/ / Общественно-политические
26.12.2018

ГТК разъяснил вопросы применения Указа «О таможенном регулировании»

В Государственном таможенном комитете под руководством Первого заместителя Председателя ГТК Владимира Орловского состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам применения Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря № 490 «О таможенном регулировании».

Доклад Первого заместителя Председателя ГТК Владимира Орловского

Указ Президента Республики Беларусь «О таможенном регулировании» принят в целях приведения в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза законодательства Беларуси в сфере таможенного регулирования по вопросам, отнесенным Кодексом к компетенции национального законодательства.

В Указ включено 4 нормативных предписания и определяются 67 особенностей таможенного регулирования.

Указом решение 14-ти вопросов отнесено к компетенции Правительства Республики Беларусь, решение 17-тивопросов отнесено к компетенции Государственного таможенного комитета.

В целях приведения положений действующих указов Президента Республики Беларусь в соответствие с нормативными предписаниями Кодекса Указом вносятся изменения в 13 решений Главы государства, в том числе регулирующих вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами.

Все новые нормы Указа условно можно разделить на несколько блоков.

1 блок. СТИМУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА, РАЗВИТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

1.1. Указом заложена правовая основа так называемой «бестранзитной» технологии доставки товаров. Данная технология позволит перемещать товары с минимальным набором контрольных процедур с границы в приграничные транспортно-логистические центры для полного цикла таможенной очистки, что значительно ускорит движение товаров.

Сегодня функционирует два таких центра на границе с Польшей возле пунктов пропуска (в Козловичах и Брузгах), а в ближайшее время откроются еще два – рядом с пунктом пропуска Каменный Лог (с Литвой) и пунктом пропуска Берестовица (с Польшей).

1.2. В целях стимулирования экспорта предприятиями малого и среднего бизнеса Указом существенно расширена возможность упрощенного декларирования вывозимых товаров.

Если ранее без таможенной декларации по товаросопроводительным документам могли оформляться товары стоимостью до 200 евро, то Указом такой порог увеличен в 5 раз, то есть до 1000 евро. Данная норма позволит исключить необходимость изготовления экспортерами более 20 тысяч таможенных деклараций в год.

1.3. Указом установлены положения, которые направлены на снижение затрат юридических лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных представителей.

Юридические лица, которые собираются в качестве таможенных представителей совершать таможенные операции только в отношении экспортируемых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, теперь смогут для включения в реестр вносить финансовую гарантию на сумму, эквивалентную 50 тысячам евро (а не 500 тысяч евро, как это сегодня установлено Евразийской экономической комиссией для всех таможенных представителей).

1.4. Кроме того, в развитие положений Таможенного кодекса, Указом предусматриваются случаи, когда обязанность по уплате таможенных платежей, возникшая у таможенного представителя солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем. Это новшество коснется тех случаев, когда декларант ввел в заблуждение таможенного представителя, предоставив ему заведомо подложные документы, и по такому факту вынесен обвинительный приговор суда.

1.5. Указ предоставляет возможность таможенному представителю уплачивать пени в размере, уменьшенном в 2 раза по сравнению с начисленной суммой, в случае исполнения в солидарном порядке обязанности по уплате таможенных платежей в срок, установленный законодательством для добровольной уплаты (сегодня Декретом Президента Республики Беларусь 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» это предусмотрено для обычных плательщиков).

1.6. С целью совершенствования условий для инвестирования в экономику страны Указом разрешен выпуск в свободное обращение технологического оборудования, сырья и материалов, ввозимых для реализации приоритетных инвестиционных проектов, без предоставления гарантий уплаты таможенных платежей с правом последующей подачи декларации.

1.7. Также Указ предусматривает дополнительный пакет упрощений в области таможенного администрирования для отечественных резидентов свободных экономических зон.

Со дня вступления в силу Указа резиденты СЭЗ смогут передавать друг другу объекты недвижимости, построенные в СЭЗ с использованием иностранных товаров, без необходимости декларирования и уплаты таможенных платежей, что значительно упростит взаимоотношения внутри свободных экономических зон.

