/ / Общественно-политические
08.02.2018

Для чего нужна психолого-психиатрическая экспертиза перед заключением сделки?

Различные юридические сделки, будь то купля-продажа или оформление завещания, связаны с рисками. Представьте ситуацию: вы годами копите на собственную квартиру, наконец покупаете ее, справляете новоселье… И вдруг появляются родственники бывшего хозяина жилплощади, утверждающие, что на момент заключения сделки он страдал тяжелым психическим расстройством. Если они докажут, что продавец на самом деле не понимал значения своих действий, договор между ним и вами может быть признан недействительным. И хорошо, если деньги, уплаченные за квартиру, тот не успел потратить. Поэтому, чтобы «застраховать» себя от рисков, избежать судебных споров и тяжб, лучшее решение – попросить продавца пройти экспертизу на сделкоспособность, которая покажет, что он адекватно оценивает происходящее и может осознавать последствия своих действий, или же наоборот.

Валенты Станиславович Почобут

– Чтобы выяснить, понимает ли человек, желающий распорядиться имуществом, значение своих действий и может ли ими руководить, существует психолого-психиатрическая экспертиза по установлению сделкоспособности, – рассказывает начальник управления судебно-психиатрических экспертиз УГКСЭ по Гродненской области Валенты Станиславович Почобут. – В Гродно такие обследования проводятся около десяти лет, и с каждым годом их количество растет, потому что граждане становятся более грамотными в юридическом плане. Если раньше многие даже слова «психиатр» боялись, то сегодня приходят на обследование осознанно. Экспертиза сделкоспособности не является судебной и проводится по заявлению гражданина до того, как юридическая сделка состоялась. А если юридические действия уже совершены, оценить психическое состояние на момент сделки можно только по определению суда.

– Что должен предпринять человек, чтобы в отношении него была проведена экспертиза сделкоспособности?

– Прежде всего, гражданин должен явиться к нам и заполнить стандартное заявление, в котором конкретно указать, какую сделку он собирается совершить. Например: «Я, Иванов Иван Иванович, намереваюсь завещать свою квартиру дочери». Если человек сам не может написать заявление, например, из-за плохого зрения, это вправе сделать сопровождающий. Также экспертизы могут проводиться на дому. Чаще всего к нам обращаются люди, которые собираются составить завещание, договор дарения, иждивения с пожизненным содержанием. С какой сделкой гражданин придет, такую и будут рассматривать наши специалисты. Обследование проводит комиссия, состоящая из экспертов-психиатров, может привлекаться психолог. Процедура платная. Однако нужно понимать: если вы оплатили экспертизу, это не значит, что заключение специалистов обязательно будет положительным. Хотя и отрицательный результат тоже имеет большое значение. Вот случай, к примеру. У пожилой женщины появились возрастные отклонения, в связи с чем она была поставлена на профилактический психиатрический учет. Единственный сын, видя эти отклонения, и то, что вместе с матерью проживает посторонний мужчина, предлагает ей оформить договор дарения. Нотариус, к которому обратились мать и сын, предложила пройти экспертизу сделкоспособности, и мы пришли к выводу, что женщина не может понимать значения планируемой сделки, прогнозировать ее последствия, поэтому дали отрицательное заключение. Но, несмотря на это, сын был доволен экспертизой. Если его мать в дальнейшем распорядится своим имуществом не в его пользу, например, завещает квартиру кому-то другому, заключение экспертизы будет аргументом для того, чтобы обратиться в суд.

Еще один случай. Сын и отец вели совместный бизнес, но у отца случился инсульт. Для того чтобы пожилой мужчина, имеющий половину бизнеса, не смог неразумно распорядиться имуществом, сын обратился к экспертам. Сначала его интересовало, может ли отец подписывать какие-то документы. Мы пришли к выводу, что тот не понимает сути этих документов, и порекомендовали прибегнуть к процедуре лишения дееспособности, чтобы у отца был опекун, который мог бы распоряжаться имуществом в интересах семьи.

– Кому желательно проходить экспертизу перед заключением сделки?

