/ / Общественно-политические
05.01.2018

Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2017 году

Международная обстановка в 2017 году характеризовалась повышенной нестабильностью, сочетанием центробежных и центростремительных тенденций, экономическими дисбалансами, неготовностью мировых игроков поступаться собственными национальными интересами в пользу общего блага.

При сохраняющейся актуальности таких угроз, как нищета, голод, эпидемии, растущая пропасть между бедными и богатыми, ужесточение конкуренции за энергетические, сырьевые, продовольственные, водные ресурсы, инновации и квалифицированные кадры в перечне современных вызовов человечеству доминировали угрозы безопасности.

Выраженной тенденцией стала разбалансировка системы сдержек и противовесов между соперничающими государствами и группами государств, «расползание» региональных конфликтов, вовлечение в них новых участников. Наркотрафик, торговля людьми, киберпреступность, радикализм и терроризм трансформировались в трансграничные угрозы международного масштаба.

Очевидный кризис доверия в европейском регионе, в широком евразийском пространстве и в глобальном масштабе показал, что спрос на конструктивный диалог и выработку компромиссов по-прежнему превышает предложение.

В этих непростых условиях Республика Беларусь в 2017 году продемонстрировала устойчивость к неблагоприятным внешним факторам и способность к активному противодействию и смягчению их воздействия.

Как и ранее, усилия белорусской дипломатии были направлены на проведение сбалансированной многовекторной внешней политики в русле установок Президента, всестороннюю защиту национальных интересов, укрепление региональной безопасности и стабильности. 

В условиях недоверия между Россией и Западом Беларусь, с одной стороны, сохранила приверженность стратегическому партнерству с Российской Федерацией, первоочередную ориентацию на интеграцию в рамках Евразийского экономического союза, традиционное взаимодействие с членами Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств.

С другой стороны, Беларусь продолжила выстраивать конструктивные прагматичные отношения с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки и другими западными державами.

Новое наполнение получил стратегический китайский вектор белорусской внешней политики. Беларусь одной из первых в мире подключилась к реализации концепции «Экономического пояса Шелкового пути» по ряду перспективных направлений.

В целях диверсификации внешнеполитических связей продолжилось формирование новых геополитических опор в регионах «дальней дуги» –Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

Беларусь смогла занять собственную нишу в современном внешнеполитическом и внешнеэкономическом контексте, продемонстрировав способность быть самостоятельным региональным игроком, генерирующим конструктивные подходы к разрешению актуальных проблем современности. Крупные внешнеполитические инициативы Главы белорусского государства А.Г. Лукашенко – продвижение идей совместимости в Европе, партнерства интеграций, обновления общеевропейского диалога по укреплению мер доверия, безопасности и сотрудничества – стали логичным выражением объединяющей повестки дня, которую Минск предлагает другим членам мирового сообщества.

В 2017 году Республика Беларусь достойно реализовала ответственную миссию – свое первое председательство в региональной европейской организации за пределами постсоветского пространства – Центрально-Европейской Инициативе. Ключевой посыл председательства – продвижение совместимости в Большой Европе – развитие инфраструктурных связей между странами в сферах транспорта и энергетики, цифровых коммуникаций, создание взаимодополняющих механизмов сотрудничества между интеграционными процессами, в которые вовлечены участники ЦЕИ, укрепление контактов с соседними регионами – нашел позитивный отклик у партнеров, поскольку отвечает общим интересам развития устойчивых связей между странами Центральной, Западной и Восточной Европы. Значимым результатом председательства в ЦЕИ стало более полное вовлечение Беларуси в европейские интеграционные процессы.

Статус Минска как одного из важных объединяющих мест Европы подтвердила впервые прошедшая в Беларуси 26-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (5–9 июля), в ходе которой Президент А.Г. Лукашенко предложил начать в рамках ОБСЕ дискуссию о возможности запуска переговорного процесса, направленного на преодоление существующих противоречий между государствами на общем пространстве в Евро-Атлантике и Евразии, на формирование новых конструктивных отношений в регионе ОБСЕ (т.н. «новый Хельсинкский процесс»).

Белорусская идея неконфронтационного сотрудничества различных интеграционных моделей, совместного поиска оптимальных путей объединяющего роста и устойчивого развития, скоординированного противодействия глобальным угрозам завоевывает все больше сторонников – государств и организаций.

Белорусская сторона продолжила усилия по оказанию содействия урегулированию кризиса в сопредельной Украине, обеспечивая все необходимые условия для проведения регулярных заседаний Трехсторонней контактной группы и тематических рабочих групп в ее составе. В 2017 году было организовано 26 таких встреч.

В течение года Минск трижды принимал советников по внешней политике глав государств «нормандской четверки» для проведения рабочих консультаций по вопросу урегулирования ситуации на востоке Украины. С этой же целью в Минске была организована рабочая встреча российской и американской делегаций во главе с помощником Президента России В. Сурковым и специальным представителем госдепартамента США по Украине К. Волкером.

2017 год прошел под знаком празднования 25-летия установления Беларусью дипломатических отношений с большинством стран-партнеров. Это позволило провести инвентаризацию взаимодействия с ними и интенсифицировать диалог по ряду перспективных направлений.

Сохранилась тенденция роста интенсивности международных контактов на высшем и высоком уровнях. В 2017 году состоялись 74 визита Президента Республики Беларусь, Премьер-министра, Министра иностранных дел за рубеж и официальных делегаций зарубежных государств аналогичного уровня в Беларусь.

На внешнеэкономическом направлении основные усилия были направлены на расширение связей с традиционными партнерами и освоение новых рынков, диверсификацию экспорта с выходом в перспективе на его более сбалансированное распределение по ключевым направлениям ЕАЭС – ЕС – «дальняя дуга» в целях снижения уязвимости национальной экономики от стрессовых ситуаций.

Экономическая дипломатия находилась в центре семинара для руководителей загранучреждений Республики Беларусь 10–14 июля, главным элементом которого стало совещание у Президента по приоритетам внешней политики на современном этапе.

Вопросы экономического взаимодействия рассматривались и в ходе первой Конференции почетных консулов Республики Беларусь 3–6 октября.

Предпринимаемые меры по созданию благоприятных условий ведения бизнеса позволили Республике Беларусь третий год подряд занять высокую 30-ю позицию по показателю «Международная торговля» в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2018».

Прошедший год ознаменовался заметным ростом интереса к Беларуси, ее внутренней и внешней политике со стороны крупнейших европейских, американских и российских «фабрик мысли», независимых экспертов. Они стали активными участниками конференций, «круглых столов», в том числе проводимых на базе неправительственной экспертно-дискуссионной площадки «Минский диалог».

