/ / Общественно-политические
03.08.2018

Либерализация условий ведения бизнеса в строительстве – устранение излишних барьеров для более динамичного развития отрасли

С момента принятия пакета документов по либерализации условий ведения бизнеса в Беларуси пересматриваются многие законодательные нормы в строительстве. Цель всех новаций – устранение излишних барьеров и упрощение административных процедур для более динамичного развития отрасли. Как повлияло сокращение требований технических нормативных правовых актов на качество и темпы строительства объектов? Что сделано для упрощения процедуры проведения государственной экспертизы проектной документации и упрощения процесса приемки объектов в эксплуатацию? Изменились ли сроки принятия решений по разрешению на строительство? На эти и другие вопросы ответил эксперт – Артем Юшкевич, начальник главного управления архитектурной, научной и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства.

Артем Юшкевич

– День добрый! Когда будет завершена разработка нормативного правового акта о внедрении единой административной процедуры, позволяющей заказчикам при приемке объектов строительства в эксплуатацию получить одно заключение по объекту строительства, заменяющее многочисленные заключения органов государственного надзора (абз.7 подп.9.2 п.9 Декрета №7)? Какие именно предложения были представлены и (или) будут представлены Министерством архитектуры и строительства РБ при (для) разработке указанного НПА? (Липинский Андрей Олегович, Минск)

– Минстройархитектуры не единственный орган государственного управления, который является регулятором в этом вопросе. Есть еще и Госстандарт, в ведении которого находится Госстройнадзор. Совместными усилиями мы рассматриваем вопрос внедрения комплексной административной процедуры по выдаче заключения государственных органов при приемке объектов в эксплуатацию. В декрете стояла задача выработать предложения и внести их на рассмотрение Главе государства. В настоящее время правительством выработаны такие решения. Они немного отличаются от того, о чем говорит читатель, что это единое заключение. Пока остановились на том, что для каждого объекта будет создан конкретный список государственных органов, которые выдают заключения. Мы упростим эту процедуру и уменьшим количество госорганов.

Сейчас для объектов выдаются 12 заключений государственных органов. Мы оптимизируем их численность для каждого объекта, тем самым упростив работы в этой части. Пока о выдаче единого заключения речи не идет, потому что органы государственного строительного надзора не совсем готовы, у них нет необходимых специалистов. Но в дальнейшем этот вопрос будет проработан. На начальной стадии Главе государства внесено предложение, чтобы дифференцировать органы, которые будут выдавать заключения для каждого объекта. Процедура пока останется такой же. Ответ от Администрации Президента мы пока не видели, поэтому точно говорить, как будет, пока не можем. Это очень серьезный вопрос, который меняет все подходы к вводу объектов в эксплуатацию и существенно влияет на безопасность объектов. Это серьезный шаг, к которому нужно подойти обдуманно.

– Один из важнейших моментов, сдерживающих развитие строительной деятельности, – это длительные сроки принятия решений по разрешению на строительство, производство строительно-монтажных работ. Пересмотрены ли эти сроки? (Пономаренков Вячеслав, Гродно)

– Изменения начали действовать с 26 февраля 2018 года после вступления в силу Декрета № 7 «О развитии предпринимательства». Этот декрет содержит нормы прямого действия, и это документ большей юридической силы, чем указы, постановления и др. Поэтому если сейчас в нормативных правовых актах есть расхождения с Декретом № 7, то нужно руководствоваться нормами декрета. Сейчас Минстройархитектуры и другими госорганами разрабатываются и вносятся в правительство документы, которые приводят нормы законодательства в соответствие с нормами Декрета № 7.

У нас есть два вида получения разрешений – разрешения на строительно-монтажные работы (разрешение на СМР органов государственного строительного надзора) и разрешительная документация местных исполнительных и распорядительных органов. Подробнее о втором виде. Разрешительную документацию субъект хозяйствования должен получить, чтобы начать строительную деятельность. Строительная деятельность – это проектирование, строительство, изыскательские работы, получение разрешения. В разрешительную документацию входит ряд позиций, которые пакетным принципом должны выдавать субъекту хозяйствования, чтобы он начинал свою деятельность. В отношении этой группы документации упрощены некоторые требования. В частности, не требуется получать разрешительную документацию на выполнение работ по технической модернизации. При этом термин «техническая модернизация» абсолютно новый для белорусского законодательства, он введен впервые, он подразумевает замену или установку нового оборудования, сопутствующие работы, связанные с установкой оборудования: прокладка внутренних коммуникаций, установка каких-либо перегородок, не затрагивающих несущую способность здания, устройство фундаментов под это оборудование.

