/ / Общественно-политические
14.08.2018

Займите место за столиком: Какие изменения предлагают бизнес и местные власти в указ о развитии торговли и услуг в сельской местности

Лучше всех – пока на Гродненщине. Какие изменения предлагают бизнес и местные власти в указ о развитии торговли и услуг в сельской местности.

Общепит

Обычно говорят, что от добра добра не ищут. Но не в случае с Указом № 345, в народе именуемым «о торговле на селе». Работает он только восьмой месяц. Но в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли уже ломают голову над тем, как его усовершенствовать. Создали специальную рабочую группу, где выдвигают и обсуждают изменения. По идее, они должны вдохнуть вторую жизнь в ретейл на селе и в малых городах. Ведь наличие собственного магазина в деревне в наше время, увы, праздник и большая гордость. А также неизменное место встречи земляков с разных улиц и обмена новостями. А если есть еще и кафе!..

Казалось бы, указ и так неплохо работает. Его действие распространяется фактически на две трети территории страны, где проживает чуть больше миллиона человек. Это треть всего сельского населения. Ожидается, что качество жизни людей должно измениться. Что же они получили за полгода?

По данным МАРТ, льготами воспользовались почти пятьсот индивидуальных предпринимателей и 171 юрлицо. На сотни счет идет на Гродненщине и Витебщине – 321 и 220 активных субъектов. Меньше десятка – в Минске и Минской области. Число автомагазинов в стране за полгода выросло на шесть десятков. Также за это время на селе открылось 160 магазинов и 17 точек общепита. И тут опять в лидерах Гродненщина, которая изначально под действие указа «подогнала» практически всю сельскую местность региона. Следом идут Минщина и Витебщина. В отстающих – Гомельщина и Брестчина. В первом регионе появилось всего по одному магазину и трапезной, во втором – два объекта ретейла. Любопытно, почему так складывается ситуация?

Звоню зампредседателя Житковичского райисполкома Александру Полторану. За полгода здесь три ИП получили спецразрешения на право торговли алкоголем и табачными изделиями. Еще два ЧТУП прибегли к такой же возможности. И вот-вот в деревне Сторожовцы, где раньше из-за аварийного состояния закрыли магазин райпо, откроется торговый павильон на 24 квадратных метра. Скорее всего, после появления стационарного объекта автолавка будет объезжать деревню стороной. В Ветчинскую Рудню трижды в неделю будет привозить товары, в том числе алкогольные и табачные изделия, передвижная почта. «А так слабо идут люди – просят расширить список населенных пунктов», – не скрывает Александр Викторович. Ведь далеко не каждый начинающий предприниматель рискнет открывать свое дело в очень маленькой деревне, где оборот не позволит быстро отбить затраты.

Схожие мысли озвучивают и представители других регионов. Их предложения аккумулируют в МАРТ. Среди прочих – распространить льготы на арендодателей пустующих помещений, расширить их за счет преференций по арендной плате, исчислению налогов. Предлагается также снизить на периферии тарифы на электроэнергию для торговли и общепита. Примечательно, что многие бизнесмены уже сейчас просят продлить указ еще хотя бы минимум на пять лет.

Какие еще идеи? Создать программу поддержки развития торговли и общепита на селе, расширить действие Указа № 225 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства». И решать проблемы точечно.

Но хватит ли желающих, чтобы восполнить пробелы, которые остаются после ухода из сел Белкоопсоюза? Несмотря на то что сейчас кооператорам принадлежит больше половины магазинов на периферии – примерно 5,8 тысячи, доля в товарообороте села – всего чуть больше 25 процентов. Причем с 2010-го закрылся каждый четвертый объект. А восемь лет назад доля Белкоопсоюза была 44 процента. Схожая динамика и с общепитом. Да, вместо стационарных магазинов в деревни заезжают автолавки, люди не брошены. Правда, доставка товаров на расстояние больше 11 километров убыточна. Выходит, пока крупные сети бьются за покупателя в больших городах, периферию на своих плечах с потерями пытается вытянуть одна. Получается не очень. Так что малому бизнесу – все карты (читай Указ № 345) в руки. И даже готовы дать козырей сверху, чтобы игра наверняка задалась.

Мария Друк, «Рэспублiка», 14 августа 2018 г.