В 2017 году сеть дипломатических и консульских учреждений представляла интересы Республики Беларусь в 58 государствах (с учетом аккредитации послов по совместительству – в 117). Сегодня в Беларуси осуществляют свою деятельность 48 посольств, 4 отделения посольств, 3 торгпредства, 40 консульских учреждений иностранных государств, 17 представительств международных организаций. По совместительству из Москвы, Вильнюса, Варшавы и Киева аккредитовано 91 зарубежное диппредставительство.

1. 2017 год – год 25-летия установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией – был отмечен интенсивными контактами на высшем и высоком уровнях, слаженным межпарламентским и межправительственным сотрудничеством. Отношения сохраняли всеобъемлющий характер.

Россия оставалась основным торговым и инвестиционным партнером Беларуси. На ее долю приходится более половины всего объема белорусской внешней торговли. Беларусь, в свою очередь, входит в «пятерку» основных торговых партнеров России.

Стороны продолжили выработку совместных мер по дальнейшему снятию препятствий во взаимной торговле, либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования. Эти подходы нашли отражение в Приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы.

Внешнеполитические ведомства Беларуси и России традиционно тесно координировали свои действия, что способствовало укреплению позиций двух стран на международной арене. Основные направления этого партнерства закреплены в очередной Программе согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2018-2019 годы. В рамках реализованной аналогичной Программы на 2016-2017 годы проведено более 20 консультаций по различным направлениям взаимодействия.

Активно развивалось межрегиональное сотрудничество. В течение года Беларусь посетили более 80 делегаций российских регионов, в том числе 11 – во главе с губернаторами. 29-30 июня в Москве с участием президентов Беларуси и России проведен масштабный IV Форум регионов, посвященный расширению сотрудничества в сфере высоких технологий и инноваций.

2. 2017 год в целом был для евразийской экономической интеграции заметно более успешным, чем 2016 год.

В рамках ЕАЭС Беларусь продолжила линию на построение прочного экономического союза на основе практической реализации Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и уважения интересов всех государств-членов интеграционного объединения.

С учетом подходов и предложений Беларуси завершена работа по Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Договор вступает в силу с 1 января 2018 г. Таможенный кодекс ЕАЭС – прогрессивный документ, учитывающий современные нормы международной практики, – позволит ускорить и упростить экспортно-импортные операции между хозяйствующими субъектами стран Союза, повысить инвестиционную привлекательность и транзитный потенциал Беларуси.

В 2017 году белорусской стороной предприняты интенсивные усилия по согласованию Программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС и Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС. По состоянию на декабрь 2017 г. несогласованными остались единичные положения, носящие тем не менее принципиальный характер. Достигнута договоренность вернуться к обсуждению этих вопросов в начале 2018 года.

У партнеров по Союзу нашел поддержку подход Беларуси по устранению внутренних барьеров во взаимной торговле путем создания «дорожных карт», которые будут формироваться на двухлетний период и включать наиболее чувствительные ограничения. На заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване 25 октября утвержден План мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы.

Утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, Порядок проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. В приоритете будет рассмотрение инициатив, связанных с развитием цифровой прослеживаемости и цифровой торговли, формированием цифровых транспортных коридоров. Утвержден план мероприятий по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств ЕАЭС на 2018–2020 годы.

Продолжена работа по международному позиционированию ЕАЭС. В ходе многочисленных международных форумов в 2017 году Беларусь последовательно продвигала инициативу партнерства интеграций, добиваясь установления устойчивых механизмов диалога и сотрудничества ЕАЭС с ЕС, Китаем, странами ШОС, другими государствами и региональными интеграционными объединениями.

В Содружестве Независимых Государств в 2017 году приоритетное внимание уделялось дальнейшей реализации Решения Совета глав государств об адаптации СНГ к современным реалиям.

В экономическом плане среди приоритетов Республики Беларусь в 2017 году оставались вопросы, касающиеся дальнейшего устранения существующих торговых барьеров в рамках реализации Договора о зоне свободной торговли, формирования единого рынка государственных закупок, продолжения работы над созданием зоны свободной торговли услугами. Минск содействовал наполнению повестки дня Содружества конкретными вопросами, способными принести синергетический эффект для развития национальных экономик государств-участников.

В 2017 году проведены заседание Совета глав государств СНГ (11 октября, Сочи), неформальный саммит СНГ на уровне глав государств (26 декабря, Москва), два заседания Совета глав правительств СНГ (6 мая, Казань; 3 ноября, Ташкент), два заседания Совета министров иностранных дел СНГ (7 апреля, Ташкент; 10 октября, Сочи) и четыре заседания Экономического совета СНГ (17 марта, 16 июня, 15 сентября и 15 декабря, Москва), а также ряд мероприятий по линии МПА СНГ с участием руководства Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

3. Отношения с государствами СНГ и Грузией характеризовались традиционной интенсивностью и высоким уровнем контактов.

Заметно активизировался политический диалог с Украиной. Обмен официальными визитами на высшем уровне (26 апреля и 20-21 июля) обеспечил поддержание конструктивного характера отношений, поступательное развитие торгово-экономического партнерства и межрегионального сотрудничества. Принимая во внимание сложную ситуацию на востоке Украины, Беларусь оказала гуманитарную помощь населению, находящемуся по обе стороны разграничительной линии.

Взаимодействие с Казахстаном была насыщено контактами между главами государств, правительств и парламентов. Подписанный в ходе официального визита Н. Назарбаева в Республику Беларусь (29 ноября) межгосударственный Договор о социально-экономическом сотрудничестве до 2026 года нацелен на реализацию качественно нового этапа в двусторонних отношениях, предполагающего взаимное проникновение капиталов с упором на инновации и высокие технологии.

В рамках саммита ШОС 8-9 июня Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко принял участие в торжественной церемонии открытия Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане. В рамках «ЭКСПО-2017» проведены многоотраслевая выставка Made in Belarus. Astana и Белорусско-Казахстанский деловой форум, в открытии которых участвовал Премьер-министр Республики Беларусь А.В. Кобяков

Продуктивно развивалось белорусско-туркменское сотрудничество. В ходе официального визита Главы белорусского государства в Туркменистан (29–31 марта) дан старт работе Гарлыкского горно-обогатительного комбината – крупнейшего проекта, реализованного Беларусью за рубежом.

Поддержанию высокой динамики белорусско-молдавского диалога способствовали визиты в Беларусь Президента (12–14 июля) и Премьер-министра (6-7 июня) Республики Молдова, их двусторонние встречи с Главой белорусского государства в рамках международных мероприятий.

Наращивание белорусско-грузинского взаимодействия было подкреплено официальными визитами в Беларусь Президента (1-2 марта), спикера Парламента (20–22 ноября), главы внешнеполитического ведомства Грузии (4-5 сентября), проведением первых в истории Дней культуры Беларуси в Грузии (15–17 ноября).

