оказывает и автовокзал. Правда, по мере возможности. Дежурные периодически снимают машины, возле которых собираются охочие до быстрой поездки пассажиры. Данные передают в налоговую. Инженер-программист Анатолий Чернявский демонстрирует последний «улов»: в толстой стопке несколько снимков машин с номерами 32-го региона.

– Мы пишем, когда снято, стараемся зафиксировать, часто ли здесь появляется эта машина. Отправляем в налоговую.

Туда же при необходимости попадают и записи с видеокамер. Мы с Николаем пытаемся выяснить, как часто ошивается поблизости российский пенсионер Игорь, но наши мечты о славе Шерлока Холмса и мисс Марпл трещат по швам. Стоянка перед главным входом видеонаблюдением охвачена не полностью, возможно, наш нелегал удачно простоял в мертвой зоне. Да и качество камер не всегда позволяет четко рассмотреть номера...

Вот и получается, что ловить лучше всего за руку. Только на ежедневное патрулирование у налоговой инспекции при всем желании не хватит ресурсов. Директор филиала «Гомельский объединенный автовокзал» ОАО «Гомельоблавтотранс» Сергей Явных готов оказывать посильную помощь:

– Вы их как погоняете, с месяц бывает тихо. Но потом опять возвращаются.

Нелегалов специалисты ищут и на интернет-сервисе «Блаблакар». Некоторые умники там сразу выставляют ценник. В последнее время налоговые органы значительно усилили профилактическую работу, потому первая задача – предупредить. «Письмо счастья», отправленное начинающему нелегалу, проинформирует: возможно, вы пытаетесь вести противоправную деятельность. А дальше – предложение зарегистрироваться в качестве ИП или юрлица. Виталия Клевцова призывает нелегалов выходить из тени:

– Легализовать такую деятельность у нас довольно просто. Все устроено по заявительному принципу, достаточно обратиться в администрацию района. Я очень долго занимаюсь нелегальными перевозчиками, наслушалась всего: налоги высокие, бензин дорогой, машину нужно постоянно ремонтировать – мол, на все это и заработать невозможно. Я так скажу: зарабатывает тот, кто не ленится. Вы попробуйте позвонить в наше такси в снегопад или сильный ливень: приходится ждать по 30–40 минут. Значит, множество машин просто не вышли в рейс. Не хотят работать в сложных условиях. А другой выйдет и заработает.

Профилактическую работу ведут и с потенциальными пассажирами. Нет спроса – нет предложения. Выстроись налоговые инспекторы цепочкой поперек дороги, все равно в машину сумеет прошмыгнуть очередная жаждущая экстрима и быстрой поездки душа. Скорость и обилие рейсов пока значительно обыгрывают собственную и экономическую безопасность страны.

Переманить клиентов обратно в государственные автобусы – задача перевозчика. В ОАО «Гомельоблавтотранс», которое организует в том числе и рейсы до Новозыбкова, и рады бы вернуть народ, но как, пока точно не знают. Начальник отдела пассажирских перевозок Владимир Федоренко разводит руками:

– Нельзя сравнивать автобусы и легковые машины, регулярное движение и гибкий график. Это несопоставимо. Мы бы и рады пускать рейсы каждый час, но такое экономически невозможно. Впрочем, рассмотрим этот вопрос. Возможно, летом количество рейсов стоит увеличивать.

Ольга Вальченко, «Рэспублiка», 21 июля 2018 г.
(Фото – Ольга Вальченко)