/ / Общественно-политические
19.12.2018

18 декабря на заседании Палаты представителей парламентарии рассмотрели пакет бюджетных законопроектов

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. представила проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2019 год» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Цецохо А.В.).

Законопроект, который был принят в двух чтениях, определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда, а также устанавливает порядок исполнения бюджета фонда.

Общая сумма доходов фонда запланирована в размере 15 054,5 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы – 99,05 процента, или 13 389,7 млн. рублей.

Также в доходную часть бюджета фонда включены взносы на профессиональное пенсионное страхование в сумме 126,5 млн. рублей (0,94 процента).

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 248,3 млн. рублей. Наибольший удельный вес (54,6 процента) в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в уполномоченном банке – 135,5 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 112,6 млн. рублей.

Общая сумма субвенций на возмещение расходов, финансирование которых согласно законодательству, осуществляется из республиканского бюджета, составляет 1 290,0 млн. рублей (8,6 процента доходов бюджета фонда).

Расходная часть бюджета фонда рассчитана в сумме 14 830,7 млн. рублей. Основная сумма расходов направляется на пенсионное обеспечение – 77,5 процента (11 495,4 млн. рублей). На выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом первой группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение, а также оказание услуг по их выплате направлено 3 099,6 млн. рублей (20,9 процента расходов бюджета). Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

Бюджет фонда на 2019 год сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 223,7 млн. рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.

В первом чтении депутаты приняли проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», с докладом по которому выступил заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н., с содокладом –заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.

Законопроект предусматривает комплексную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом поставленных Главой государства задач по обеспечению простоты и понятности его норм, легкости их восприятия, недопущения правовой неопределенности. Не допуская снижения объема бюджетных доходов, законопроект предусматривает определенные системные меры по совершенствованию налогового законодательства и достижению оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику.

В своем выступлении Л.И.Нижевич особо отметила, что при разработке законопроекта были учтены предложения депутатов Палаты представителей, в частности, касающиеся:

  • отмены права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость и земельного налога по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам недвижимости;
  • отмены ставки налога на недвижимость 2 процента в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства;
  • проведения индексации критериев выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения;
  • установления оценки эффективности налоговых льгот, с учетом результатов которой будет приниматься решение об их сохранении или отмене.

Также в первом чтении был принят проект Закона «О республиканском бюджете на 2019 год». С докладами по нему выступили первый заместитель Министра финансов Селиверстов Ю.М. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.

Выступая перед депутатским корпусом, докладчики отметили, что проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2019 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны, предлагаемых изменений налогового законодательства.

Ключевой задачей развития Республики Беларусь в 2019 году будет являться обеспечение ускоренного экономического роста, превышающего среднемировые темпы, и повышение на этой основе благосостояния белорусского народа.

Доходы по проекту республиканского бюджета на 2019 год предусматриваются в сумме 23 682,7 млн. рублей (100,8 процента к ожидаемому исполнению 2018 года).

Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы по проекту республиканского бюджета на 2018 год сформированы в сумме 21 980,8 млн. рублей (105,1 процента к ожидаемому исполнению 2018 года).

В 2019 году основными задачами для сектора государственных финансов являются сохранение макроэкономической стабильности, реализация сбалансированной бюджетной политики, укрепление действующих социальных гарантий.

В 2019 году сохранится социальная направленность расходов бюджета. В приоритете финансирование образования и здравоохранения. Предусмотрено формирование «семейного капитала» в сумме 343,2 млн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

На 2019 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с профицитом в размере 1 701,9 млн. рублей.

В ходе заседания также были рассмотрены пять законопроектов во втором чтении.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Сокол А.Н. проинформировал депутатов о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях».

Коррективы, вносимые в Закон «Об инвестициях», направлены на реализацию положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, приоритетами которой определены улучшение деловой среды, повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение гарантий прав частной собственности.

Проектом Закона предусматривается дополнение Закона «Об инвестициях» нормой, определяющей общий порядок и условия компенсации инвестору стоимости имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, в случаях национализации или реквизиции данного имущества. Эта норма основана на аналогичных положениях, содержащихся в международных договорах Республики Беларусь о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.