Заметно повысилась динамика белорусско-узбекского партнерства. Активный диалог на высшем и высоком уровнях способствовал расширению спектра сотрудничества, реализации проектов в области промышленной кооперации. Принятое руководством Узбекистана решение об открытии посольства в Минске подтвердило заинтересованность в налаживании полноформатного двустороннего сотрудничества.

Важными шагами в развитии белорусско-таджикских отношений стали проведение визита в Беларусь Президента Э. Рахмона (1 декабря) и открытие в Таджикистане первого сборочного производства белорусской техники. 

В конструктивном русле развивалось белорусско-азербайджанское партнерство. На интеграционных площадках осуществлялся продуктивный диалог на высоком уровне с Арменией и Кыргызстаном.

В течение года проведены восемь заседаний межправительственных комиссий со странами региона, из них пять – с участием заместителей Премьер-министра Республики Беларусь.

4. Более структурированным и экономически насыщенным в 2017 году стал диалог с Европейским союзом.

Завершается согласование Приоритетов партнерства Беларусь-ЕС, которые станут «дорожной картой» сотрудничества на 2018–2020 годы в четырех областях: укрепление системы государственного управления; экономическое развитие и рыночные возможности; транспортные коммуникации, энергетика, экология и климат; контакты между людьми. Для реализации проектов в упомянутых сферах в ближайшие три года ЕС только по линии страновой программы техпомощи планирует выделить Беларуси от 112 до 136 млн. евро в виде грантов.

Подписав и ратифицировав соглашения о финансировании программ трансграничного сотрудничества ЕС «Польша-Беларусь-Украина» и «Латвия-Литва-Беларусь», наша страна также получила на конкурсной основе доступ к грантовым средствам ЕС в размере 282,7 млн. евро до 2020 года.;

Заключение рамочного соглашения с Европейским инвестиционным банком позволит значительно нарастить приток в Беларусь западных капиталовложений. В 2018 году банк приступит к финансированию согласованных проектов развития инфраструктуры, энергоэффективности и поддержки бизнеса в нашей стране.

Ожидается, что с 2018 года Беларусь наряду с другими странами-соседями ЕС сможет воспользоваться средствами нового Европейского фонда устойчивого развития, который должен стимулировать приток в экономику этих стран до 44 млрд. евро инвестиций.

В отлаженном и упорядоченном ключе продолжалась работа совместных механизмов сотрудничества: Координационной группы «Беларусь-ЕС» (заседания 3-4 апреля в Минске, 19-20 декабря в Брюсселе), отраслевых диалогов в области экономики и финансов, торговли, таможни и охраны окружающей среды. 24 ноября между Беларусью и Евросоюзом подписана договоренность высокого уровня о расширении на нашу страну трансъевропейской транспортной сети ЕС, что станет предпосылкой для привлечения средств Евросоюза в транспортную систему Беларуси. Продолжается диалог с ЕС по правам человека, переговоры о заключении соглашений об упрощении визовых процедур и о реадмиссии.

Традицией становится проведение совместных с Европейским союзом крупных экономических мероприятий. Очередной Белорусско-европейский экономический форум организован нашей страной во взаимодействии с Европейской комиссией 27 октября в Люксембурге.

Поступательно развиваются политические контакты. Министр иностранных дел В.В. Макей принял участие в ежегодной встрече глав внешнеполитических ведомств стран-участниц «Восточного партнерства» (19 июня) и саммите «ВП» в Брюсселе (24 ноября). В итоговой декларации саммита отражены основные подходы Беларуси относительно придания «Восточному партнерству» прагматичного, неполитизированного и неконфронтационного характера, развития в рамках «ВП» прикладных форм сотрудничества между ЕС и его соседями.

5. В 2017 году активизировались двусторонние отношения со странами Европы. Устойчивыми тенденциями стали: дальнейший рост уровня и частоты официальных визитов, усиление доверительного и конструктивного характера переговоров; расширение круга организаций-партнеров и тематического охвата взаимодействия, внедрение новых форматов сотрудничества; развитие межпарламентских контактов;  улучшение содержательного наполнения контактов в различных сферах; рост интереса представителей деловых кругов к возможностям выхода на рынок Беларуси и инвестирования в белорусскую экономику.

Наблюдались позитивные тенденции в торговле с большинством стран Европы, включая заметный рост белорусского экспорта.

Продолжилась работа по совершенствованию договорно-правовой базы в различных отраслях. Подписан ряд межправительственных и межведомственных соглашений с Великобританией, Венгрией, Испанией, Италией, Латвией, Литвой, Сербией, Словакией, Словенией, Турцией.

Особой интенсивностью отличались контакты с Сербией (состоялись визиты в Минск Президента (17-18 мая), председателя Правительства (26-27 января), Министра обороны Сербии (19-21 мая), в Белград – Министра антимонопольного регулирования и торговли (18-19 апреля и 22-23 июня), проведено очередное заседание Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству (18-19 апреля), установлены побратимские связи между тремя парами городов) и с Турцией (состоялась встреча президентов двух стран в Пекине в рамках форума «Один пояс и один путь» (15 мая), визиты Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в Турцию (6-8 августа), министров лесного хозяйства и водных ресурсов (27-28 июля), развития (17-18 октября), науки, промышленности и технологий (13-16 декабря), представителей руководства министерств иностранных дел, экономики, культуры и туризма Турции в Беларусь, проведены двусторонние инновационный (14 декабря) и деловой (28 июля) форумы, Дни культуры Турецкой Республики в Республике Беларусь).

Осуществлялось сотрудничество c:

  • Венгрией (проведена встреча глав правительств в Будапеште (27 ноября), состоялось два визита Министра иностранных дел Венгрии в Беларусь (22 июня и 11-12 декабря);

  • Словакией (состоялись обмен визитами премьер-министров (25 апреля рабочий визит председателя правительства Словакии Р. Фицо в Витебскую область Беларуси и 27-28 апреля – официальный визит Премьер-министра Беларуси А.В. Кобякова в Словакию и Белорусско-Словацкий бизнес-форум), а также визиты в Беларусь вице-премьера – Министра внутренних дел (29-30 июня), министров иностранных и европейских дел (21-22 июня), здравоохранения Словакии (14-15 ноября), председателя Комитета по атомному надзору (2–4 августа), проведен Белорусско-Словацкий инновационный форум (24 мая);

  • Бельгией (состоялись первый в истории двусторонних отношений визит вице-премьера, Министра иностранных и европейских дел Бельгии в Беларусь (14-15 марта), визит в Минск парламентской делегации Бельгии, открыт прямой авиарейс «Минск-Брюссель»);

