/ / Общественно-политические
04.07.2018

Андрей Швед: В Беларуси унифицируют права и обязанности всех судебных экспертов

В Беларуси насчитывается около 3 тыс. судебных экспертов – специалистов Государственного комитета судебных экспертиз (ГКСЭ), частных судебных экспертов и тех, кто проводит экспертизы в некоторых ведомствах.

Андрей Швед

Вопрос унификации их полномочий обсуждается не первый год. Результатом стала разработка законопроекта «О судебно-экспертной деятельности». Какие вопросы будет регулировать этот комплексный нормативный правовой акт, кто будет подпадать под сферу его действия и когда можно ожидать его принятия, в интервью рассказал Председатель Госкомитета судебных экспертиз Андрей Швед.

– Андрей Иванович, что привело к необходимости подготовки отраслевого закона, регулирующего судебно-экспертную деятельность? Почему этот документ не был разработан ранее – судебные эксперты ведь работали и до создания ГКСЭ?

– Идея создания закона, который бы регулировал различные аспекты назначения и проведения экспертизы, не нова. Еще до создания Государственного комитета судебных экспертиз (он образовался в 2013 году) велась работа над законопроектом об основах судебно-экспертной деятельности. Поскольку эксперты на тот момент находились в разных ведомствах, разработчики не смогли прийти к компромиссному решению по ряду вопросов.

С первого года работы единого экспертного органа – Госкомитета судебных экспертиз Беларуси – разработка проекта закона стала вестись силами нового ведомства в тесном контакте с заинтересованными госорганами. Сначала была разработана концепция этого документа, которая определяла основные моменты, требующие урегулирования, принципы, на которых в последующем закон будет строиться, круг субъектов, на которых он будет распространяться. Концептуальные подходы согласовали со всеми заинтересованными, в первую очередь с инициаторами назначения судебной экспертизы: следователями, прокурорами, судами и др.

После длительной и тщательной подготовки концепция была одобрена на Совете по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Беларуси. В конце 2016 года концепция была представлена главе государства, который, согласившись с приведенными доводами о необходимости подготовки такого законопроекта, ее одобрил. Проект закона «О судебно-экспертной деятельности» был включен в план подготовки законопроектов на 2018 год.

– При разработке законопроекта опирались ли на зарубежный опыт? У кого из соседей приняты подобные законы?

– В России эти вопросы регулируются соответствующими процессуальными кодексами, Федеральным законом о государственной судебно-экспертной деятельности. Аналогичные законы действуют в Казахстане, Украине, Туркменистане, Узбекистане, а также Молдове, Эстонии, Австралии и Вьетнаме.

При анализе законодательства зарубежных государств со схожими правовыми системами мы заметили, что подходы к регулированию судебно-экспертной деятельности в разных странах отличаются. Например, не везде такая деятельность является лицензируемой. В некоторых странах на законодательном уровне не урегулированы вопросы сроков проведения судебных экспертиз. Кое-где не раскрывается понятие «судебный эксперт». Вместе с тем можно выделить определенные общие черты. В частности, это предъявляемые к судебному эксперту требования, схожие основания для назначения экспертизы, единые требования к заключению специалиста.

Кроме того, существует и Модельный закон «О судебно-экспертной деятельности», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в 2013 году.

Все эти документы нами были проанализированы и использовались при подготовке проекта закона с учетом специфики отечественной правовой системы и государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности.

– На кого будет распространять свое действие закон о судебно-экспертной деятельности?

– В первую очередь на профессиональных судебных экспертов, то есть на тех, для кого деятельность по проведению судебных экспертиз является основной.

– Это эксперты Государственного комитета судебных экспертиз?

– Не только. Это будет касаться и экспертов, которые работают в других государственных органах (Государственном таможенном комитете, Госпогранкомитете), а также экспертов негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют судебно-экспертную деятельность на основании лицензии.

Если говорить про частный сектор, непосредственно в проведении экспертиз занято более 300 человек. Что касается государственных судебных экспертов, речь идет о нескольких тысячах. То есть правое регулирование затронет не менее 3 тыс. человек.

Здесь стоит пояснить, что понимается под термином «судебная экспертиза». Это экспертиза, которая проводится в рамках уголовного, гражданского, административного или хозяйственного процесса. Она назначается уполномоченными на это лицами в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Закон позволит разграничить экспертизы, которые проводятся в рамках процесса, от смежных видов деятельности, при которых требуются экспертные исследования. Например, в последнем случае речь идет об определении стоимости объектов недвижимости, земельных участков или проведении экспертизы качества товаров. При этом также проводится экспертиза, но она не является судебной и регулируется иным законодательством.

– Каким образом сегодня регулируется деятельность частных судебных экспертов?

– Деятельность лицензиатов регулируется Указом № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». После того, как индивидуальный предприниматель получил лицензию, он должен перед экспертной квалификационной комиссией получить подтверждение на право проводить экспертизы по конкретному виду или подвиду исследований. Только после этого он может участвовать в качестве судебного эксперта по решению суда или постановлению органа, ведущего процесс. Аналогичные требования, к слову, предъявляются и к государственным судебным экспертам: они также сдают экспертно-квалификационный экзамен.