Учитывая то, что в ряде международных договоров Республики Беларусь о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций предусматривается взаимный отказ государств, их заключивших, от иммунитета в отношении споров с частными лицами другого государства, а в национальном инвестиционном законодательстве вопрос, связанный с формами отказа государства от иммунитета, урегулирован лишь частично, проектом Закона предлагается включить в Закон «Об инвестициях» норму о возможности отказа государства от юрисдикционного иммунитета, если это предусмотрено законодательными актами.

В целях приведения положений Закона «Об инвестициях» в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2015 г. № 8 проектом Закона предусматривается уточнение обязательных условий инвестиционных договоров.

Принятие проекта Закона позволит на законодательном уровне закрепить дополнительные правовые механизмы защиты инвесторов, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь.

О проекте «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Земчёнок С.Р.

Проект Закона направлен на стимулирование привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь посредством закрепления дополнительного механизма защиты права собственности в процессе приватизации, совершенствования корпоративного управления в организациях с государственным участием, а также на устранение коллизий в действующем законодательстве и его совершенствование с учетом правоприменительной практикой.

Для этих целей проектом Закона предусматривается внесение в Закон о приватизации следующих изменений и дополнений.

Предлагается исключить положения, определяющие полномочия и порядок утверждения соответствующих планов по приватизации объектов приватизации и преобразованию государственных предприятий в открытые акционерные общества и закрепить принцип необратимости приватизации.

Предлагается осуществлять определение начальной стоимости продажи предприятий как имущественных комплексов, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, по рыночной стоимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Законопроектом вводиться положение, согласно которому хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного участника, в том числе при создании в результате реорганизации юридического лица.

Проектом Закона также предлагается урегулировать вопрос повышения эффективности управления акционерным обществом, созданным в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, акции которого принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам.

Для этой цели Закон о приватизации дополняется положениями, определяющими статус органов открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь вносится изменение, согласно которому в отношении сделок по приватизации по основанию нарушения законодательства иск об установлении факта ничтожности такой сделки и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение десяти лет со дня, когда началось ее исполнение.

Проектом Закона устанавливается, что иск об установлении факта ничтожности сделки по приватизации и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение трех лет со дня ее совершения.

Председатель Постоянной комиссии палаты представителей по жилищной политике и строительству Дорогокупец Ю.И. выступил по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения».

Законопроект предусматривает изложение Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 года «О питьевом водоснабжении» в новой редакции, а также корректировку норм Водного кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Документ направлен на совершенствование норм законов с учетом правоприменительной практики и приведение их в соответствие с иными законодательными актами Республики Беларусь.

В частности, законопроектом предлагается:

