/ / Общественно-политические
07.12.2018

На заседании Палаты представителей 6 декабря рассмотрено 10 законопроектов

6 декабря 2018 года на заседании Палаты представителей парламентарии приняли в первом чтении шесть законопроектов, во втором  два, а также рассмотрели два проекта законов о ратификации международных соглашений.

Документы

Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Татаринович В.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А. представили на рассмотрение в первом чтении проекты законов «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»и «О внесении изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Изменения Закона «Об аудиторской деятельности» обусловлены необходимостью создания единого рынка аудиторских услуг в рамках Евразийского экономического союза, повышения качества аудиторских услуг, предоставляемых национальным субъектам хозяйствования.

Законопроектом, в частности, предусмотрено:

  • введение в действие на территории страны международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики аудиторов, установление соответствующих полномочий Совета Министров Республики Беларусь;
  • создание Государственного реестра аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов, определение порядка его ведения и перечня включаемых в него сведений;
  • создание в Республике Беларусь Аудиторской палаты, как единого органа самоуправления аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей и установление порядка ее функционирования;
  • введение норм, предусматривающих упорядочивание мер ответственности аудиторских организаций, их должностных лиц, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов за нарушение законодательства об аудиторской деятельности и ненадлежащее качество оказания аудиторских услуг;
  • расширение перечня услуг, оказываемых аудиторами (консультационные услуги по налоговым вопросам);
  • корректировка нормы, устанавливающей критерий выручки для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования (с 5 000 000 евро на 500 000 базовых величин).

Проект закона о внесении корректив в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает изменения норм КоАП, устанавливающих ответственность за уклонение от обязательного аудита. Индивидуальный предприниматель исключается из числа субъектов ответственности в связи с отсутствием в законодательстве обязанности указанного лица проходить обязательный аудит.

Также проектом закона должностные лица органов Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов наделяются правом составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном за незаконную предпринимательскую деятельность, поскольку в соответствии с проектом Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» осуществление аудиторской деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не включенным в Государственный реестр аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей является незаконным и запрещается.

Предоставление полномочий должностным лицам Министерства финансов позволит обеспечить защиту рынка аудиторских услуг, заказчиков аудита от недобросовестных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, гарантировать качество аудита и его результатов. Введение этой меры будет носить предупредительный характер.

О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с пропагандой нацизма и экстремизма» рассказали Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Савко В.И.

Проектом Закона, в частности, предлагается:

  • установить запрет на реабилитацию нацизма, пропаганду, публичное демонстрирование, изготовление, распространение, хранение и приобретение с целью распространения нацистской символики и атрибутики, а также символики и атрибутики экстремистских и террористических организаций;
  • ввести уголовную ответственность за умышленную публичную реабилитацию нацизма наравне с разжиганием расовой либо иной социальной вражды;
  • дать определения терминам «нацизм», «реабилитация нацизма» и «нацистская символика и атрибутика»;
  • расширить объективную сторону правонарушения за счет установления административной ответственности за пропаганду, публичное демонстрирование, изготовление, распространение, хранение и приобретение с целью распространения символики и атрибутики экстремистских и террористических организаций, а также за хранение и приобретение с целью распространения нацистской символики и атрибутики, увеличить в два раза размер штрафа за повторное в течение года совершение такого правонарушения;
  • определить, что перечень организаций и лиц, признанных преступными либо виновными в совершении преступлений Нюрнбергским трибуналом, либо основанными на нем приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, и сотрудничавших с ними организаций, перечень их символики и атрибутики, а также перечень символики и атрибутики экстремистских и террористических организаций ведутся и размещаются в сети Интернет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

С докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» выступил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Корбут А.Н., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наумчик А.А.

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Проектом закона предусмотрено исключение из объектов государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду тех объектов, которые не повлекут за собой экологическую опасность в Республике Беларусь. В частности, не будут подлежать государственной экологической экспертизе объекты строительства, предусмотренные к строительству проектами застройки, по которым имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы; объекты реконструкции (модернизации), включающие замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды.

Кроме того, исключены объекты, по которым в настоящее время проводится оценка воздействия на окружающую среду и, соответственно, государственная экологическая экспертиза – объекты сельскохозяйственного назначения, не осуществляющие экологически опасную деятельность, объекты общественного питания, а также туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий.

В целом положения проекта закона направлены на снижение уровня вмешательства государственных органов в экономическую деятельность субъектов хозяйствования по вопросам государственной экологической экспертизы.

Министр связи и информатизации Республики Беларусь Шульган К.К. выступил с докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О почтовой связи» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Юницын А.Ю.).

Законопроект предусматривает существенную корректировку понятийного аппарата. Исходя из практики правоприменения и появления новых форм приема и (или) хранения, доставки (вручения) почтовых отправлений, за исключением специальных отправлений и почтовых денежных переводов, вводится определение нового термина «почтомат», а также норма о необходимости идентификации оператором почтовой связи пользователей услуг почтовой связи, отправляющих или получающих почтовые отправления посредством почтомата.

Также законопроектом предусматривается закрепление нормы, позволяющей осуществлять сбор, обработку, хранение информации о персональных данных физических лиц без согласия физических лиц.