Чем была вызвана необходимость такой нормы, как техническая модернизация? Чтобы существовать в нынешних рыночных условиях, субъектам хозяйствования нужно вовремя адаптировать свою продукцию, быть конкурентоспособными, поэтому нужно модернизироваться, внедрять инновации, новое оборудование для производства конкурентной продукции. Ранее, чтобы субъекту хозяйствования заменить оборудование в производственном цеху либо при обустройстве нового торгового центра, ему нужно было обращаться в исполком и получать разрешительную документацию, в которую входило разрешение исполкома на проектирование и строительство, технические условия и прочие документы. По сути, мы видели, что эти документы не носят серьезного характера и являются, возможно, некоторым административным барьером. Поэтому мы в комплексе рассмотрели эту проблему, внесли такой термин, как техническая модернизация, и четко обозначили, что для него не требуется получение разрешительной документации исполкома, что существенно, на наш взгляд, упростило работу субъектов хозяйствования. Для проведения этих работ требуется только проектная документация. В данном случае она разрабатывается в составе, который определяют заказчик и проектировщик самостоятельно. Т.е. мы и этот вопрос урегулировали, чтобы два субъекта самостоятельно приняли решение. Если это бюджетный проект – проектная документация проходит экспертизу.

Отменена также необходимость получения разрешительной документации для проведения капитального ремонта. Капитальный ремонт – это, как правило, плановое мероприятие, которое с некоторой периодичностью должно повторяться. Разрешительную документацию отменили, потому что мы видели, что она тоже носит достаточно формальный характер. Поскольку при капитальном ремонте не должны затрагиваться несущие конструкции, увеличиваться технико-экономические показатели здания, меняться точки подключения, подвод коммуникаций (это все должно быть в рамках реконструкции), он сейчас проводится без разрешительной документации.

Что касается разрешений на производство строительно-монтажных работ органов государственного строительного надзора, то до вступления в силу Декрета № 7 у нас действовал разрешительный принцип. Т.е. субъект хозяйствования, имея на руках утвержденную проектную документацию с положительным экспертным заключением, обращался в орган государственного строительного надзора за выдачей разрешения на производство строительно-монтажных работ. Это являлось административной процедурой с определенными сроками и набором документов. Декрет № 7 отменил необходимость получения разрешения на строительно-монтажные работы, эта необходимость заменена на уведомительный принцип. Заказчик, имея утвержденную проектную документацию, направляет уведомление в органы государственного строительного надзора, которые принимают его и начинают планировать посещение объекта. Правительством принято положение о порядке направления уведомлений, т.е. законодательно это урегулировано. Все объекты, строительство которых начинается после 26 февраля, работают по такому порядку.

– Какие изменения коснулись капитального ремонта жилого фонда?

– В отношении капитального ремонта ничего, кроме вышесказанного, не поменялось. Остальные подходы, которые влияют на безопасность, остались те же: должна быть разработана проектная документация, она должна пройти экспертизу, при необходимости нужно уведомление органов госстройнадзора. Другие подходы остались в принципе те же, убрали только, на наш взгляд, лишнее звено, которое существовало в этой цепочке, что помогло ускорить решение вопросов по капитальному ремонту.

– Это позволит сократить сроки капитального ремонта?

– Предполагаем, что как минимум на срок этой административной процедуры (30 дней) должно сократиться.

– А реально они сокращаются?

– Сложно говорить об этом. Пока нет серьезного анализа. Возможно, мы проведем его по окончанию года – что было и что стало.

– Как сократились сроки на получение разрешительной документации?

– Срок административной процедуры по получению разрешительной документации для технической модернизации, капремонта ранее составлял 30 дней, сейчас ее получать не требуется.