  • Германией (реализован первый после 1995 года двусторонний визит в Беларусь Вице-канцлера, федерального министра иностранных дел ФРГ (17 ноября), целый ряд визитов высокопоставленных представителей МИД Германии и депутатов Бундестага, возобновлена работа Белорусско-Германского неправительственного совета делового сотрудничества, проведено несколько крупных экономических мероприятий в ФРГ);

  • Испанией (состоялся рабочий визит Министра иностранных дел Беларуси в Испанию (13–15 июня), проведено первое заседание Совместной белорусско-испанской комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству (18 октября), в Минске открыт Испанский визовый центр);

  • Чехией (состоялся ответный официальный визит Министра иностранных дел Беларуси в Чехию (15-16 июня), к которому был приурочен ряд мероприятий в Праге по случаю 500-летия белорусского книгопечатания);

  • Италией (проведено первое заседание рабочей группы в сфере международных усыновлений, состоялись двусторонние экономические форумы 24 марта в Минске и 3 мая в Милане);

  • Словенией (реализован визит Министра иностранных дел Беларуси, 23–25 июля);

  • Великобританией (состоялся первый визит в Беларусь государственного министра по делам Европы и Америки МИД Великобритании, 25-26 сентября);

  • Румынией (осуществлен визит в г. Минск Министра иностранных дел Румынии, 9-10 ноября);

  • Португалией (проведены первые в истории двусторонних отношений межмидовские консультации на уровне заместителей министров, открыто почетное консульство Португалии в Беларуси).

Традиционно насыщенным было взаимодействие с Австрией (состоялись визиты в Беларусь главы МИД Австрии (5 июля), делегации деловых кругов федеральной земли Каринтия) и Ватиканом (4 октября прошел визит в Беларусь заместителя Государственного секретаря Святого Престола по общим вопросам для участия в открытии нового здания Апостольской Нунциатуры).

Наметилась активизация диалога со Швейцарией с акцентом на межпарламентское и экономическое сотрудничество (в Федеральном собрании Швейцарии впервые в истории двусторонних отношений создана группа дружбы с Беларусью; проведено второе заседание Белорусско-швейцарского делового совета) и Францией (состоялся визит в Беларусь парламентской делегации во главе с новым председателем группы дружбы «Франция-Беларусь» в Национальной ассамблее Франции, проведены первые заседания двусторонних рабочих групп по туризму и охране окружающей среды).

Сохранение агрессивной риторики Литвы по теме Белорусской АЭС оставалось основным сдерживающим фактором в развитии двустороннего политического диалога. Тем не менее, несмотря на «заморозку» официальных контактов, двусторонняя торговля и инвестиционное сотрудничество с Литвой демонстрировали позитивную динамику.

В отношениях с Латвией на качественно новый уровень вышел межпарламентский диалог. Состоялись визиты председателя Государственного пограничного комитета в Латвию (6 апреля, 13 октября), министров иностранных дел (18–20 июля), обороны (4–6 декабря), окружающей среды и регионального развития (19–21 апреля), руководителя Госполиции (2–5 марта), председателя Рижской думы (19 января) в Минск; на регулярной основе проходят заседания двусторонних комиссий.

Успешно развивались отношения с Польшей. Очередной визит в Беларусь вице-спикера Сейма Польши Р. Терлецкого (30 августа-1 сентября) подтвердил взаимную заинтересованность в укреплении межпарламентских связей. Расширению межведомственных контактов способствовали визиты в Польшу Министра транспорта и коммуникаций А. Сивака (21-22 декабря), Председателя Государственного комитета по науке и технологиям А. Шумилина в Польшу, посещение Беларуси председателем Института национальной памяти Я. Шареком (20 ноября).

Существенное значение для активизации контактов с Эстонией имело председательство этой страны в Совете ЕС во втором полугодии 2017 г. Состоялись визиты в Эстонию ряда белорусских делегаций, в том числе во главе с первым заместителем Премьер-министра (5-6 октября), визит в Минск эстонской парламентской делегации во главе с руководителем группы дружбы с Республикой Беларусь (26-27 апреля). Дважды Эстонию посетил заместитель Министра иностранных дел (7-8 сентября, 25–27 октября).

Наблюдались дальнейшие подвижки в отношениях с Нидерландами (в Минске открыто отделение Посольства Нидерландов, состоялся визит генерального секретаря МИД Нидерландов в Беларусь), Швецией (состоялось открытие Посольства Беларуси в Королевстве Швеция, проведен визит заместителя Министра иностранных дел в Стокгольм 15-16 ноября).

Проведены 14 визитов в Республику Беларусь глав внешнеполитических ведомств европейских стран и их заместителей. Состоялись межмидовские консультации с 19 странами Европы, заседания экономических межправительственных комиссий и рабочих групп по торговле и инвестициям с Латвией, Сербией, Польшей, Турцией, Испанией, Чехией, Словакией, Венгрией, Болгарией.

6. Отношения с США характеризуются дальнейшим поступательным развитием. Стороны продолжили взаимодействие в сферах взаимного интереса: торгово-экономической, гуманитарной, борьбы с международной организованной преступностью, профессиональных обменов. Интенсифицировалось взаимодействие по линии экспертного сообщества.

Для участия в сессии ПА ОБСЕ Минск посетила делегация членов Конгресса США (5–8 июля). В рамках визита состоялась встреча членов делегации с Президентом Республики Беларусь.

В штате Флорида организована Национальная экспозиция Беларуси на выставке высоких технологий eMerge Americas (12-13 июня).

Первый в истории двусторонних отношений белорусско-американский форум малого и среднего бизнеса, организованный совместно с Республиканской конфедерацией предпринимательства проведен 24–28 апреля в США.

Состоялись визиты белорусских делегаций деловых кругов в штаты Арканзас, Нью-Йорк, Оклахома, Северная Дакота.

Успешно развивалось сотрудничество по вопросам предотвращения незаконного транзита ядерных и радиоактивных материалов, борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий.

Продолжился начатый в 2015 году диалог по правам человека

В 2017 году динамично развивались отношения с Канадой.

Оттава полностью отменила торговые ограничения на взаимодействие с Беларусью.

Активизируются дипломатические, межведомственные и деловые контакты. Впервые в истории двусторонних отношений в феврале осуществлен визит в Канаду на уровне заместителя Министра иностранных дел. Делегация Канады приняла участие в сессии ПА ОБСЕ в Минске. «На полях» мероприятия состоялась встреча канадских парламентариев с белорусскими коллегами. 7 декабря «на полях» СМИД ОБСЕ в Вене прошла встреча Министра иностранных дел Беларуси с Министром иностранных дел Канады К.Фриланд.

В рамках развития межрегионального сотрудничества организованы визиты белорусских бизнес-делегаций, проведены экономические мероприятия по Беларуси в экономических центрах и провинциях Канады, включая Онтарио, Британскую Колумбию, Манитобу и Саскачеван.

