/ / Общественно-политические
16.02.2018

Чтобы сеть не стала паутиной: Что делать, если ребенок столкнулся с кибербуллингом?

В прошлом году минчанка Ольга Петрова (Имена и фамилии в истории изменены по просьбе героев) пережила настоящую школьную драму со своей дочкой-четвероклассницей.

Кибербуллинг

В истории оказались замешаны и кибербуллинг – травля в соцсетях, и шантаж, и долгие разбирательства в родительском чате и на собраниях в поисках правых и виноватых. Но главное еще предстояло – научить ребенка противостоять угрозам в интернете и реальности.

Недетские шалости

Началось все с того, что одноклассница Кати написала необычный рассказ и разместила его в общей группе класса в соцсетях, вспоминает Ольга:

– Все бы ничего, но сюжет был с явным порнографическим подтекстом. Книга с четко продуманным сюжетом и подробным описанием деталей состояла из 12 глав, по нескольку страниц каждая. Их героями стали дети из класса, на тот момент четвероклассники, а главным действующим персонажем – лучшая подруга автора. Рассказ получился очень продуманный и качественный, если не принимать во внимание его содержание и то, что сочинял это ребенок: отличница, умная и креативная девочка, направившая энергию не в то русло.

Подростковая фантазия не могла остаться незамеченной, и очень быстро в классе разгорелся скандал, продолжает Ольга:

– Дети дружно почитали, посмеялись, полайкали, а кто-то показал и родителям. А так как в рассказе были описаны практически все ребята из класса и у каждого из них была своя недетская роль, взрослые переполошились. Особенно возмутились близкие главной героини. Стали выяснять, кто это написал и опубликовал в соцсетях. И тогда автор начала валить вину на других. Пыталась сделать виноватой и мою Катю, мол, это она все придумала. Дошло до того, что зачинщица даже шантажировала дочку: «Давай деньги, иначе я всем скажу, что рассказ написала ты». Пришлось отстаивать дочку, доказывать на родительском собрании, что на тот момент у Кати не было ни мобильного, ни компьютера. К тому же рассказ был опубликован, а позже и удален со страницы автора, доступа к ней у моей дочки не было. Позже выяснилось, что в подобной ситуации оказалась не только Катя: сочинительница пыталась шантажировать и других детей.

Общение уже не то

После жарких споров в родительском чате и на собраниях ситуацию в классе замяли:

– Классный руководитель ушла в  декретный отпуск, на ее место пришла педагог, которой по возрасту и состоянию здоровья не хотелось разбираться в этой проблеме. Я ходила к школьному психологу, просила поработать с классом, но большинство родителей спустили все на тормозах. Тем же составом дети перешли в 5-й класс и, как показывает прак­тика, «кусаться» они продолжают. Делаю такой вывод, наблюдая нежелание дочки идти в школу и попытку саботажа отдельных уроков. И если в соцсетях дети уже не так явно демонстрируют неприязнь, то в живом общении и поведении чувствуется напряженность. Чтобы история не повторилась и дочка не стала объектом травли, учу Катю откровенно рассказывать о своих переживаниях: постоянно повторяю, что маме можно доверять любые тайны. Ведь что бы ни случилось, я не стану обвинять ее, а постараюсь разобраться в ситуации и защитить. Адекватный взрослый не будет принимать на веру негатив, направленный против ребенка, выслушает другие стороны конфликта и подскажет выход из ситуации.

Сама же Катя говорит, что теперь «ВКонтакте» ее одноклассники общаются между собой с опаской:

– Гадостей та девочка больше не писала и не публиковала. После этой истории многие уяснили, что это открытые сети, все боятся, что взрослые прочитают переписку. Зато больше неприятных моментов стало происходить в самом классе: одноклассники поддевают друг друга, обижают, троллят, иногда срывают уроки.

Держа руку на мышке

Советник-консультант управления социальной политики и научно-инновационной деятельности Совета Республики Александра Саникович обращает внимание, что кибербуллинг набирает обороты среди подростков. И он не должен оставаться безнаказанным:

– За оскорбления в соцсетях, взлом страничек с последующим изображением пользователя аккаунта в непристойном виде существует ответственность как административная, так и уголовная. Если столкнулись с подобной ситуацией и хотите, чтобы виновные были привлечены к ответственности, сделайте скриншот страницы, где были опубли­кованы оскорбления, распечатайте их и обратитесь с заявлением в милицию. Нелишним будет попросить администратора интернет-ресурса заблокировать подобные материалы, но не удалять, чтобы потом можно было их использовать в качестве доказательств.

Научите ребенка безопасному поведению в интернете. Ведь нередко сами того не осознавая, дети становятся как жертвами киберпреступлений, так и преступниками, предупреждает начальник отдела криминологической экспертизы проектов законов Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Ольга Топорикова:

– Родители не всегда успевают следить за тем, что происходит в сети, а дети зачастую не могут противостоять интернет-угро­зам: вредному контенту, мани­пуляциям и шантажу. Злоумышленники могут использовать ребенка в преступных целях, склонять к изготовлению порнографии или участию в развратных действиях, кибермошенничеству. В такие моменты юный пользователь не всегда успевает понять, что совершает правонарушение.

Тем, кто столкнулся с травлей в реальном или виртуальном мире, Ольга Топорикова рекомендует не замалчивать проблему и не ждать, что ребенок должен справиться с конфликтом самостоятельно:

– Если заметили, что он не хочет идти в школу, его обижают в соцсетях, важно своевременно обратиться к психологу, педагогам школы и родителям обидчиков.

Правила безопасного серфинга

  • Не раскрывай личные данные: телефон, адрес, номер школы или название кружка по танцам. Тем более не следует хвастаться, что на выходные вы укатили к бабушке и дома нет даже кошки. Для аккаунтов нужно придумать сложные пароли, о которых могут знать только родители.
  • Не добавляй в друзья незнакомцев. Ставь под сомнение даже личность знакомых. Если одноклассница Маша предлагает сделать что-то странное, что в обычной жизни она никогда бы не попросила, вполне возможно, ее аккаунт взломан либо тебе пишут с ее фейковой страницы.
  • Если случилась неприятность, доверься близким: родителям, бабушке, брату, учителю, психологу. Можно построить рассказ от третьего лица, если говорить про себя стыдно или страшно. Главное – не молчать.
  • Установите средства родительского контроля или программы, фильтрующие контент. Просматривайте историю браузера, согласовав это с ребенком как обязательное условие для его пользования гаджетами. Научите его пользоваться детскими поисковиками, которые блокируют информацию для взрослых.
  • Расскажите ребенку, что в виртуальном мире действуют те же законы, что и в реальной жизни: нарушать правила нельзя.
  • Стройте общение на доверии и почаще устраивайте семейные дни без гаджетов, заранее продумав занятия и интересную программу.

Мария Зубкова, «Знамя юности», 15 февраля 2018 г.