/ / Общественно-политические
05.01.2018

Владимир Гусаков: О главных научных результатах года, планах и перспективах, внедрении в производство и статусе ученых в обществе

Завершается 2017 год, который был особенным для белорусских ученых. В Год науки их проекты, проблемы и планы находились в центре внимания.

Год науки

В декабре на II Съезде ученых Беларуси были определены направления развития науки и экономики страны на ближайшие десятилетия. Так что и в новом году белорусских исследователей и разработчиков ждет решение масштабных задач. О главных научных результатах года, планах и перспективах, внедрении разработок в производство и статусе ученых в обществе рассказал в интервью председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков.

– Владимир Григорьевич, какие открытия и научные достижения 2017 года вы могли бы отметить?

– В этом году мы завершили реализацию многих значимых проектов. Создали офисный суперкомпьютер с огромной мощностью – 20 трлн операций в секунду. Презентовали экспериментальный образец белорусского электромобиля, продолжаем работу в этом направлении. Кроме того, завершаем создание суперконденсатора–супернакопителя энергии для нашего электротранспорта. Продолжается строительство нашей станции в Антарктиде. Есть целый ряд других разработок – это и новейшие сорта растений, и фармацевтические препараты прорывного действия, которые не уступают зарубежным аналогам.

Принято решение о создании «БелБиограда». Это имеет для нас особое значение. «БелБиоград» – это крупный научно-производственный парк, где будут одновременно выполняться фундаментальные исследования и создаваться инновационные производства, на которых будут внедряться разработки Академии наук. Для этого мы будем привлекать инвестиции.

– Какие проекты Года науки стали по-настоящему прорывными?

– Об этом сложно говорить. Каждый разработчик считает, что его проекты наиболее эффективные и востребованные. Боюсь обидеть других ученых, выделив кого-то. Хотелось бы соблюсти справедливость. Считаю, что нам в этом году удалось очень многое. Наши археологи нашли древние артефакты, которые свидетельствуют о том, что славяне на территории Беларуси появились на 200 лет раньше, чем предполагалось ранее. Для нас эти исследования тоже имеют большое значение, особенно для укрепления основ белорусской государственности. Еще один значимый результат – создание целого ряда противоопухолевых препаратов, препаратов гипотензивного действия. Среди них есть препарат, который является золотым стандартом в мире и по своим качествам превосходит зарубежные аналоги. Также мы приступили к разработке нового космического аппарата. Как определить, что из этого лучше и важнее? Хотелось бы предоставить читателям право решать, какой проект является самым прорывным.

– Хотелось бы обсудить планы ученых на будущее, задачи, которые были обозначены на II Съезде ученых. Особое значение имеет максимальная эффективность взаимодействия науки и производства. В каких отраслях сотрудничество налажено успешно, над чем еще нужно работать?

– Взаимодействие науки и производства - вечная тема. За последнее время нам удалось продвинуться вперед в этом плане. Мы наладили очень тесные отношения с рядом предприятий. Среди них – БелАЗ, МАЗ, МТЗ и др. С некоторыми из них мы создали научно-практические центры, совместные лаборатории. Считаю, что на предприятиях тоже должна быть своя отраслевая наука. НАН не должна концентрировать в себе практически всю науку страны. Наука должна развиваться на предприятиях, в отраслях, регионах.

– А как быть с фундаментальными исследованиями, которые не предполагают быстрый результат?

– Фундаментальные исследования, конечно, должны выполняться в Академии наук и в университетах, а не на предприятиях. У фундаментальной науки свои специфика и закономерности. У нее длительный срок окупаемости, а это предприятиям невыгодно, им необходим быстрый эффект. Но без фундаментальных исследований развитие науки в целом, конечно, невозможно. Фундаментальная наука создает базу, потенциал, задел на будущее.

Потом, после выполнения фундаментальных исследований, когда проблематика проработана, на этой базе формируется программа прикладных исследований. Такие программы уже могут формироваться в отраслях, на предприятиях, в министерствах. Затем в результате прикладных исследований создаются разработки, которые внедряются в производство.

– Насколько успешно сегодня взаимодействуют ученые и специалисты-практики?

– В системе здравоохранения создаются республиканские научно-практические центры. Считаю, что это правильный подход. В системе Академии наук есть научно-практические центры по разным направлениям, например, НПЦ по земледелию, животноводству, механизации сельского хозяйства и др. В таких центрах объединены и фундаментальная наука, и прикладная, и специалисты, и практические работники.

– Как развивается белорусская наука в сфере АПК? Что сегодня в приоритете у ученых-аграриев?

– Вопрос продовольственной безопасности в нашей стране решен. Знаковым является то, что именно в этом году была разработана и принята доктрина продбезопасности Беларуси до 2030 года. Это очень важный документ.

Глава государства поставил задачу повысить качество сельскохозяйственных сортов, урожайность, окупаемость. Мы над этим очень активно работаем. Сконцентрировали и ресурсы, и кадры на приоритетных направлениях, поэтому в последние годы получили высокоценные сорта зерновых, картофеля, льна. Работаем в области животноводства, создаем так называемую белорусскую голштинизированную породу крупного рогатого скота, которая будет давать 10–12 тыс. кг молока в год.