  • дополнить основные принципы питьевого водоснабжения, закрепив обеспечение доступного, бесперебойного питьевого водоснабжения, рациональное использование питьевой воды, эффективное функционирование и развитие систем питьевого водоснабжения, внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий;
  • дополнить Закон новой статьей, устанавливающей основные направления международного сотрудничества в области питьевого водоснабжения, включая обмен с иностранными и международными организациями информацией о современных энерго- и ресурсосберегающих технологиях и привлечение иностранных инвестиций для реализации проектов по их внедрению;
  • конкретизировать полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в области питьевого водоснабжения: Правительства, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также дополнительно регламентировать полномочия Президента Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства здравоохранения в этой области, в том числе в соответствии с подходами по распределению компетенции государственных органов в сфере контрольной (надзорной) деятельности, определенными Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»;
  • дополнить Закон нормой, предусматривающей возможность строительства уличных сетей питьевого водоснабжения для эксплуатируемого жилищного фонда с привлечением средств физических лиц. Кроме того, при присоединении новых потребителей, абонентов к уличным сетям питьевого водоснабжения, построенным с привлечением средств физических лиц, возмещение средств этим физическим лицам предлагается осуществлять за счет новых потребителей, абонентов по решению местных исполнительных и распорядительных органов;
  • уточнить права и обязанности абонентов и потребителей, иных юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющих эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и (или) оказывающих услугу водоснабжения на основании договора, иных организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;
  • предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности питьевой воды, в том числе предотвращение загрязнения, засорения источников питьевого водоснабжения и повреждения систем питьевого водоснабжения, закрепить гарантии обеспечения питьевой водой. При этом из Закона исключаются нормативные предписания, допускающие временные отклонения от нормативов безопасности питьевой воды в случаях, связанных с явлениями природного характера или аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно;
  • конкретизировать вопросы охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения, водопроводных сооружений, водоводов, а также режима хозяйственной и иной деятельности в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения, водопроводных сооружений, санитарно-защитных полосах водоводов;
  • дополнить законопроект новой главой, определяющей экономический механизм в области питьевого водоснабжения, который включает разработку государственных программ и региональных комплексов мероприятий, финансирование, установление платы за услугу питьевого водоснабжения, иные экономические меры, направленные на удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в питьевой воде;
  • закрепить обязанность Совета Министров Республики Беларусь в течение двух лет со дня принятия проекта Закона совместно с местными исполнительными и распорядительными органами обеспечить проведение инвентаризации существующих систем питьевого водоснабжения, в течение шести месяцев – подготовить и внести в установленном порядке предложения по упорядочению бурения скважин и трубчатых колодцев, предназначенных для добычи подземных вод, а также по развитию систем питьевого водоснабжения и водоотведения и обеспечению эффективного их функционирования, в том числе посредством создания республиканской специально уполномоченной организации.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Базанов В.А. представил проекты законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности».

В частности, проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» предусматривает:

  • уточнение терминологии Закона о регистре;
  • дополнение перечня основных персональных данных указанием даты освобождения опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей;
  • отнесение сведений об инвалидности к дополнительным персональным данным;
  • уточнение порядка внесения сведений о месте регистрации заключения брака, расторжения брака, признания брака недействительным;
  • исключение сведений о статусе работающего, безработного, неработающего из регистра;
  • уточнение круга лиц, персональные данные которых вносятся в регистр при регистрации рождения;
  • установление обязанности применения электронной цифровой подписи, сертификат открытого ключа которой издан в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь;
  • определение порядка внесения и актуализации отдельных персональных данных;
  • уточнение функций владельца регистра;
  • уточнение порядка предоставления персональных данных из регистра организациям, нотариусам;
  • обеспечение возможности получения справки (выписки) из регистра в электронном виде;
  • исключение условия о регулярном предоставлении персональных данных по договору.

В свою очередь проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности» направлен на комплексное совершенствование правового регулирования правоотношений, связанных с обеспечением пограничной безопасности, на основе практики их применения, совершенствование порядка посещения пограничной зоны и пограничной полосы физическими лицами, транзитного проезда (транзита) иностранцев через пограничную зону.

Кроме того, в ходе заседания депутатский корпус рассмотрел четыре законопроекта о ратификации международных договоров.

Первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Евдоченко А.А. представил проекты законов «О ратификации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Пацевич С.Л.) и «О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шевцов Д.Е.).

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, содержит положения национального режима и режима наибольшего благоприятствования, правила торговли, основанные на нормах ВТО. В нем заложены направления и заданы правовые рамки для дальнейшего взаимодействия ЕАЭС и его государств с КНР в таких сферах, как меры торговой защиты, санитарно-фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, таможенное сотрудничество, электронная торговля, интеллектуальная собственность, государственные закупки, конкуренция и др. Особый акцент сделан на механизме транспарентности и принципах сотрудничества.

Соглашение является непреференциальным и не предполагает автоматического снижения тарифных барьеров между сторонами (не создает зону свободной торговли). Тем, не менее на основе имеющихся в нем норм по упрощению торговых процедур оно в определенной степени позволит улучшить условия доступа товаров на рынок Китая.

Особое значение имеют положения, которые направлены на защиту интересов правообладателей товарных знаков, знаков обслуживания и борьбу с торговлей контрафактной продукцией.