7. Важным направлением многовекторного внешнеполитического курса Беларуси, продвижения белорусских интересов в регионах «дальней дуги» стало развитие сотрудничества с государствами Азии.

В рамках 25-й годовщины установления дипломатических отношений между Беларусью и КНР реализован комплекс совместных мероприятий политического и культурно-гуманитарного характера.

Участие Президента Республики Беларусь в Международном форуме «Один пояс и один путь» в КНР 15 мая усилило позиции Беларуси как активного участника строительства концепции «Пояса и пути», которая приобрела глобальный характер. Итогом договоренностей на высшем уровне стало продвижение главного совместного проекта – индустриального парка «Великий камень».

Наступивший 2018 год объявлен Годом туризма Беларуси в Китае. Реализация соответствующих мероприятий предполагает существенное увеличение объемов экспорта услуг за счет привлечения туристов из КНР.

Знаковым событием стало проведение Дней культуры Беларуси в КНР 26–31 мая и открытие Центра культуры Беларуси в Пекине 30 мая.

Состоявшиеся в 2017 году результативные контакты на высшем и высоком уровнях с Вьетнамом способствовали выводу двусторонних связей на стратегический уровень.

Государственный визит Президента Вьетнама Ч.Д. Куанга в Минск 26–28 июня позволил закрепить договоренности по реализации значимых совместных экономических проектов.

Серьезный импульс придан белорусско-индийскому сотрудничеству. Визит Президента Республики Беларусь в Индию 11–13 сентября заложил основу для поступательного выведения белорусско-индийских отношений на стратегический уровень.

Беларусь и Индия договорились взаимодействовать в рамках развития международного транспортного коридора «Север-Юг».

Сохранялась позитивная динамика развития многоплановых белорусско-пакистанских отношений. 2017 год стал прорывным для межпарламентского сотрудничества. С первым в истории официальным визитом 1-4 февраля Беларусь посетил председатель Сената парламента Пакистана М.Р. Раббани. Председатель Палаты представителей Национального собрания В.П. Андрейченко 10–13 апреля нанес визит в Исламабад.

Поступательно развивалось сотрудничество Беларуси и Ирана. Поддерживается высокий уровень политических контактов на уровне руководства парламентов и правительств двух стран: состоялись два визита Председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси М.В. Мясниковича в Тегеран (6–8 февраля и 5-6 августа), его встречи с высшим руководством страны, а также встреча Премьер-министра Беларуси А.В. Кобякова с первым Вице-президентом Ирана Э. Джахангири «на полях» заседания Совета глав правительств ШОС в Сочи.

Открыт новый этап развития диалога с Афганистаном. Первый в истории двусторонних отношений визит в нашу страну главы исполнительной власти Афганистана А. Абдуллы 15–17 августа позволил определить приоритетные направления активизации сотрудничества, включая экспорт в Афганистан передовых белорусских технологий, машин и оборудования, продуктов питания, строительных материалов, образовательных услуг.

На расширение присутствия Беларуси в регионе Южной Азии направлено развитие сотрудничества с Бангладеш. Визит в Беларусь государственного министра иностранных дел Бангладеш М.Ш. Алама состоялся 19 апреля.

Активизации белорусско-индонезийских отношений способствовало проведение 17 октября в Джакарте 6-го заседания межправительственной совместной комиссии по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству.

В 2017 году наметилась активизация отношений с Сингапуром. Визит в Сингапур 11–15 ноября делегации во главе с первым заместителем Премьер-министра В.С. Матюшевским, организованный в его рамках инвестиционный форум «Беларусь приглашает Азию» стали важными этапами активизации диалога на высоком уровне, развития финансово-инвестиционных и торгово-экономических отношений с азиатскими странами.

Сохранялась позитивная тональность отношений Беларуси и Австралии. В Минске 17 мая проведены политические консультации. Австралия поддержала кандидатуру Беларуси на выборах в Исполсовет ЮНЕСКО. 

Динамично развивался двусторонний политический диалог и экономическое сотрудничество с Монголией. Актуальные вопросы двусторонней повестки дня предметно рассмотрены в ходе встречи Главы белорусского государства с Премьер-министром Монголии в рамках Международного форума «Один пояс и один путь» в Пекине 15 мая.

Проведение в Республике Корея 15 мая Белорусского инвестиционного и экономического форума, организация визита делегации представителей отраслевых министерств и ряда крупнейших предприятий во главе с заместителем Премьер-министра В.И. Семашко в мае придали импульс развитию двусторонних отношений.

Позитивную динамику сохраняло развитие межрегионального сотрудничества с Японией. В рамках празднования 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами проведен ряд мероприятий культурного характера.

Участие Главы белорусского государства А.Г. Лукашенко в саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане 8-9 июня позволило представить видение Беларусью путей развития сотрудничества в рамках Организации, провести ряд двусторонних встреч с лидерами стран-участниц, обсудить актуальные вопросы двустороннего взаимодействия и международной проблематики.

Участие Премьер-министра А.В. Кобякова в Будапештском саммите глав правительств стран Центральной и Восточной Европы и Китая 27 ноября подтвердило статус Беларуси как важного участника формата «16+1», значимого европейского звена «Экономического пояса Шелкового пути».

8. Несмотря на сложную региональную обстановку и сохранение факторов нестабильности в развивающихся странах, прежде всего, кризисов в Сирии, Йемене, Ираке, Ливии, продолжилось выстраивание сотрудничества Беларуси со странами Ближнего Востока.

Освоение рынков этого региона, привлечение инвестиций из арабских монархий Персидского залива, наращивание технологического и иных форм сотрудничества реализуются на основе высокого доверия на уровне глав государств, который был подтвержден, в частности, в ходе состоявшегося в октябре-ноябре визита Президента Республики Беларусь в ОАЭ. Высокий уровень контактов между руководством Беларуси и ОАЭ способствовал активизации экономического и гуманитарного сотрудничества: в 2017 году проведено 15 взаимных визитов на уровне руководства различных министерств и ведомств двух стран.

Благоприятный фон взаимодействию с Сирией создан благодаря продолжению реализации в этой стране белорусских гуманитарных проектов, направленных на доставку грузов нуждающимся, организацию отдыха и оздоровления сирийских детей в Беларуси.

9. В 2017 году белорусский экспорт в Африку увеличился более чем вдвое.

Проведены 15–17 января визиты Президента Республики Беларуси в Египет и Судан. По результатам визитов достигнуты договоренности, реализация которых позволяет полноценно осваивать рынок Северной Африки.