Также Указ наделяет ГТК компетенцией на определение порядка снятия с таможенного контроля товаров, использованных резидентами СЭЗ при строительстве объектов недвижимости или ремонте основных средств.

Еще одним ключевым преимуществом стала возможность передачи иностранных товаров иным лицам для хранения и совершения с ними грузовых операций без декларирования и уплаты таможенных платежей.

Кроме того, Указом введены понятия «портовой», «логистической» и «территориальной» свободных таможенных зон.

Статус «территориальной» СЭЗ предусматривает максимальный объем преимуществ в области логистики и производства, по своим упрощениям он аналогичен наиболее продвинутым СЭЗам России и Казахстана, а также концепции китайских комплексных бондовых зон.

В соответствии с Кодексом в Беларуси может быть создано только 2 таких СЭЗ (справочно: в России – 3, в Казахстане, Кыргызстане, Армении – по одной). При этом Указом уже определена одна из них – это Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень».

В таких зонах созданы возможности:

  1. использовать льготный режим не только резидентами СЭЗ, но и субъектами ее управления (например, Администрацией такой СЭЗ);
  2. подавать таможенные декларации с отсрочкой до двух месяцев, что позволит без задержек вовлекать товары в производство сразу с момента ввоза;
  3. потреблять иностранные товары на объектах общественного питания в таких СЭЗ, без их декларирования и уплаты таможенных платежей.

Помимо процедурных упрощений для резидентов территориальных СЭЗ открывается возможность «кластерной» организации своей работы, когда на территории одной обустроенной зоны таможенного контроля допускается деятельность иных резидентов без создания внутри нее дополнительных зон.

2 блок. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

2.1. Указом устанавливается, что взыскание таможенных платежей, процентов, пеней не производится, если уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах не предъявлено в течение пяти лет со дня наступления срока уплаты таких платежей.

До Указа таможенный орган мог осуществлять взыскание таможенной задолженности не зависимо от срока давности.

2.2. Усовершенствован порядок возврата (зачета) таможенных платежей.

Для упрощения процедуры возврата излишне уплаченных таможенных платежей и сокращения сроков, необходимых для осуществления возврата, Указом предусмотрена возможность объединения двух действий – корректировки таможенной декларации, и рассмотрения заявления на возврат денежных средств. В настоящее время эти действия осуществляются отдельно, по различным заявлениям, что затягивает сроки возврата.

После вступления в силу Указа фактическое время, затрачиваемое на возврат денежных средств в таких ситуациях, практически сократится вдвое.

Установлена возможность подачи заявления о возврате в электронной форме через единый портал электронных услуг.

3 блок. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

3.1. Ограничены сроки проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Ранее срок проведения таможенного контроля составлял 5 лет.

Нормы Указа допускают применение 5-летнего срока исключительно при проведении выездных таможенных проверок и только когда их проведение поручено Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, Генеральным прокурором и его заместителями, органом уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также в случае проведения дополнительной проверки.

Практика работы показывает, что количество таких проверок составляет менее 1 % от общего количества проверок, проведенных таможенными органами в текущем году.

Во всех остальных случаях (т.е. в 99 %) срок проведения таможенного контроля будет составлять 3 года.

3.2. Указ предусматривает создание при Государственном таможенном комитете консультативного органа для взаимодействия с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, их ассоциациями и объединениями в целях повышения эффективности таможенного контроля. Порядок функционирования такого консультативного органа будет определен Правительством.

3.3. Указом предусмотрено, что все противоречия и неясности в актах законодательства о таможенном регулировании толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.

4 блок. ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

В новой редакции изложен Указ Главы государства № 360 «О порядке перемещения товаров физическими лицами». Изменения коснутся как товаров, пересылаемых почтой и экспресс-перевозчиками, так и сопровождаемого багажа.

По почтовым отправлениям.

4.1. Указом увеличиваются действующие сегодня нормы беспошлинного ввоза для международных почтовых отправлений и экспресс-отправлений. Вводится комбинированная норма. Беспошлинная норма при разовом получении товара сохранилась: стоимость до 22 евро и вес до 10 кг, но в течение месяца можно получить беспошлинно до 200 евро и 31 кг.