В Соглашение предусмотрены институциональные положения, в которых закреплены нормы об учреждении Совместной комиссии, ее обязанностях и правах. Предполагается учреждение Совместной комиссии под председательством двух представителей – один от ЕАЭС и государств – членов ЕАЭС, представленный членом Коллегии ЕЭК, другой – от Правительства КНР, представленный на уровне министра или его уполномоченных представителей. В функции комиссии будут входить контроль за работой подкомитетов, рассмотрение любого предложения, представленного подкомитетами, для внесения изменений в настоящее Соглашение с целью принятия рекомендаций и др. К Соглашению прилагаются Правила процедуры Совместной комиссии.

Кроме того, договор содержит ряд положений, направленных на стимулирование информационного обмена и развитие административного сотрудничества между ответственными органами сторон (в формате создания рабочих групп и консультативных комитетов).

Соглашение определяет долгосрочные перспективы взаимодействия КНР и ЕАЭС, а также его государств-членов в рамках двусторонних отношений с Китаем. В целом оно должно послужить основой для поступательного движения к более тесному торгово-экономическому партнерству.

Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой, направлено на развитие более тесного сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес.

Соглашением предусматривается, что с даты вступления его в силу стороны снижают и (или) отменяют таможенные пошлины и сборы, другие меры аналогичного действия, применяемые при ввозе происходящих товаров, указанных в приложении к этому документу.

Кроме того, по условиям соглашения не позднее чем через год после его вступления в силу стороны начнут переговоры с целью заключения полноценного соглашения о свободной торговле для формирования зоны свободной торговли, в рамках которой в соответствии с международными правилами, стандартами и практиками пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли будут устранены в отношении практически всей торговли между сторонами. При этом стороны обязуются заключить такое соглашение не позднее чем через три года после даты вступления в силу этого Временного соглашения.

Документ формирует основные правила торговли между ЕАЭС и его государствами-членами и Исламской Республикой Иран, максимально приближенные к правилам ВТО, а также охватывает вопросы, связанные с мерами защиты внутреннего ранка, техническими барьерами в торговле, правилами определения страны происхождения, таможенным сотрудничеством и упрощением процедур торговли.

Временное соглашение содержит институциональные положения, предусматривающие создание Совместного комитета, включающего представителей каждой стороны, который будут возглавлять два представителя – один от ЕАЭС и его государств-членов, другой – от Ирана. При этом стороны будут представлены высокопоставленными должностными лицами, уполномоченными ими на эти цели. Предполагается также создать Комитет по торговле товарами, Подкомитет по правилам определения происхождения товаров, рабочую группу для разработки и внедрения электронной системы верификации происхождения и другие вспомогательные органы.

Документ также предусматривает, что стороны учреждают бизнес-диалог, нацеленный на укрепление сотрудничества между деловыми сообществами сторон.

Особая роль в разрешении споров отводится Арбитражной Панели, которая призвана объективно рассмотреть представленный спор и сформулировать выводы и решения.

Заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Богдевич А.В. также представил два законопроекта: «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Марочкова Т.Б.) и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Баранник В.М.).

Протоколом о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года предлагается внести изменения в ряд ключевых статей, касающихся сферы применения Соглашения 1994 года: передачи сведений, формы и содержания запроса, выполнения запроса, использования полученной информации.

Основным нововведением по сравнению с действующей редакцией Соглашения 1994 года является наличие положений, предусматривающих, что обмен запросами и ответами на них может осуществляться как между центральными таможенными органами, так и непосредственно между территориальными таможенными органами.

Информация, полученная уполномоченными органами сторон, будет носить конфиденциальный характер и использоваться исключительно в таможенных целях.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах направлено на совершенствование договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества между таможенными органами сторон.

Соглашением определяются основные принципы и формы сотрудничества и взаимной помощи между таможенными органами двух государств в области таможенного дела, а также порядок взаимодействия при направлении запросов и предоставлении друг другу информации, необходимой для обнаружения, пресечения и расследования таможенных правонарушений.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)