Удалось сформировать стратегические подходы по закреплению на Юге Африки. Наиболее активно развивалось сотрудничество с Анголой, ставшей крупнейшим рынком сбыта белорусских товаров на африканском континенте. Визит в Беларусь Министра внешних сношений Анголы состоялся25–28 июня, 19–23 ноября – визит в Анголу белорусской делегации во главе с Министром промышленности В.М. Вовком

Последовательная работа с Зимбабве позволила достичь рекордных показателей белорусского экспорта в эту страну за счет поставок карьерной и дорожно-строительной техники.

В Минске 6-7 июня прошел первый Белорусско-Африканский форум с участием около сотни представителей стран Африки, включая ряд влиятельных политиков и бизнесменов. По итогам форума подписано Рамочное соглашение об открытии Банком развития Республики Беларусь кредитной линии в сумме до 150 млн. долларов США Африканскому экспортно-импортному банку. Линия предназначена для финансирования экспортных поставок белорусских товаров, работ, услуг в страны африканского континента.

В октябре в Париже Посольством Беларуси при поддержке французских компаний SOSEA и PODIA организован белорусско- африканский бизнес-форум, в котором приняли участие около сотни предпринимателей из Беларуси, Франции, Бельгии и всех субрегионов Африки.

10. В 2017 году продолжилось продвижение интересов Беларуси в странах Латинской Америки. Развитию политического диалога, расширению торгово-экономического и иных видов сотрудничества способствовало проведение ряда значимых мероприятий, в том числе на высшем и высоком уровнях.

В рамках официального визита в Минск 5 октября президента Венесуэлы Н. Мадуро главы белорусского и венесуэльского государств провозгласили курс на «перезагрузку» отношений и подтвердили стратегический характер партнерства. 27-28 ноября проведено VII заседание Белорусско-Венесуэльской совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, подписана Программа «Дорожная карта двустороннего сотрудничества Республики Беларусь и Боливарианской Республики Венесуэла на среднесрочную и долгосрочную перспективы».

Стратегический уровень отношений с Кубой подтвержден в ходе организованной 19 октября протокольной встречи Президента Республики Беларусь с бывшим послом Кубы в Беларуси Х.Суаресом Альваресом по случаю завершения его дипломатической миссии. Проведение 4-5 июля в Гаване двусторонних консультаций по политическим и торгово-экономическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, организация первой  в  истории отношений Национальной экспозиции Республики Беларусь в рамках 35-й Международной Гаванской ярмарки FIHAV 2017 (30 октября – 3 ноября) продемонстрировали стремление сторон к укреплению политического и экономического диалога.

Прошедший год ознаменовался интенсификацией сотрудничества с Бразилией: 7 июля в Бразилиа прошли двусторонние консультации по торгово-экономическим вопросам, 19 октября в Минске – по политическим вопросам. Результатом взаимодействия с бразильскими партнерами стало проведение 27–29 ноября рабочего визита заместителя Премьер-министра Республики Беларусь А.Н. Калинина в Бразилию, в ходе которого проведены встречи с руководителями ключевых бразильских министерств и первое заседание Белорусско-Бразильской совместной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Продолжена практика проведения рабочих визитов в Латинскую Америку на уровне руководства Министерства иностранных дел. В Буэнос-Айресе (Аргентина) 27 марта состоялся очередной раунд белорусско-аргентинских консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел. Первый в истории рабочий визит в Парагвай на уровне заместителя главы белорусского внешнеполитического ведомства проведен 30 марта.

11. Ключевым событием года на многостороннем треке стало активное участие делегации Республики Беларусь во главе с Министром иностранных дел в 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Развивая свои внешнеполитические инициативы, Беларусь продолжила консолидировать международное сообщество в борьбе с торговлей людьми. По инициативе нашей страны в рамках ООН приняты две резолюции, получившие широкую поддержку государств-членов Организации: в Генассамблее – «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми», в Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию – «Осуществление Глобального плана действий ООН в борьбе с торговлей людьми».

Практическим вкладом нашей страны в работу Первого комитета стало принятие при поддержке абсолютного большинства голосов белорусской резолюции «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия: доклад Конференции по разоружению».

На сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам (март, Вена) по инициативе Беларуси принята резолюция «Продвижение программ и стратегий, затрагивающих школу, семью и общество, в деле предотвращения потребления наркотиков среди детей и подростков».

Значимое место традиционно занимала работа с белорусской диаспорой за рубежом. В 2017 году в Минске прошли седьмой съезд белорусов мира и третье заседание Консультативного совета при МИД по делам белорусов зарубежья. Продолжена комплексная работа по поддержке организаций белорусской диаспоры в рамках реализации подпрограммы «Беларусы замежжа».

Беларусь расширила представленность в авторитетных международных организациях и органах системы ООН. Наша страна при беспрецедентно широкой поддержке избрана в Исполнительный совет ЮНЕСКО, Исполнительный совет ЮНИСЕФ, Экономический и Социальный Совет, Комиссию социального развития, Комитет по программе и координации, а также стала вице-председателем Исполнительного комитета Европейской экономической комиссии ООН.

В течение года Беларусь демонстрировала твердую приверженность выполнению международных обязательств в области прав человека. По оценкам Верховного комиссара ООН по правам человека, Беларусь вошла в число 33 стран, не имеющих задолженности по представлению периодических докладов в договорные органы по правам человека. В апреле Беларусь направила свой доклад в Комитет ООН по правам человека, а в ноябре на высоком профессиональном уровне защитила доклад в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации.

С учетом учреждения в 2017 году института Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития и назначения на этот пост Заместителя Председателя Совета Республики Национального собрания М.А. Щеткиной активизировалось взаимодействие нашей страны с международными партнерами по вопросам выполнения Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года. В ходе Политического форума ООН высокого уровня по устойчивому развитию (июль, Нью-Йорк) Беларусь представила первый национальный доклад по достижению Целей устойчивого развития и выступила с идеей налаживания сотрудничества между национальными институтами и механизмами, ответственными за их достижение.

На качественно новый уровень вышла работа Беларуси в рамках ЮНИДО. Постоянный представитель Беларуси при международных организациях в Вене Е.Н. Купчина избрана председателем 17-й сессии Генеральной конференции ЮНИДО – это первый случай избрания представителя Беларуси на должность руководителя сессии главного политического органа универсальной международной организации системы ООН. Важным итогом работы Генконференции ЮНИДО стало принятие инициированной нашей страной резолюции по устойчивому промышленному развитию в странах со средним уровнем дохода.

Динамично развивалось взаимодействие с  МАГАТЭ. Беларусь завершила членство в Совете управляющих Агентства, организовала посвященную БелАЭС выставку в ходе ежегодной сессии Генеральной конференции МАГАТЭ, успешно прошла процедуру защиты национального доклада в ходе совещания сторон Конвенции о ядерной безопасности (27 марта –7 апреля, Вена). Проведена важная оценочная миссия МАГАТЭ в сфере ядерной безопасности – по оценке площадки Белорусской АЭС с учетом внешних событий.