В соответствии с нормами Всемирной почтовой конвенции вносятся изменения, предусматривающие применение в международной почтовой связи классификации почтовых отправлений, основанной на скорости их обработки и содержании вложений (документы или товары), а также дополнение нормой, предусматривающей классификацию отправлений письменной корреспонденции в зависимости от их формата.

Кроме того, закрепляется норма, позволяющая перевозить почтовые отправления и печатные СМИ, распространяемые по подписке, по территории страны по транспортной накладной, утвержденной оператором почтовой связи.

Законопроектом предлагается закрепить норму по обеспечению национальным оператором почтовой связи доступа к своим почтовым ящикам других операторов почтовой связи на договорной основе, а также закрепить норму по установке на территории садоводческих товариществ абонентских почтовых шкафов за счет садоводческих товариществ для получения адресатами, постоянно проживающими в садоводческих товариществах, простых отправлений письменной корреспонденции, печатных СМИ и извещений на получение регистрируемых почтовых отправлений.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» депутатский корпус проинформировали Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Мисько М.В.

Изменения и дополнения в указанные кодексы касаются порядка осуществления приказного производства.

Хозяйственный процессуальный кодекс предлагается дополнить нормами о том, что иное лицо, права и законные интересы которого затрагиваются определением о судебном приказе, вынесенным судом, рассматривающим экономические дела, в десятидневный срок со дня, когда ему стало известно о вынесении такого определения, вправе подать в тот же суд мотивированное заявление об отмене определения о судебном приказе или отмене его в части.

Кроме того, предлагается закрепить, что суд после рассмотрения возражений заинтересованного лица, указанных в мотивированном заявлении, выносит определение об отмене определения о судебном приказе (об отмене его в части) или определение об отказе в отмене определения о судебном приказе.

Дополнения аналогичного характера предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс.

Проект Закона предусматривает также дополнение Хозяйственного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса нормами о порядке уведомления сторон и заинтересованных лиц, от которых поступили соответствующие заявления в суд, о принятии судом определения об отмене определения о судебном приказе (отмене его в части) либо определения об отказе в отмене определения о судебном приказе.

Во втором чтении парламентарии приняли два законопроекта.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Лобач Ю.А.

Действующий Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» приводится в соответствие с нормативными правовыми актами Главы государства, иными законодательными актами и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Ряд положений Закона совершенствуется с учетом правоприменительной практики.

В целях взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях предлагается урегулировать возможность передачи автомобильных дорог, находящихся в собственности государства, для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, частному партнеру во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование, для осуществления дорожной деятельности.

В законе предлагается указать на такие источники правового регулирования отношений в области автомобильных дорогах и дорожной деятельности, как международно-правовые акты, составляющие право Евразийского экономического союза.

В целях обеспечения более эффективного снятия проблем, связанных с размещением инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, законопроектом предлагается решать эти вопросы путем заключения договора между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных коммуникаций.

Ряд корректировок направлен на исключение противоречий с Положением о плате за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь».

Доработаны нормы, касающиеся финансирования дорожной деятельности, полномочий местных органов власти, определен четкий перечень владельцев автомобильных дорог, расширены полномочия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в части установления состава и порядка выполнения работ по эксплуатации (содержанию и текущему ремонту) автомобильных дорог общего пользования.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Бобриков С.В. выступил с докладом о проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

Законопроект предусматривает корректировку законов «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «О государственной охране», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «О Следственном комитете Республики Беларусь», «О городском электрическом транспорте и метрополитене», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь», «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях».

Названные законы приводятся в соответствие с нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

В ходе заседания также были рассмотрены два законопроекта о ратификации международных соглашений.

С докладом проекте Закона «О ратификации Кредитного соглашения (Проект по твердым отходам в Пуховичах) между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития» выступил заместитель председателя Минского областного исполнительного комитета Невмержицкий С.П., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Мирош В.В.

Проектом предусматривается строительство нового санитарного полигона для отходов и усовершенствование систем сбора отходов для Пуховичского и Червенского районов, которые планируется осуществить за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития на сумму 5 млн. евро. Кроме того, на эти цели предусматривается представление грантовых средств в размере 2 млн. евро Фондом Восточноевропейского партнерства по вопросам энергоэффективности и экологии.

Также в качестве гранта на содействие в реализации Проекта Европейский банк реконструкции и развития обеспечит привлечение 1 011 000 евро, которые будут расходоваться непосредственно Европейским банком реконструкции и развития.

Срок кредита – 15 лет, из них льготный период – 3 года. Выплата долга по кредиту будет осуществляться 24 равными частями раз в полгода с соблюдением условий, предусмотренных статьей II Кредитного соглашения.

Заместитель Министра энергетики Республики Беларусь Михадюк М.И. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Соловьев П.А. рассказали о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях».

Соглашением предусматривается развитие сотрудничества в области фундаментальных и прикладных исследований, касающихся выбора площадок, проектирования, строительства, эксплуатации, модернизации, испытания и технического обслуживания атомных электростанций и исследовательских реакторов, обращения с радиоактивными отходами, создания атомных реакторов и технологий ядерного топливного цикла.

Сотрудничество в рамках Соглашения планируется осуществлять в формах обмена научно-технической информацией, организации научных семинаров, конференций и симпозиумов, подготовки научно-технических кадров и обмена ими, создания совместных рабочих групп по реализации конкретных разработок и проектов в области научных исследований и технологических разработок.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)