То есть в новом Указе месячная норма увеличена в 9 раз при сохранении разовой на том же уровне. В части превышения стоимостных и весовых норм сохранились действующие подходы при уплате таможенных платежей.

Новые нормы направлены на стимулирование налоговых поступлений от деятельности национального почтового оператора в связи с изменением тенденций ввоза МПО.

Так, если до 2016 года рост ввоза почтовых отправлений был значительный (например, с 6,6 млн. в 2014 г. до 11,8 млн. в 2015 г., то есть почти в 2 раза), то в 2016-2018 годах рост ввозимых в Республику Беларусь МПО замедлился и составлял в среднем около 12 млн. единиц в год.

При этом, мы отмечаем положительную тенденцию снижения ввоза большого числа посылок в адрес одного физического лица. Число получателей свыше 100 отправлений в год снизилось в 6 раз.

Таким образом, комбинированная норма, содержащая как разовые (22 евро), так и месячные (200 евро) пределы, представляет собой гибкий инструмент для администрирования интернет-торговли. С одной стороны, она позволяет беспошлинно ввозить бóльший ассортимент товаров, не производимых в Республике Беларусь, с другой – ограничивает импорт наиболее налогоемких товаров и коммерческих партий под видом товаров для личного пользования.

4.2. Важным нововведением Указа является предоставление дополнительной поддержки гражданам, страдающим отдельными заболеваниями согласно установленному Правительством перечню.

Указом предоставлена льгота по таможенным платежам для товаров медицинского назначения и диетического лечебного питания, пересылаемых почтой (в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных на уровне Евразийского экономического союза).

С 1 января 2019 г. такая норма будет составлять 500 евро и 31 кг.

Так, например, предполагается включение в перечень такой болезни как «сахарный диабет» по которой в Беларуси состоит на учете более 300 тысяч человек.

4.3. Также Указом установлена возможность декларирования почтовых отправлений их получателями. Например, если иностранным отправителем были неверно указаны сведения о товарном вложении, получатель может их уточнить путем подачи пассажирской декларации.

Например, если на посылке продавец указал «плейер mp3» вместо «мобильного телефона» или «колонки», то в таких случаях Почта будет информировать получателя о возможности уточнения фактического предмета, и после подачи обычной пассажирской декларации таможня сможет оформить такой товар.

Ранее такие отправления подлежали возврату отправителю, что влекло не получение уже приобретенных товаров, переписку с интернет-магазинами, а также дополнительные расходы РУП «Белпочта». В 2018 году осуществлен возврат более 50 тыс. почтовых отправлений.

По перемещению товаров через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска.

4.4. Определен перечень товаров, в отношении которых не будут распространяться нормы беспошлинного ввоза, установленные национальным законодательством (300 евро и 20 кг), а также союзные нормы беспошлинного ввоза (с 1 января 2019 г. – 500 евро и 25 кг.). В их число вошли необходимые в пути следования и месте назначения предметы личной гигиены, бывшие в употреблении одежда, обувь, иные предметы гардероба и другие.

4.5. Решена проблема применения нормы ввоза (300 евро и 20 кг) при возврате граждан контролирующими службами сопредельного иностранного государства.

Напомню, ранее такой возврат считался въездом на территорию страны и учитывался при определении периодичности пересечения границы. Согласно новому Указу достаточно при таком возврате предъявить таможне отметку сопредельной стороны. В таком случае въезд физического лица после возврата не будет учитываться для целей применения пониженной нормы ввоза.

4.6. Указ также дает право магазинам беспошлинной торговли организовывать торговлю на бортах воздушных судов белорусских авиационных компаний, осуществляющих международные перевозки пассажиров.

В заключении отмечу, что основные нормы Указа вступают в силу через десять дней после его официального опубликования.

Норма Указа по почтовым отправлениям и экспресс доставкам вступают в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем опубликования Указа, то есть предположительно с 1 января 2019 г.

По сообщению официального сайта Государственного таможенного комитета Республики Беларусь