У Академии наук достаточно большие площади сельскохозяйственных земель. Наши ученые на этих землях проводят исследования, занимаются как земледелием, так и животноводством, выпуская соответствующую товарную продукцию.

– Еще одно направление – гуманитарные науки. Во время съезда на этой сфере был сделан особый акцент. Чем может ответить наша наука на современные информационные угрозы?

– Да, это очень важное направление, потому что гуманитарные науки формируют менталитет человека и общества в целом. Ученые-гуманитарии в Год науки тоже достигли больших успехов. В этом году мы завершили создание «Исторического словаря белорусского языка» в 37 выпусках, подготовили фундаментальный труд «Основы белорусской государственности». Создано Белорусское философское общество, подготовлен пятитомник белорусской философской мысли. Но нельзя сказать, что сделано все. Решение одной проблемы открывает ряд новых.

Наша цель – дальнейшее изучение основ белорусской государственности. Активизирована работа Центра белорусской культуры, языка и литературы, институтов социологии, философии, истории. Мы должны действительно провести комплексные исследования и показать миру, что Беларусь – это состоявшееся государство со своей историей и перспективами.

В связи с этим мы активизируем работу наших ученых и по другим научным направлениям. В области машиностроения мы действительно должны создать наш белорусский электромобиль. В сфере биологических наук нужно развернуть в широком плане работу «БелБиограда» по ряду направлений и освоить производство наукоемкой продукции, в том числе фармацевтической. Необходимо активизировать и работу наших аграриев: нужны новые сорта, технологии, виды машин. Мы должны акцентировать внимание и на материаловедении, создании композиционных материалов для машиностроения и приборостроения. Сейчас это актуальное и перспективное направление. Необходимы двигатели и новые материалы для беспилотных летательных комплексов. Т.е. перед нами, наверное, стоит еще больше задач, чем мы решили.

– Готов ли бизнес к сотрудничеству с наукой, идет ли навстречу ученым?

– Бюджетное финансирование науки у нас стабильное, но Академия наук призвана зарабатывать, поэтому мы пытаемся расширять взаимодействие с производством, отраслями, регионами. И часто эти отношения построены на договорной основе. Мы очень широко работаем с нашими зарубежными партнерами, пытаемся находить и гранты, и контракты, и договоры, и проекты, чтобы привлекать в Беларусь валютные средства. Сейчас в финансировании науки соотношение примерно такое: одна треть – это бюджетные средства, две трети – внебюджетные средства. Мы в этом плане очень активно работаем, потому что перед нами стоит задача обновить материальную базу, приборную базу, создать абсолютно новый базис для проведения научных исследований, интегрироваться в мировое научное пространство.

В Академии наук сейчас функционирует около 80 производств разной размерности. Только за 2016-2017 годы было создано примерно 16 производств. Мы ставим задачу, чтобы в каждом институте было свое экспериментальное производство не только для научных целей, но и выпуска товарной продукции.

– Удалось ли в Год науки повысить статус ученых в обществе?

– Думаю, благодаря в том числе СМИ нам удалось повысить статус отечественной науки в этом году. Сейчас о наших разработках говорят в стране и за рубежом. На II Съезде ученых в декабре работала международная секция, к нам приехали представители очень многих стран, было более 100 зарубежных гостей. Они посетили Беларусь с большим удовольствием и выразили желание сотрудничать в дальнейшем.

Беларусь как страну часто узнают через науку. Мы работаем с Саудовской Аравией, Пакистаном, начали активно сотрудничать с Египтом, Суданом. Мы теперь плодотворно взаимодействуем с Индией, сейчас уже договорились о заключении договора между академиями наук, о реализации целого ряда проектов. Не все знают о Беларуси, а когда мы реализуем совместные проекты, предлагаем разработки для внедрения, тогда сразу появляется интерес к стране, к ученым.

– «Беларусь интеллектуальная» – такой видят нашу страну разработчики проекта стратегии «Наука и технологии: 2018-2040». Какое значение имеет этот документ для развития белорусской науки и экономики? Какие коррективы вносятся в проект стратегии после Съезда ученых?

– Проект стратегии прошел апробацию, широко обсуждался в СМИ, рассматривался в Совете Министров. Все желающие могли внести свои предложения, они были обобщены и учтены. Ряд предложений был высказан на II Съезде ученых. Думаю, в ближайшее время мы полностью доработаем проект стратегии. Сейчас мы собираем все материалы съезда, в число которых войдет и стратегия. Она будет программным документом, на ее базе будут разрабатываться текущие планы, программы, концепции. Аналогичные стратегии имеют многие страны, поэтому это важный шаг.

В проекте стратегии выделены и этапы ее реализации, и ключевые моменты – создание IT-страны, цифровой экономики, неоиндустриализация, интеллектуализация общества. Полагаю, что эти задачи вполне решаемы, у нас есть для этого достаточный потенциал. Поэтому мы на базе стратегии сейчас отработаем план поэтапных действий и запустим его в работу.

По сообщению БЕЛТА