/ / Общественно-политические
20.01.2018

Строго, но индивидуально: Социальное иждивенчество несет с собой глобальные угрозы

В странах Западной Европы, Израиле и США вызов «скорой помощи» обходится пациенту в сумму, эквивалентную 20 нашим рублям. Средняя стоимость высококвалифицированного врачебного вызова на дом в Китае и Южной Корее – около 240 рублей. В ряде штатов Австралии приезд неотложки бесплатный, в других платить нужно и за сам вызов, и за транспортировку. Причем итоговая сумма доходит до 800 австралийских долларов – 1200 рублей в эквиваленте. В нашей стране вызов «скорой» обходится в 50–65 рублей. Но не пациенту – бюджету.

Социальное иждивенчество

Еще пища для размышлений. В Швеции посещение поликлиники безвозмездно лишь для детей, взрослым визит к терапевту обходится в 50 наших рублей. Правда, как только траты на медиков превысят 280 рублей, услуги поликлиник становятся до конца года бесплатными (кроме стоматологии). В Украине медицина долгое время позиционировалась как бесплатная, хотя расчет с врачами «частным образом» был секретом Полишинеля. Ныне Минздрав пошел на радикальные меры, предложив пациентам получать медпомощь «по честным прозрачным тарифам».

В нашей стране поликлиники, как известно, для граждан бесплатны. И это при том, что в Минске реальная стоимость каждого посещения врача – 13,8 рубля. Сутки же пребывания в больнице – от 40 до 500 рублей. И лечат, конечно же, всех. Работающих и находящихся на заслуженном отдыхе. Уплачивающих налоги и упорно уклоняющихся от этого обременительного занятия. Именно в отношении последних не первый год в обществе возникают логичные вопросы. Насколько справедливо платить «за себя и за того парня»? И терпеть, что «кто не работает, тот ест»?

Между прочим, вопрос этот куда глобальнее, чем можно себе представить. Недавно международная группа аналитиков под руководством французского экономиста Тома Пикетти обнародовала шокирующий западноевропейского обывателя доклад. На основании конкретных статистических данных был сделан вывод, что развитые страны по масштабам социального неравенства скатились до уровня 1913 года. Симптоматичная фраза прозвучала из уст одного из авторов этого доклада немецкого экономиста Шарлотты Бартельс:

– Для нас стало шоком, что даже Германия по уровню неравенства оказалась отброшенной к кайзеровским временам.

Эксперты полагают, что «взрывной» рост неравенства наряду с глобальным потеплением является одной из главных угроз человечеству. Тома Пикетти доказал, что в последние 30–40 лет на Западе наблюдался опережающий рост спекулятивного обогащения: быстрее росли доходы от капитала, а не от производительного труда. В результате пропали социальные лифты: низшие слои общества никогда не преодолеют классовый барьер и не воспользуются благами современной цивилизации. Они не получат качественного образования и медицинской помощи, будут жить в гетто для обездоленных. Смягчить социальное неравенство пока удается лишь через налоги и другие механизмы перераспределения.

На этом фоне куда отчетливее видится понимание того, почему наше государство уделяет столько внимания предотвращению социального иждивенчества. Ведь, по сути, на кону благополучие страны. Впрочем, акцент делается не на карательных мерах, а скорее на профилактике. И создании альтернативы – новых рабочих мест. Сообщив, что обновленный Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» заработает в полном объеме с будущего года, заместитель Премьер-министра Василий Жарко обозначает его главное предназначение:

– Самый важный подход – это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям. Реализация норм данного декрета предусматривает два механизма их реализации – экономический и административно-управленческий.

Иными словами, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность. А в отношении тех, кто может и должен работать, но не хочет, будет включать экономические рычаги:

– Это предусматривает возмещение 100% затрат по тем услугам, которые определит Правительство. Нам отведен первый квартал 2018 года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также Правительство определит критерии отнесения к плательщикам. С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база. Ее будет вести Министерство труда и социальной защиты.

Что и в каком размере войдет в этот перечень услуг, пока неясно. Впрочем, «прайс-лист» стоимости социальных услуг в 2017 году известен. Год обучения студента-бюджетника обходился белорусскому бюджету в 3680 рублей. Школьника – в 2120,7 рубля. На каждого маленького воспитанника детсада государство тратило 2680 бюджетных рублей. На каждый вызов наряда милиции из двух человек – 100 рублей. Есть и более косвенные, но столь же показательные цифры. Скажем, стоимость отопления (самого «тяжелого» в ценовом плане элемента жировки) в нашей стране составляла за 1 Гкал 7 долларов в эквиваленте, в то время как в России – 33,6, а в Украине – 55,2 доллара.

Между тем работа по обновленному декрету предполагает максимально индивидуальный подход. Планируется, что основными ответственными исполнителями при реализации документа будут местные органы власти и комиссии, создаваемые в администрациях районов и городов. Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, эти комиссии изучат все обстоятельства, предложат трудоустройство. А то и выявят какие-то веские основания, чтобы исключить человека из перечня плательщиков. Если же в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти.

Возможность иных вариантов оценивает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк:

– Единственной разумной альтернативой Декрету №3 я вижу карту социального страхования. Есть карта? Показал ее в поликлинике и получил бесплатную услугу. Нет карты? Заплатил 100% за вырванный зуб или операцию. Но карта социального страхования – это на перспективу, ведь нужно все продумать и проработать.

Пока же механизмом реализации норм декрета может стать Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система – ID-карта, запустить которую у нас планируют к концу нынешнего года. Получение этой ID-карты и сопряжение через общегосударственную автоматизированную информационную систему на ведомственные базы данных позволит увидеть человека: работает он сегодня или нет. Если не работает, то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять ему услуги.

Компетентно

Ирина Костевич, Министр труда и социальной защиты:

– Обновленная версия декрета направлена прежде всего на содействие и стимулирование занятости, на активную политику занятости по отношению к тем гражданам, которые действительно хотят работать. И на выход из тени тех, кто занимается скрытой занятостью. Чтобы вывести этих людей на рынок труда, в первую очередь мы планируем полное возмещение тех затрат, которые сегодня льготируются со стороны государства. Какие это будут услуги, конечно, еще предстоит рассмотреть.

Максим Осипов, «Народная газета», 19 января 2018 г.