/ / Общественно-политические
10.12.2018

Что происходит на мировом рынке криптовалют, и почему у виртуальных денег такая бешеная популярность

Почему ажиотаж

Криптовалюта

Курс первой и самой популярной в мире криптовалюты Bitcoin (биткоин) на электронных торгах 17 декабря прошлого года превысил 20 000 долларов. Вокруг виртуальной монеты, которую и руками потрогать нельзя, возник невероятный ажиотаж. Заполучить себе парочку цифровых медяшек захотели не только профессиональные трейдеры, но и обыватели, далекие от сферы IT. Ведь вырисовывалась радужная перспектива заработать тысячи долларов на высокой изменчивости курса неосязаемой валюты, ставшей в одночасье всем нужной.

Спустя год ажиотаж вроде бы спал. Но это только на первый взгляд. На самом деле на мировом рынке криптовалют происходит невероятное. На момент написания этой статьи курс биткоина колебался в пределах 4 000 долларов. Представляете, как переживают те, кто некогда заплатил за цифровую монету в 5 раз больше?

Доцент кафедры денежного обращения, кредита и фондового рынка Белорусского государственного экономического университета Светлана Осмоловец исследует трансформацию финансовой отрасли в условиях цифровой экономики. По ее словам, в этом процессе весомую роль играет не столько появление самих криптовалют, сколько возникновение технологии Blockchain (блокчейн), на которой базируется большинство виртуальных денег. И сегодня помимо биткоина их более 2000.

В 2009-м в массовое обращение запущена первая криптовалюта биткоин, основанная на технологии блокчейн. Создателем виртуальных денег считается человек (или даже группа людей) под псевдонимом Сатоши Накамото. Кто он в реальной жизни, раскрыть не удалось до сих пор.

Какова технология

Для начала попробуем разобраться, как устроена технология, которая, по прогнозам аналитиков, перевернет мир.

Блокчейн – это способ записи и хранения информации, накапливающейся не на одном компьютере, а на нескольких не связанных между собой единым сервером устройствах. Любые изменения данных на одном из них тут же фиксируются в хронологическом порядке на остальных. История всех транз­акций хранится в блоках.

Если я, например, решила перевести в блокчейне некоторую сумму денег на благотворительность, то могу быть абсолютно уверена: средства дойдут до адресата. Информация об их перемещении с одного счета на другой разместится в блоках на миллионах компьютеров. Эти устройства могут принадлежать разным людям, находящимся в любой точке мира. Даже если часть компьютеров выйдет из строя, история всех транзакций сохранится на оставшихся. И получатель моих средств уже не заявит, что денег в глаза не видел или сумма оказалась меньше.

В сделках между пользователями, применяющими блокчейн, нет единого посредника, такого, как банк. Следовательно, за проведение транзакции никому дополнительно отстегивать не нужно.

Где применяют в Беларуси

Национальный банк Республики Беларусь разработал на основе блокчейна реестр банковских гарантий, а Белорусская валютно-фондовая биржа использует эту технологию для ведения учета операций с ценными бумагами.

Как добывают

Чтобы информация о транзакции записалась в блоке блокчейна, она проходит шифрование – криптографическую обработку с помощью математических алгоритмов. Эта процедура защищает пользователей от взлома данных, и сделка при­обретает вид некоего набора цифр. Но ведь кто-то должен заниматься обработкой транзакций, создавая новые блоки и записывая в них всю информацию. Эту функцию выполняют майнеры, у которых есть для этого мощные компьютеры и специальные программы. Поступает заказ, и они приступают к работе. Кто быстрее оцифровал сделку, тот и получает вознаграждение в криптовалюте: оно начисляется автоматически. Поэтому майнеров называют добытчиками электронных денег. Чтобы собрать побольше виртуальных монет, их компьютеры должны быть очень мощными. Конкурировать приходится с миллионами таких добытчиков по всему миру. Возникают майнинг-фермы – совокупность устройств, необходимых для вычислений. Есть примеры, когда майнеры выкупали или брали в аренду целые электростанции, чтобы обеспечивать недорогой энергией сеть своих машин.