Что касается получения разрешения органов госстройнадзора, то эта процедура составляла 5 дней, сейчас она не требуется.

– Декретом № 7 установлено, что техническая модернизация может вестись только на основании проектной документации, при этом не требуется наличие аттестата соответствия заказчика (ранее для выполнения таких работ требовалось и решение исполкома, и прохождение экспертизы, и выполнение других процедур). Насколько это упростило и ускорило процесс внедрения инноваций, работу бизнеса, есть ли конкретные примеры? (Кащенко Виктор Иванович)

– Мы не орган, который выдает разрешительную документацию, и мы можем судить только по каким-то обращениям, информации, поступающей от местных органов. Пока мы негативных реакций не видели. Мы видим на примере торговых центров, что это очень хорошо работает, есть положительные отзывы, что не нужно обращаться без лишней нужды в исполком. Сроки для административных процедур сокращаются, бизнес начинает быстрее получать выгоду от объектов. Поэтому негатива нет.

– Возникают ли вопросы по поводу качества работ, безопасности?

– Изменилось только то, что не нужно ходить в исполком и получать документ, который на безопасность никак не влияет. У нас точно так же, как и ранее, проектная документация должна быть разработана аттестованной организацией, работы должен выполнить аттестованный подрядчик. В декрете №7 прописано, что он базируется на принципах добропорядочности субъектов хозяйствования.

О каких-то нехороших прецедентах мы не слышали и в принципе видим, что пока все достаточно неплохо работает.

– Изменились ли требования к лицам и организациям, осуществляющим технический надзор в строительстве? (Михаил, Пинск)

– Существенных изменений в отношении технического надзора не произошло. Надзор должен осуществляться, так как это связано с безопасностью зданий и сооружений. И мы не можем допустить изменений, которые повлекут угрозу безопасности, жизни и здоровью граждан.

– Планируется ли упрощать техническое нормирование в строительстве? (Сохоненко Павел)

– Техническое нормирование в строительстве - это важнейший вопрос. Все объекты строятся согласно техническим нормативным правовым актам.

Сейчас Министерство проводит серьезнейшую работу, направленную на то, чтобы оптимизировать количество таких документов, оставив только обязательные требования по обеспечению безопасности объектов.

Мы пропускаем через мелкое сито все технические нормативные правовые акты (ТНПА), оставляя только те, которые напрямую влияют на обеспечение безопасности. В 2017 году было переработано 69 ТНПА, в результате из них осталось только 17. В этом году мы планируем пересмотреть 27 ТНПА, сократив их количество до 20.

Таким образом, мы существенно сократим количество технических нормативных правовых актов и больше отдадим на откуп проектировщикам. Чтобы они не были ограничены нормами ТНПА, а могли самостоятельно на основании расчетов, доказательной базы принимать какие-то технические решения. Так мы в некоторой степени развяжем руки проектировщикам, ни в коем случае не упуская основных требований по безопасности.

– Декретом № 7 установлена обязанность эксплуатирующих организаций принимать на баланс построенные объекты инфраструктуры в течение трех месяцев. Как выполняется эта норма? Нет ли проблем? (Виктор, Минск)

– В настоящее время эта норма направлена не столько на этот вопрос. Сейчас поясню. В настоящее время Указом № 72 от 7 февраля 2006 года («О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры») установлена возможность безвозмездной передачи в коммунальную собственность объектов после их возведения. Но оставался неурегулированным вопрос, что делать с объектами, которые не возводились субъектами хозяйствования, а, например, капитально ремонтировались или реконструировались. Прямая норма этого документа не позволяла это делать, и были вопросы, как передавать затраты. Эта норма в декрете больше связана с тем, чтобы урегулировать вопрос, как передавать затраты при ремонте и реконструкции. Срок в три месяца определен для того, чтобы установить более жесткие рамки, не растягивать этот процесс на длительные сроки и однозначно сказать, что у эксплуатирующей организации есть три месяца для принятия объекта от субъекта хозяйствования. В развитие этой нормы декрета мы внесли в правительство изменения в Указ № 72, в котором раскрывается, причем последовательно, процесс передачи затрат эксплуатирующим организациям.