Не хочу умалять квалификацию частных экспертов, но большинство жалоб от граждан на качество экспертиз поступает именно на те, которые проводят лицензиаты. Люди задают объективные вопросы: как человек без соответствующего образования может проводить экспертизы? А ведь люди за это платят деньги. После того, как суд не принимает заключение частного эксперта, граждане обращаются к нам за повторным проведением экспертизы. Исследования для населения в комитете также проводятся на платной основе, но их уровень совершенно иной.

– Изменится ли с принятием законопроекта порядок выдачи лицензий на осуществление судебно-экспертной деятельности?

– Нет, проект закона о судебно-экспертной деятельности не повлияет на порядок выдачи или прекращения действия лицензий. Эти вопросы урегулированы Указом № 450. Проект закона призван урегулировать в первую очередь моменты, связанные с организацией проведения судебных экспертиз. Мы полагаем, что благодаря законодательному урегулированию процесс проведения судебной экспертизы и дачи заключения упростится.

– Так что же новое по сравнению с действующим законодательством привнесет закон?

– Один из ключевых вопросов, который должен решить этот документ, – создание единых требований ко всем судебным экспертам. Они в любом процессе дают заключение, которое как источник доказательств оценивается судом одинаково, не важно, дал его государственный или частный судебный эксперт. К экспертам ГКСЭ сейчас предъявляются достаточно жесткие требования в этом плане. Считаем, что они должны распространиться на всех специалистов, которые заняты этой деятельностью. Это позволит не только повысить качество правосудия, поскольку улучшится качество самого заключения, но и решит ряд других вопросов.

Законопроект уточняет и унифицирует полномочия экспертов в уголовном, гражданском, административном и хозяйственном процессах. Сейчас подходы к правам и обязанностям судебного эксперта в этих четырех процессах отличаются. Такого не должно быть. Судебный эксперт в любом процессе выполняет одну и ту же функцию – дает заключение по поставленным перед ним вопросам. За дачу заведомо ложного заключения он несет уголовную (административную) ответственность.

Мы считаем, что порядок назначения экспертиз должен быть аналогичным тому, что заложен в Уголовно-процессуальном кодексе, где он очень четко прописан. В административном процессе на сегодня эти вопросы вообще не урегулированы, в экономическом – определенные нюансы вообще не регламентированы, хотя на практике возникает очень много вопросов. Этот правовой пробел будет восполнен с принятием закона.

Считаем, что содержание заключения судебного эксперта должно быть одинаковым и не зависеть от вида процесса. В процессуальном кодексе невозможно описать все тонкости составления такого заключения, да этого и не требуется. В процессуальном законодательстве будут установлены основные посылы, а более детальную регуляцию, как мы считаем, необходимо прописать в законе о судебно-экспертной деятельности.

Также в законопроекте будут урегулированы и сроки проведения судебных экспертиз, общие подходы к порядку их проведения. Например, мы прописали порядок работы с объектами исследований, какие ходатайства может заявлять судебный эксперт, в какие сроки и др.

При рассмотрении какого-либо дела судебный эксперт дает заключение, казалось бы, на этом его роль заканчивается. На самом деле экспертная деятельность не сводится только к даче заключения. Судебные эксперты проходят многоуровневую подготовку, получают свидетельство о присвоении соответствующей квалификации по определенному виду (подвиду) судебных экспертиз. Они постоянно должны повышать свой профессиональный уровень, вести криминалистические учеты и коллекции и т.д. Эти моменты также отражены в законопроекте.

Решить все возникающие вопросы, связанные с судебно-экспертной деятельностью, через внесение изменений только в процессуальное законодательство просто невозможно. Это еще раз указывает на необходимость принятия отраслевого закона.

– Каким образом будет вестись учет всех специалистов, осуществляющих судебно-экспертную деятельность?

– Проект закона определяет порядок создания и функционирования Реестра судебно-экспертных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют судебно-экспертную деятельность, с указанием проводимых ими видов (подвидов) судебных экспертиз. Реестр будет открытым, в него войдут юридические лица как государственной, так и частной форм собственности. Это облегчит следователям и судам поиск компетентной экспертной организации для назначения судебной экспертизы.

Законопроект предполагает ведение также Реестра методических материалов в сфере судебно-экспертной деятельности. Здесь будут размещены методические материалы, рекомендованные Межведомственным научно-методическим советом для применения в сфере судебно-экспертной деятельности. Реестр значительно поможет следователям и судам при оценке заключения судебного эксперта, которое в соответствии с процессуальным законодательством является источником доказательств.

– Когда планируется принятие закона «О судебно-экспертной деятельности»?

– В первой половине 2019 года. Принятие закона повлечет за собой необходимость внесения изменений в процессуальное законодательство. Мы будем это делать, придерживаясь так называемого пакетного принципа, то есть одновременно с проектом закона.

Сейчас ведется активная работа со всеми заинтересованными госорганами, которые высказывают свое мнение как по проекту закона, так и по предлагаемым изменениям в процессуальное законодательство. Ко многим предложениям мы прислушиваемся, в каких-то вопросах будет настаивать на своем. В ближайшие месяцы проведем общественное обсуждение законопроекта.

По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)