/ / Общественно-политические
14.08.2018

Что будет с легионерами? Подвижки в вопросе о спортсменах-легионерах на пространстве ЕАЭС могут произойти осенью

Ситуация со спортсменами, которые имеют паспорта государств – участников Евразийского экономического союза, однако выступают за пределами своей страны, в России довольно деликатная. Подход к ней не могут найти уже не первый год.

Легионеры

Объяснить суть проблемы легко на примере хоккея: белорусские спортсмены, которые играют за российские клубы, считаются легионерами. Что это означает? По нынешним правилам Континентальной хоккейной лиги в заявке российской команды на матч должно быть не более пяти иностранцев. То есть если бы белорусы не считались легионерами (что было бы вполне справедливо – ведь есть законодательство ЕАЭС, но об этом позже), то в той же России могло бы играть большее количество белорусов, и наши соотечественники при этом не занимали бы места хоккеистов из других государств. Серьезная проблема также заключается в том, что из-за лимита белорусские спортсмены принимают российское гражданство – и наша сборная теряет своих хоккеистов.

Все началось в 2015 году, когда появился приказ Министерства спорта России о лимите на легионеров. Документ вызвал настоящее недоумение, поскольку на момент его выхода команды подписали контракты с теми же белорусами, бюджеты у всех участников турнира были утверждены, сборы пройдены, а спарринги отыграны. Иными словами, команды имели конкретные планы на предстоящий сезон – и постепенно шли к его реализации, тогда как лимит заставил срочно все менять.

Как тогда сообщил champіonat.com, получился скандал международного уровня – и это всего из-за 19 новоявленных легионеров, 14 из которых – белорусы. Кстати, есть мнение, что футбол изменил традиционный уклад хоккейного первенства, поскольку в российской премьер-лиге лимит на легионеров работает продолжительное время (к белорусам там такое же отношение). Мол, чиновники решили приравнять эти виды спорта, однако это – подчеркиваем – только слухи.

Зачем нужен лимит на легионеров? Дело в том, что таким образом национальная спортивная система рассчитывает вырастить качественных игроков с российскими паспортами. Иными словами, вместо того, чтобы просто купить в команду сильного иностранца, в России предложили обучать и продвигать собственных спортсменов. Такая тактика в идеальных условиях позволяет в будущем сформировать сильную сборную команду страны.

Но идеальных условий, конечно же, не случилось, поэтому эта стратегия в том же футболе пока не дает желаемого результата (в российском хоккее ситуация все-таки лучше). Кстати, интересный момент: в июне этого года президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк рассказал, что если бы Россия проиграла Олимпиаду, то число легионеров в клубах КХЛ ограничили бы тремя, приводит слова именитого хоккеиста «Прессбол».

В чем же причина не самой успешной работы такой стратегии? Отсутствие высококвалифицированных спортивных школ. Для реализации задуманного необходимо фундаментальное количество качественных детско-юношеских учреждений. Кстати, сейчас в российском хоккее выбран курс на омоложение, так что в перспективе все может наладиться.

Пока же юные российские хоккеисты и футболисты пробиваются вверх благодаря в большей степени недюжинному таланту, а не выстроенной спортивной системе.

Здесь же и следствие: поскольку в двух озвученных видах спорта в России есть лимит на легионеров, большинство позиций могут занимать только отечественные спортсмены. Но это вовсе не означает, что места получают сильнейшие! В поле или на площадке появляются спортсмены, которые, по идее, должны приносить наибольшую пользу, но на деле у тренеров просто нет особого выбора – если поставить иностранца, нарвешься на крупные санкции вплоть до дисквалификации.

Поэтому за лучших российских игроков на внутреннем рынке разворачивается нешуточная борьба, что приводит к действительно невероятным зарплатам. В качестве иллюстрации данного тезиса можно сравнить доходы лучшего российского футболиста последних лет Федора Смолова и коллег из белорусского первенства. Первый после перехода в московский «Локомотив» стал зарабатывать порядка 3 млн евро в год (и это вовсе не потолок). Как рассказал футбольный агент Валерий Исаев белорусской «Комсомольской правде», 15 тысяч долларов в месяц – это максимум для чемпионата Беларуси, то есть годовой доход составит 180 тысяч долларов. Очевидно, что разница огромна.

Тема лимита звучала даже на самом высоком уровне: Президент Беларуси Александр Лукашенко обсуждал этот вопрос с Президентом России Владимиром Путиным в июне текущего года.

Лимит легионеров противоречит Договору о ЕАЭС, в котором закреплен принцип свободного перемещения рабочей силы в Евразийском экономическом союзе. Нельзя устанавливать ограничения, предусмотренные законодательством в целях защиты национального рынка труда, – а это и сделали в России.

Но скоро ситуация наконец может измениться: Суд Евразийского экономического союза рассмотрит вопрос о спортсменах-легионерах 12 ноября. Заявителем выступила Евразийская экономическая комиссия, которая обратилась в суд за консультативным заключением по этому вопросу. Ждем заседания и рассчитываем на справедливое решение.

Владислав Лукашевич, «Союз–Евразия», 14 августа 2018 г.