Продолжилась системная работа по поддержанию конструктивного, отвечающего интересам Беларуси взаимодействия с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, ее исполнительными структурами и институтами, австрийским председательством ОБСЕ.

Знаковым событием стало успешное проведение в Минске 26-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (5–9 июля) – одного из ключевых событий для всей Организации в 2017 году. Одобренная по итогам мероприятия Минская декларация включила в себя 3 резолюции общих комитетов и 13 тематических резолюций, инициированных парламентскими делегациями. По инициативе Беларуси принята резолюция «Разработка своевременных и эффективных законодательных, нормативных, административных мер реагирования на появление новых психоактивных веществ».

Проведены визиты в Беларусь Действующего председателя ОБСЕ, Федерального министра по вопросам Европы, интеграции и иностранных дел Австрии С. Курца (5 июля), Председателя ПА ОБСЕ К. Муттонен и Генерального секретаря ПА ОБСЕ Р. Монтеллы (дважды, 15–17 марта и 5–9 июля).

Продолжена работа по развитию прямого сотрудничество Беларуси с исполнительными структурами ОБСЕ по реализации совместных проектов международной техпомощи по всем «корзинам» безопасности.

Активное проектное взаимодействие осуществлялось с Советом Европы, в том числе в рамках Плана действий СЕ для Беларуси на 2016-2017 годы.

Продолжена работа по присоединению нашей страны к правовым инструментам и механизмам СЕ. Республика Беларусь 10 ноября 2017 г. ратифицировала Дополнительный протокол к Конвенции против применения допинга.

Наблюдалась позитивная динамика диалога Национального собрания Республики Беларусь и Парламентской ассамблеи Совета Европы. ПАСЕ 27 июня 2017 г. приняла доклад «Ситуация в Беларуси». В документе отражена необходимость «продолжить свою деятельность и поддержание контактов высокого уровня с белорусскими властями», регулярного приглашения парламентариев Беларуси на заседания Комиссии ПАСЕ по политическим вопросам и демократии.

В рамках программы белорусского председательства в Центрально-Европейской Инициативе организованы и проведены встречи глав правительств стран-участниц ЦЕИ (12 декабря, Минск), министров иностранных дел стран ЦЕИ (22 июня, Минск), неформальная встреча министров иностранных дел «на полях» Генассамблеи ООН (21 сентября, Нью-Йорк), министерские встречи по науке и технологиям (26 октября, Минск) и по совместимости (9 июня, Минск), сессия Парламентской Ассамблеи ЦЕИ (28 ноября, Минск), встреча руководителей торгово-промышленных палат ЦЕИ и соседних с Беларусью стран (9 июня, Минск), бизнес-форум ЦЕИ по тематике энергоэффективности (4 декабря, Минск), два международных семинара: по тематике сопряжения различных интеграционных процессов (1 ноября, Минск), а также   сотрудничества Беларуси с Евросоюзом в рамках «Восточного партнерства», региональный аспект (11 декабря, Минск). Обеспечено проведение 6-ти заседаний Комитета национальных координаторов ЦЕИ.

Председательством Беларуси в ЦЕИ совместно с Действующим австрийским председательством в ОБСЕ при участии МОМ и Международного центра по разработке политики в области миграции инициирована и проведена дискуссия высокого уровня по вопросам миграции (9 июня, Вена).

В Беларуси впервые состоялась серия мероприятий европейского регионального масштаба при высоком уровне представительства стран-членов ЦЕИ, которые одновременно входят в разные европейские региональные объединения – Евросоюз, ЕАЭС, СНГ, Совет регионального сотрудничества (балканские страны).

Председательство в ОДКБ способствовало укреплению безопасности белорусского государства. Под председательством Президента А.Г. Лукашенко в юбилейном для ОДКБ 2017 году проведены две встречи на высшем уровне, принят ряд решений по приоритетным для нашей страны направлениям обеспечения национальной безопасности посредством совместного комплексного реагирования на современные вызовы и угрозы.

Итоги прошедшей в Минске в ноябре сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ свидетельствуют об общности взглядов членов Организации на мироустройство, готовности совместно отстаивать общие интересы, формировать благоприятные внешние условия функционирования входящих в ОДКБ государств.

12. Ключевая роль в работе МИД традиционно отводилась «экономической дипломатии».

Благодаря слаженным усилиям МИД, министерств и предприятий экспорт за десять месяцев 2017 года составил 23,7 млрд. долларов США, что на 22,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года. В стоимостном выражении рост экспорта составил 4,4 млрд. долларов США, в том числе за счет продукции машиностроения и других товаров с высокой добавленной стоимостью.

В 2017 году МИД инициировал и координировал работу по проведению заседаний Межведомственного совета по внешнеторговой политике. В их ходе проанализированы различные аспекты развития товаропроводящей сети экспортеров, снижения внешней дебиторской задолженности, повышения качества продукции, другие вопросы.

Созданным при МИД для обеспечения прямого диалога с предприятиями Советом экспортеров рассмотрены десятки предложений субъектов хозяйствования.

МИД совместно с ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» провели масштабную работу по созданию новой версии тематического портала для экспортеров Export.by. В начале 2017 года качественно обновленный портал был введен в эксплуатацию. На декабрь 2017 г. на портале зарегистрировано 4 589 белорусских и 229 иностранных предприятий. Белорусские экспортеры представили сведения о 13 730 товарах и услугах. В английской версии портала доступна информация о 4 697 белорусских товарах и услугах.

Участие Беларуси в Международной специализированной выставке ЭКСПО-2017 в Астане (10 июня–10 сентября) имело существенное значение с точки зрения успешного продвижения на зарубежные рынки энергетических и энергосберегающих технологий, энергоэффективной продукции, привлечения иностранных инвестиций.

На Генассамблее Международного бюро выставок в Париже (ноябрь) Беларусь единогласно впервые избрана в состав исполкома этого органа (входят 12 государств).

В 2017 году при поддержке МИД состоялось более 200 международных мероприятий, направленных на развитие сотрудничества в инвестиционной сфере и презентацию экономического потенциала Беларуси.

Большое внимание уделялось совершенствованию и упрощению условий ведения внешнеэкономической деятельности.

В целях создания равных условий с субъектами хозяйствования государств-членов ЕАЭС при реализации применения нулевых ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС МИД разработано Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2017 г. №792 «О подтверждении целевого назначения ввозимого товара».

Осуществлялась координация работ по реализации Плана мероприятий по созданию в рамках ЕАЭС механизма «единого окна» на 2015–2020 годы. Налажено взаимодействие с Минсвязи и отобранными Всемирным банком экспертами в части разработки «дорожной карты» создания Национальной системы безбумажной торговли, работа по которой ведется в рамках проекта технической помощи Всемирного банка «Содействие разработке стратегии развития информационно-коммуникационных технологий Республики Беларусь».