Говоря о строительстве новых объектов, отмечу, что, поскольку они строятся в соответствии с проектной документацией, по ним замечаний нет. Субъекту хозяйствования, который построил объект, сеть, инфраструктуру, не нужно идти в органы государственной регистрации, получать технический паспорт, свидетельство о госрегистрации. Он передает свои затраты эксплуатирующей организации и она уже сама начинает регистрировать этот объект. Эта норма направлена именно на то, чтоб не ставить себе на учет и каким-то образом потом передавать. Три месяца – это реальные сроки, и практика показала, что проблем нет.

– Что сделано для упрощения и снижения стоимости процедуры государственной экспертизы проектной документации, государственных санитарно-гигиенической и экологической экспертиз проектной документации на строительство объектов? Ранее озвучивались планы по созданию единой комплексной государственной строительной экспертизы проектной документации. (Федор Кожич, Минск)

– Подходы в принципе близки к тем, которые разработаны в отношении государственного строительного надзора. Пока говорить о каком-то конкретном решении рано, поскольку они все идут в одном блоке предложений, которые необходимо внести на рассмотрение Главы государства. Разработаны следующие предложения: оставить три экспертизы – государственную экспертизу проектной документации Госстандарта, государственную экологическую экспертизу Минприроды и государственную санитарно-гигиеническую экспертизу Минздрава. Вместе с тем необходимо четко разделить и классифицировать объекты, а также, по каким из них, по какой проектной и предпроектной документации необходимо будет проводить экспертизу. Это предлагается для исключения излишнего дублирования, пересечения экспертиз, то есть максимального упрощения и систематизации такой работы. Так, для некоторых объектов нужно будет пройти только экологическую экспертизу по предпроектной документации, а для проектной документации – только государственную строительную экспертизу. Причем предлагается максимально разделить экспертизы не только по самому объекту, но и по проектной и предпроектной документации. Приведу пример. Если по предпроектной документации получена экологическая экспертиза положительная, то на проектную экологическую экспертизу уже не надо будет идти. Такой подход позволит снизить как финансовые, так и временные затраты субъектов хозяйствования.

– Каких изменений в регулировании строительной деятельности ожидать в ближайшее время? (Сохоненко Павел)

– Как вы знаете, в настоящее время разрабатывается стратегия развития строительной отрасли на 2018–2030 годы. В ней будут отражены основные направления развития отрасли на перспективу, определены точки роста и пути повышения ее эффективности.

Одно из важнейших направлений – это информатизация в строительстве, внедрение BIM-технологий (технологий информационного моделирования промышленных и гражданских объектов). BIM-технологии позволяют создавать полное информационное описание строящегося объекта и в дальнейшем использовать эту объемную модель на всех этапах его жизненного цикла – от проектирования до утилизации. По этому пути идет весь мир, и мы не должны отставать.

В настоящее время пилотные проекты по внедрению BIM-технологий реализуют Гомельский ДСК и МАПИД. После «обкатки» технология получит повсеместное применение. Это позволит значительно упростить все этапы строительства, избегать излишних временных и финансовых затрат при выполнении проектных, строительных и ремонтных работ, оперативно выявлять и исправлять ошибки и неисправности и т.д.

Еще одно важное направление – широкомасштабное внедрение строительства объектов под ключ с определенной контрактной ценой. При такой форме строительства весь комплекс услуг – проектирование, строительство, инженерное обеспечение и монтаж необходимого оборудования – выполняет генеральная подрядная организация. В результате заказчик получает полностью оборудованный и готовый к эксплуатации объект. Сейчас это очень широко применяется в мире.

В стратегию развития строительной отрасли на 2018–2030 годы включены также вопросы развития городов-спутников, строительства инженерной инфраструктуры в районах многоквартирной и усадебной застройки, увеличения строительства жилья для многодетных семей и др.

Надеемся, что в ближайшие месяцы этот документ увидит свет.

– Начата ли уже разработка проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности? На каком этапе он находится и когда можно будет говорить об окончании разработки данного документа?

