/ / Общественно-политические
12.07.2018

На столбах толкового не посоветуют: Расклейщикам рекламы на подъездах и столбах грозит штраф

Навязчивая реклама подстерегает нас на каждом шагу – на фонарных столбах, входах в подъезд и даже мусорных баках. Причем зачастую с предложениями сомнительного толка: деньги в долг без всяких справок и даже без источника доходов, распродажа конфиската... В общем, ни уму, ни сердцу, а городская среда обезображена. Усложнить жизнь беспечным распространителям рекламных объявлений должен тот факт, что их теперь будут привлекать к ответственности за несоблюдение правил благоустройства, если застанут за делом. Такое дополнение было недавно внесено в правила благоустройства и содержания Минска. Вместе со специалистами оценим масштаб проблемы.

Реклама

С начальником отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ириной Летняк и начальником главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ниной Емельяновой встречаемся на площади перед железнодорожным вокзалом. Место выбрано не случайно: с одной стороны, центральное, проходное, где много к тому же приезжих или ожидающих своего поезда, а значит, особенно лакомое для расклейщиков. С другой – визитная карточка города, которую особенно важно содержать в чистоте и порядке. И здесь идет битва интересов. Чем активнее дворники в уборке объявлений, тем нахальнее действуют расклейщики и с клея ПВА уже перешли на «Момент», который намертво прикрепляет объявление, оборвать его можно разве что по кусочкам. В ответ столбы начали обтягивать сеткой-рабицей до уровня выше человеческого роста: тут уж свою бумажку никак не приладишь. Причем сетку обязательно красят в цвет опоры, чтобы визуальная составляющая страдала по минимуму.

Очистка столба, кстати, обходится в сумму от 11 рублей и может доходить почти до 40, если из-за повреждения покрытия его придется перекрашивать. А теперь оцените активность расклейщиков: заказчик их работу меряет как минимум сотнями объявлений. Представляете, какой ущерб выходит для города? Отсюда и сумма штрафа за несоблюдение правил благоустройства для физлица – до 25 базовых величин. Получить соответствующий протокол можно будет прямо у испорченного столба или подъезда – специалисты намерены находить распространителей во время мониторинга городских территорий, в том числе с сотрудниками милиции. И работа эта будет долгосрочной, объясняет Ирина Летняк, потому что реклама в не предназначенных для этого местах – проблема любого мегаполиса:

– С ней сталкиваются и Москва, и Санкт-Петербург, и Киев. Да и в Западной Европе вы легко найдете как незаконные граффити, так и расклеенную в неустановленных местах рекламу. В Минске размещать объявления можно только на специальных досках у входа в подъезд. Все остальное будет нарушением действующих правил благоустройства. Поэтому хочется напомнить еще раз об ответственности распространителей, объявлений о наборе которых полно. Предлагают такую подработку и подросткам, но сумма штрафа, которую придется заплатить родителям, будет несоизмеримо выше заработанных карманных денег. Максимально быстрая уборка объявлений – тоже вариант воздействия. Смотрите, расклеенные ночью уже оперативно убраны. Организации, в чьем ведении находятся территории, за этим следят.

Действительно, найти объявление в незаконном месте удается далеко не сразу. И все–таки вот он, наспех вырезанный бумажный «веер» с номерами телефонов – по ним опять предлагают взять деньги в долг вообще безо всяких формальностей, хватит только паспорта. Надо сказать, микрокредитование – однозначный хит этого рынка. Хотя, конечно, соответствующей лицензии на финансовую деятельность у рекламодателя нет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потому нет даже адреса, куда можно обратиться за ссудой, – все вопросы решаются в телефонном разговоре.

Номер мобильного, кстати, оказался хорошо знаком участникам нашего рейда – уже не раз фигурировал в других объявлениях, и сейчас личность его владельца устанавливается, чтобы привлечь к ответственности. Ирина Летняк открывает папку, где лежит запрос в правоохранительные органы. Впрочем, еще до официального ответа она готова предсказать, что владельцем окажется житель деревни далеко от Минска. Такова была практика по другим номерам, обещающим деньги в долг без залога, – очевидно, номера специально регистрируются на таких людей, чтобы было сложнее привлечь их к ответственности как рекламодателя. Впрочем, уловка тщетная. По одному из владельцев такого номера, проживающему в деревне Брестской области, материалы скоро передадут в районный суд, рассказала Нина Емельянова:

– Такую практику мы намерены использовать и в дальнейшем, чтобы местные суды выносили решения и удаленность ответчика не имела значения. Кстати, следует настороженно относиться к просьбам оформить телефонный номер на себя, а затем передать его третьим лицам, потому что отвечать придется именно владельцу. В борьбе с расклейкой рекламы важна еще и позиция самих людей – и если не хочется убрать такое объявление самостоятельно, то можно хотя бы не пользоваться тем, что оно рекламирует. Эффективность упадет – и распространение прекратится. Ведь хорошие вещи и услуги рекламодатель вряд ли станет продвигать на столбах, водосточных трубах да банально мусорных баках – это удар по репутации сразу. Потом покупатели обращаются к нам за защитой прав, например, когда купили куртку на разрекламированной таким образом распродаже, а она оказалась низкого качества. Хорошо, когда можно найти продавца по адресу и выдвинуть претензии. Мы тоже ходим по этим адресам – чтобы проинформировать организаторов, что они могут быть привлечены к ответственности за распространение рекламы в неустановленных местах. И эта работа дает эффект. Ведь удалось же пресечь в Минске распространение рекламы на асфальте! Мы точечно работали с каждым из «заказчиков», выносили предупреждения, указывали, что надпись должна быть удалена. И когда они поняли, каких денег это стоит – а цена литра специальной жидкости для очистки доходит и до 300 долларов, очень быстро все сошло на нет.

А с грядущими изменениями в Закон «О рекламе» должна поубавиться и рекламная активность в почтовых ящиках жильцов, которые регулярно становятся жертвами бумажного спама. Теперь уже понадобится согласие на то самого человека, а нарушителям тоже придется отвечать.

Антон Костюкевич, «СБ. Беларусь сегодня», 10 июля 2018 г.
(фото – Виталий Пивоварчик)