– Экспертизу показано проводить в отношении всех, кто перенес инфаркт головного мозга, травму головы, инфекционные заболевания, протекающие с воздействием на психику, инсульт. К слову, сам факт того, что человек совершил юридическую сделку после перенесенного инсульта, может быть поводом для обращения заинтересованных лиц в суд. Иными словами, сторона, считающая, что ее интересы не были учтены, может обратиться с иском в суд и опротестовать эту сделку. Что касается возраста, то чаще всего исследование проводится в отношении пожилых граждан. Но в целом любой человек может инициировать в отношении себя экспертизу сделкоспособности. Обычно интервьюирование длится около часа, но если это комплексное обследование, оно может быть более продолжительным. Заключение (справка) выдается на следующий день. Его клиент предоставляет нотариусу, а приложение к экспертизе хранится у нас в архиве и в случае судебных тяжб выдается по запросу суда, следственных органов.

– Валенты Станиславович, это правда, что за заключением эксперта нередко рекомендуют обратиться нотариусы или риелторы?

– Как раз недавно мы проводили экспертизу сделкоспособности, которая была инициирована риелтором. Пожилая женщина хотела продать квартиру на пятом этаже и купить жилье пониже или там, где есть лифт. Однако риелтор заподозрила психические отклонения и выступила инициатором проведения экспертизы. И действительно, мы выявили значительные психические расстройства, из-за которых женщина не понимала характер сделки и не могла спрогнозировать последствия своих действий.

– Обращаются ли к вам психически здоровые люди?

– Однажды к нам обратилась женщина в возрасте около сорока лет. Абсолютно психически здоровая, полноценная. Когда начали уточнять, почему она решилась на проведение экспертизы, женщина объяснила, что вместе с ней в квартире проживают родственники, злоупотребляющие алкоголем и ведущие асоциальный образ жизни. Свою часть жилплощади она хочет переписать на дочь и, прогнозируя, что родственники в будущем могут претендовать на ее имущество, перестраховывается, чтобы те не смогли опротестовать эту сделку.

– Слышала, что экспертиза сделкоспособности может быть проведена после смерти человека.

– Случается и такое. Например, гражданин завещал квартиру одному из членов семьи, а после умер. Другие родственники, которые не получили ничего, а ожидали, могут через полгода после вступления документа в силу, обратиться с иском в суд и претендовать на долю имущества. Заочная экспертиза даст ответ на вопрос, страдал ли гражданин психическим расстройством на момент заключения сделки и мог ли он понимать ее значение. Если умершего признают несделкоспособным, закон будет на стороне истца. Однако такая посмертная экспертиза проводится только в подразделении сложных судебно-психиатрических экспертиз в Минске.

– Почему не стоит бояться словосочетания «психиатрическая экспертиза»?

– Экспертиза – это обследование, в котором нет ничего страшного. Наших клиентов не должны пугать слова «психиатрическая экспертиза», потому что по ее результатам их точно не поставят ни на какой учет. А даже если гражданин уже состоит на учете у психиатра или нарколога, это не значит, что его автоматически признают несделкоспособным. Каждый случай мы рассматриваем индивидуально. Например, к нам может обратиться человек, страдающий алкогольной зависимостью. Но если в настоящее время он не находится в состоянии запоя, реально понимает, какие социальные вопросы пытается решить, плюс если мы видим, что на эту позицию не влияет ни сниженный интеллект, ни психические недостатки, подтверждаем: человек способен понимать характер совершаемой сделки и может руководить своими действиями на момент подписания документов у нотариуса. Справка, которую мы выдаем на руки, действительна только в отношении конкретной сделки, поэтому необходимо, чтобы гражданин четко обозначил, какую сделку и с кем он будет совершать. При этом результаты экспертизы будет знать только тот, кто ее проходил, и его личное дело, делиться информацией с кем-то или нет. Экспертная тайна сохраняется на протяжении всего освидетельствования, а значит не нужно бояться, что кто-то узнает о характере сделки или о каком-то психическом расстройстве. К слову, в отношении 90 процентов граждан, которые обращаются к нам, мы выносим заключение об их способности понимать характер принимаемого решения и прогнозировать юридические последствия. Правда, некоторых пугает то, что процедура платная. Но те деньги, которые приходится платить за экспертизу, и тот результат, который она может дать, а именно обезопасить людей от огромных ненужных трат, не идут ни в какое сравнение.

Ольга Махнач, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь
(фото – Ольга Махнач)