Биткоины нельзя добывать бесконечно. Сатоши Накамото при формировании системы ограничил их количество 21 млн. Он сделал это с самыми лучшими побуждениями: так монета не будет обесцениваться. Сейчас их добыто примерно 17,4 млн. Первоначально за каждый новый блок майнеры получали 50 биткоинов! (Эх, где мы были раньше, когда такое вознаграждение можно было получить, используя домашний компьютер. – Прим. авт.) С появлением каждых 210 000 блоков размер вознаграждения уменьшается на 50 %, что предусмот­рено программой. Математики подсчитали: последний блок, за который будет выплачен бонус, создадут примерно в 2140 году и добыча биткоинов завершится.

Что тогда случится с майнерами? Если золотокопателям станет нечего добывать, по миру они точно не пойдут. Дело в том, что в блокчейне есть возможность прикреплять своеобразную комиссию за обработку транзакций в блоках, то есть клиент оставляет чаевые, чтобы его сделку оцифровали побыстрее. Поскольку сегодня производится в день около 270 000 транзакций с биткоином и интерес к этой криптовалюте не уменьшается, майнеры будут жить припеваючи.

Что делать с биткоинами

В нашей стране в декабре прошлого года был принят Декрет Президента Беларуси № 8 «О развитии цифровой экономики». Этот документ позволяет физическим лицам покупать–продавать, майнить криптовалюту, обменивать ее на наличные деньги. Но приобретать или реализовывать за нее товары нельзя. Официальным платежным средством является белорусский рубль. Криптовалюты такого статуса в нашей стране не имеют.

Виртуальные деньги можно обменять на привычные нам на криптовалютных биржах. Они есть в США, Японии, Канаде и других странах, где виртуальные монеты полностью легализованы. Всего таких обменных платформ во всем мире более 500.

Торговать на криптобирже можно анонимно, но если потребуется вывести заработанные на колеба­ниях курсов виртуальные деньги в реальный мир (например, перевести биткоины на банковскую карту, где деньги хранятся в долларах), потребуется идентификация пользователя.

– В таких странах сделки с криптовалютами прозрачны, – замечает Светлана Осмоловец.

Но инвесторы, вкладывая средства в определенную цифровую валюту, все равно имеют шанс прогореть: на биржах вероятны мошеннические схемы. К примеру, кто-то регистрирует анонимно сто, а то и тысячу электронных кошельков, ведет с их адресов торговлю «криптой», при этом может искусственно формировать спрос на конкретный вид цифровых денег. Стоимость такой электронной монеты будет расти, и она станет привлекательной для остальных участников биржи.

Из-за чего скачет цена

– Сам биткоин не имеет ценности: это цифровая запись в блоке. Его курс может меняться каждый день, и это довольно сильные рыночные колебания, причем за короткий временной отрезок. Таким свойством обладают все криптовалюты. Если использовать все их разновидности в качестве платежного средства, то в мире нарушится денежное обращение. Каждый товар будет выражаться десятками цен. Высокий курс биткоина, который мы наблюдаем на биржах, означает лишь то, что на него есть спрос. Монет намайнили в достаточном количестве, их используют при расчетах, процедура которых больше похожа на бартерную сделку. Пользователи сети договариваются поменять биткоин, скажем, на компьютерную программу, – говорит Светлана Осмоловец.

Преподаватель считает, у криптовалют на рынке есть будущее скорее в качестве инвестиционного инструмента.

– Почему сегодня все хотят вкладывать деньги в виртуальные монеты? Многие из них демонстрируют очень высокую доходность. Пример, который лежит на поверхности: купили биткоин, когда он стоил 2000 долларов, продали, когда курс вырос до 20000 долларов. На современных финансовых рынках нет активов, показывающих такую высокую доходность.

В последнее время большое распространение получили токены – разновидность криптовалюты, которая появляется в результате процесса ICO. Дословно эта аббревиатура переводится с английского как «первичное предложение монет». Компания привлекает для нового проекта инвестиции и решает выпустить определенное количество токенов, затем продает их заинтересованным бизнесменам. В результате инвестор приобретает некий цифровой договор, по которому в будущем может претендовать на процент от прибыли компании или пользоваться ее услугами или товарами.