– Да, действительно, Декретом № 7 поручено до 1 января 2020 года обеспечить разработку и провести общественное обсуждение этого кодекса. В настоящее время Министерство архитектуры и строительства совместно с заинтересованными очень активно работает над этим вопросом. Разработана концепция Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и направлена на согласование в соответствующие структуры. Этим документом мы планируем систематизировать все наше законодательство в области строительства, включая техническое нормирование, вопросы об авторском праве и многое другое. Мы видим в разработке этого документа серьезнейший вопрос систематизации строительного законодательства. Это очень важный документ, который позволит получить всем, кто занимается строительной деятельностью, буквально настольную книгу. Мы направляем на эту работу максимальные усилия, чтобы получить качественный документ.

– После принятия Декрета № 7 планировалось в отношении выдачи разрешений на строительно-монтажные работы перейти от разрешительного к уведомительному принципу. Как на практике работает эта процедура? Как в этом случае осуществляется контроль над безопасностью на строительной площадке, безопасностью возводимых конструкций? (Званец А.А.)

– Все точно так же, как и было раньше. Приходит инспектор органов государственного строительного надзора, смотрит за этим объектом – дальнейшие технологические процедуры никто не трогал, как у нас была выстроена система мониторинга строительных площадок, так она и осталась. Просто стало не надо обращаться за дополнительными документами, остальные технологические процедуры остались те же – инспекторы контролируют на стадии строительства, участвуют в приемке объекта в эксплуатацию, выдавая заключение о соответствии принимаемого объекта требованиям безопасности.

Все технологические процедуры, которые влияют на безопасность объекта и его эксплуатацию, остались и выполняются.

– Как бизнес оценивает происходящие в отрасли изменения, какие предложения поступают?

– Декрет № 7 писался в тесном взаимодействии с бизнесом, и в процессе обсуждений и выработки совместных решений выявлялись те тонкие моменты, которые мешают бизнесу работать. Поэтому итоговый документ содержит уже отработанные, качественные решения, которые действительно нужны и будут работать. Об этом свидетельствует и то, что сейчас каких-то негативных вопросов в наш адрес не поступает. В основном субъекты хозяйствования обращаются за разъяснениями, как действовать в тех или иных ситуациях.

Буквально на днях мы написали разъяснительное письмо, в котором прописан четкий алгоритм действий при технической модернизации и капитальном ремонте. Там содержится исчерпывающая информация, которая поможет субъектам хозяйствования в их деятельности. Письмо направлено в облисполкомы и Минский горисполком и в ближайшее время будет размещено на сайте Минстройархитектуры.

– Некоторое время назад в строительной сфере в Беларуси начался кризис – уменьшились объемы, соответственно упали зарплаты. Как поможет либерализация условий для ведения строительного бизнеса в данной ситуации? И есть ли какие-то прогнозы насчет будущего белорусской стройотрасли? (Геннадий Бобков, Барановичи)

– Безусловно, спад был. Но сейчас мы видим устойчивый рост и стараемся всячески способствовать этому, в том числе путем нормативного регулирования. При разработке стратегии развития строительной отрасли на 2018–2030 годы проводили анализ причин, приведших к спаду, и выработали те решения, которые помогут строительному комплексу продолжить устойчивое развитие.

– Ожидается, что вступившие в силу нормы об упрощении административных процедур в строительстве позволят повысить позиции Беларуси в страновом рейтинге Всемирного банка Doing Business. Каковы ваши прогнозы?

– Сейчас Беларусь в рейтинге Всемирного банка Doing Business по критерию получения разрешений на строительство находится на 22-м месте. Это очень серьезная позиция. Сложно прогнозировать, как она изменится в следующем рейтинге, – это зависит не только от наших действий, но и от того, какие реформы за этот год произойдут в других государствах.

Однако эксперты Всемирного банка, которые изучали новые документы, работали непосредственно с субъектами хозяйствования, положительно оценили принятые изменения. Поэтому мы, конечно, надеемся, что поднимемся в рейтинге, и эксперты Всемирного банка эти ожидания разделяют. А это непосредственно влияет на привлечение иностранных инвестиций.

По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)