Продолжена активная работа по присоединению Беларуси к ВТО на много- и двустороннем треках.

При координации МИД подготовлен беспрецедентный по своему объему пакет переговорных документов, включая Сводный отчет, проект Доклада Рабочей группы, материалы по господдержке сельского хозяйства, нотификацию по промышленным субсидиям, нотификацию по государственным торговым предприятиям, обновленный План нормотворческих работ и тематические вопросники.

Сводный отчет в 2017 году трансформирован сначала в элементы проекта Доклада Рабочей группы, а затем непосредственно в проект Доклада, что ознаменовало переход к заключительной стадии переговорного процесса. Первая редакция проекта Доклада распространена среди членов ВТО в июле.

В январе и сентябре в Женеве МИД обеспечено проведение 8-го и 9-го заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. В сентябре в штаб-квартире ВТО при участии МИД организовано специальное заседание по государственной поддержке сельского хозяйства. Мероприятия прошли в официальном формате впервые с 2005 года и сопровождались полномасштабными раундами переговоров с членами ВТО.

Визит в Минск делегации Секретариата ВТО во главе с председателем Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси – постоянным представителем Турции при ВТО К. Маденоглу организован МИД 31 октября–3 ноября. Состоявшиеся в ходе визита встречи с Премьер-министром, Первым заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел Республики Беларусь и рядом заместителей министров охарактеризованы Секретариатом ВТО как «подтверждающие полную поддержку Правительством Республики Беларуси процесса присоединения к ВТО».

В 2017 году подписаны шесть протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг: с Республикой Корея (10 апреля), Японией (27 апреля), Республикой Эквадор (12 сентября), Королевством Норвегия (5 декабря), Республикой Гватемала (12 декабря), Республикой Эль-Сальвадор (12 декабря).

В декабре белорусская делегация приняла участие в 11-й Министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе – главном событии организации, проводимом раз в два года.

13. В 2017 году подписано 140 международных договоров и иных международно-правовых документов: 123 двусторонних, включая двусторонние договоры с международными организациями, и 17 многосторонних – 4 международных договора в рамках ЕАЭС, 2 международных договора в рамках ОДКБ, 10 международных договоров в рамках СНГ, а также Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, разработанная в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. 

Динамично формировалась договорно-правовая база сотрудничества с государствами СНГ и Грузией (заключены 37 международных договоров и иных документов), государствами Азии и Африки, включая Ближний Восток (заключен 51 международный договор и иные документы), а также с государствами ЕС (22 международных договора и иных документа). С государствами Латинской Америки заключены 5 международных документов.

На качественно новый уровень выведено сотрудничество Беларуси с Международным Комитетом Красного Креста в результате организации и проведения первого в истории визита президента МККК в Беларусь, подписания Соглашения о статусе, привилегиях и иммунитетах МККК в Республике Беларусь, планируемого открытия представительства МККК в Минске.

С подписанием в сентябре Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. завершен текущий этап реформирования Экономического Суда СНГ и его адаптации к современным реалиям и потребностям государств-участников СНГ.

14. Продолжалась активная работа по развитию двусторонней договорно-правовой базы по визовой тематике.

Вступило в силу Соглашение с Аргентиной об отмене виз. Завершена ратификация протокола к соглашению об отмене виз с ОАЭ.

Осуществлялась работа по выполнению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соглашений с Чили, Боснией и Герцеговиной, Гонконгом.

Проведены внутригосударственные процедуры, необходимые для заключения соглашений с Кувейтом, Бахрейном и Парагваем об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов.

Продолжена работа над проектами международных договоров, регулирующих безвизовые поездки по дипломатическим, служебным или официальным паспортам, с Алжиром, Индией, Пакистаном, Суданом, Филиппинами, Эфиопией, Колумбией, Мозамбиком, Мексикой, по общегражданским паспортам – с Китаем, Гондурасом, Сейшелами, Сент-Китс и Невис, Боснией и Герцеговиной, Колумбией.

Инициировано заключение соглашений с Республикой Корея, Японией, Сингапуром, Малайзией, Оманом, Перу, Уругваем.

Ведется работа по внесению изменений и дополнений в соглашения о взаимных безвизовых поездках с Украиной и Израилем.

Продолжена работа по заключению Соглашения с ЕС об упрощении визовых формальностей.

Проведено три раунда переговоров по заключению Соглашения с Россией о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства.

Проведены межмидовские консультации по консульским вопросам с Италией, Хорватией, Сербией, Венгрией, Чехией, Израилем, ОАЭ, Украиной, Россией, Литвой, Болгарией.

С 12 февраля 2017 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан 80 государств через пункт пропуска «Национальный аэропорт Минск». На 1 декабря 2017 г. безвизовым режимом воспользовалось более 72,5 тысяч иностранных граждан.

Подготовлен и принят Указ Президента Республики Беларусь от 18 мая 2017 г. № 173 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда граждан Китайской Народной Республики» (предусматривает безвизовый порядок въезда и пребывания сроком до 30 дней граждан КНР по паспортам для официальных поездок).

Традиционно большое внимание уделялось в 2017 году защите законных прав и интересов юридических и физических лиц Республики Беларусь за рубежом, рассмотрению обращений граждан, оказанию помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации. Правовая помощь предоставлялась лицам, задержанным правоохранительными органами иностранных государств, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях за рубежом, оказывалось содействие родственникам умерших за рубежом в транспортировке тел на родину для захоронения, эвакуации граждан из зон вооруженных конфликтов. В белорусские загранучреждения за оказанием различного рода правовой помощи в 2017 году обратилось более 2,5 тысяч наших граждан.

15. Эффективное информационное обеспечение внутри- и внешнеполитических мероприятий, знаковых инициатив руководства белорусского государства оставалось одной из приоритетных задач МИД.

В 2017 году для работы в Беларуси постоянную аккредитацию получили более 300 иностранных журналистов (рост на 20 процентов), временную – свыше 1100.

Проведены межмидовские консультации по информационным вопросам с Бельгией, Казахстаном, Китаем, Россией, со структурами Еврокомиссии.

Организовано восемь пресс-туров в Беларусь иностранных журналистов, в том числе из Латвии, КНР и России.

Выросла активность МИД в социальных сетях. Количество подписчиков на аккаунты в Twitter увеличилось на четверть и составило 20 тыс., в Facebook – вдвое. Посредством аккаунта МИД в сети Periscope начата трансляция мероприятий для прессы в режиме реального времени. Совместно с организациями системы ООН проведен ряд информационных акций в социальных сетях, направленных на привлечение внимания общественности к актуальным вопросам международного развития.

По сообщению официального сайта Министерства иностранных дел Республики Беларусь