Сравним с биткоином: это цифровая монета, ей можно расплатиться. И, пожалуй, все. У токенов функции гораздо шире: они выступают аналогами цифровых контрактов, обязательств. Например, покупаешь абонемент в бассейн – владелец спорткомплекса обеспечивает тебе времяпрепровождение указанное количество раз. Абонемент и есть токен. Эти виртуальные единицы в отличие от биткоинов имеют свой эмитент – компанию, которая их централизованно выпускает и наделяет желаемыми функциями. Все это можно понять так: если ты купишь у меня цифровую единицу, я гарантирую тебе то, то и то.

– Были примеры, когда токены, выпущенные компаниями, приносили инвесторам доход в 100 %. Заманчиво, не правда ли? – говорит Светлана Осмоловец.

В токены можно закладывать умные контракты – цифровой алгоритм действий, позволяющих выполнить договор. Например, при покупке недвижимости. Если в сети блокчейн хранится информация о желаемом объекте, то при перечислении денег его владельцу права на недвижимость автоматически переписываются другой стороне.

– В России еще несколько лет назад сделки с цифровыми деньгами были запрещены. Центральный банк РФ предупреждал о том, что любые манипуляции с криптовалютой чреваты значительными финансовыми рисками. Однако сейчас изучают возможности ее легализации, – замечает Светлана Осмоловец.

Зачем потребовалось создавать виртуальные деньги? Одна из версий – их используют для расчета на черном рынке. Все транз­акции в системе блокчейн проходят анонимно и без посредника. Никто никогда не узнает, кому и кто перечислил некую сумму цифровых монет. Чтобы вывести такие сделки из подполья, виртуальные деньги необходимо легализовать. Именно поэтому страны, в которых не проработана законодательная база в отношении криптовалют, стремятся сделать это как можно быстрее.

Зачем детям блокчейн

В Минском государственном Дворце детей и молодежи прошел городской этап республиканской олимпиады по финансовой грамотности. Это состязание проводит Министерство образования совместно с Национальным банком Республики Беларусь.

Интерес у детей к этому интеллектуальному турниру есть. В нем участвовали более 3 тысяч столичных старшеклассников. Диплом первой степени завоевала Надежда Селицкая – ученица 11-го класса Лицея № 1. Она рассказала, какие задания встретились на олимпиаде и почему важно быть финансово образованным.

– Мы отвечали на вопросы, связанные со страхованием, с семейным бюджетом, наличными деньгами. У нас интересовались, что изображено на белорусских банкнотах. Были задания, касающиеся структуры и функций Национального банка, и даже творческое испытание – раскрыть смысл цитаты знаменитого человека. В моем случае я рассуждала про черту характера скупость, – вспоминает школьница.

В олимпиаде присутствовал блок заданий, касающихся цифрового банкинга. Дети должны были знать со­временные технологии, которые используют в финансовой сфере.

– Был вопрос о технологии блокчейн. Лично я понимаю, каким образом устроена система распределенных данных. Сейчас она не распространена, но, думаю, к 2020 году эта технология получит широкое применение в разных сферах, в том числе в банковской. В чем ее плюсы? Обеспечивает сохранность ­информации от мошенников, – рассуждает Надежда.

Школьница считает, что популярность криптовалют как инвестиционного инструмента не оправдана:

– Курс виртуальных денег все время скачет, покупать их рискованно.

В декабре прошлого года произошло еще одно событие, оказавшее влияние на рынок криптовалют. В США на Чикагской товарной бирже стали продавать первые фьючерсы на биткоин

Их выпустили для крупных вкладчиков – инвестиционных фондов, страховых компаний, банков. Фьючерс – срочный контракт, который гарантирует владельцу покупку или продажу криптовалюты в будущем по фиксированной цене. Такой способ инвестирования уменьшает риски вкладчиков-­гигантов, которые раньше были не застрахованы от резких перепадов курса цифровых денег.

Юлия Бурдо, « Минский курьер», 7 декабря 2018 г.