/ / Общественно-политические
01.08.2018

Кто отец? Если эта мысль мешает нормально жить и разрушает отношения – экспертиза покажет

Однажды знакомая разоткровенничалась. Тогда ее сыну вот-вот должно было исполниться четыре месяца. «Малыш здоровенький, активный, хорошо развивается. Но муж постоянно намекает, что ребенок не его, – рассказала Галя за чашкой чая. – Это так больно слышать! Я верная жена, почему он подозревает меня в измене? Еще и соседи подливают масла в огонь, мол, сын на папу не похож». А всё произошло потому, что Гена, сравнив группы крови супруги, ребенка и собственную, не нашел своих признаков в крови малыша. Так у него зародилось сомнение, своего ли ребенка он воспитывает. К счастью, история закончилась хорошо: пара решила обратиться к генетикам и пройти экспертизу ДНК. Отцовство подтвердилось, Гена извинился перед Галей, и та его простила.

Экспертиза

Оказывается, ребенок далеко не всегда получает группу крови отца или матери. Набор генов, передаваемых малышу от родителей, может образовывать новые варианты. Поэтому несовпадение группы крови отца (или обоих родителей) с группой крови ребенка встречается довольно часто. На сегодняшний день самым достоверным методом установления биологического родства и родственных связей является ДНК-анализ.

– При рождении человек получает половину генетической информации от матери, половину – от отца. Этот принцип заложен в основу проведения экспертиз установления биологического родства. Сравнивая признаки, имеющиеся у ребенка, с аналогичными признаками его папы и мамы, мы можем сделать вывод о подтверждении отцовства либо его исключении, – рассказывает Наталья Ивановна Малевицкая – начальник отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз Управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера УГКСЭ Республики Беларусь по Гродненской области. – До появления генетических методов такие экспертизы проводили, анализируя групповые факторы различных систем крови, из которых самая известная – АВО-система. Условно говоря, исследовали один локус (участок гена), в котором возможны только три варианта (аллеля): А, В, О. Эти варианты формируют всем известные четыре группы крови: О (I), А (II), В (III) и АВ (IV). То есть, недостаток проводимых в то время экспертиз состоял в том, что исследовали малое количество признаков с возможным ничтожно малым количеством вариантов.

Со слов специалиста, часто бывает так, что мужчина, анализируя группы крови супруги, ребенка и собственную, в крови малыша находит признак жены, но не находит своего. У него зарождается сомнение, а не чужого ли ребенка он воспитывает? С этим сомнением человек приходит к экспертам. «Например, в браке состоят женщина с О (I) и мужчина с А (II) группами крови. У них родился ребенок с О (I) группой. Папа недоумевает, куда же пропал его признак – антиген А, – рассказывает Наталья Малевицкая. – К сожалению, он не обладает информацией о том, что во второй группе крови возможны варианты «АА» и «АО». В случае, если у папы вариант «АО», ребенок с одинаковой вероятностью может получить как антиген А, так и антиген О, что в данном случае и произошло. Поэтому поспешный вывод в подобной ситуации делать не стоит. Лучше провести ДНК-анализ. На сегодняшний день это самый достоверный метод установления биологического родства и родственных связей.

На сегодняшний день исследуется до 24 локусов, в которых возможны десятки аллельных вариантов. Это позволяет с большой достоверностью делать вывод о подтверждении отцовства либо его исключении. После исследования проводится вероятностно-статистическая обработка полученных результатов. Вывод о подтверждении биологического отцовства может быть сделан при величине вероятности не менее 99,90%.

Поначалу экспертизы проводили только по судебным делам, но на сегодняшний день ДНК-исследование может пройти любой желающий. «Надо сказать, что во внесудебном порядке в последнее время граждане обращаются всё чаще, – рассказывает собеседница. – Существует два варианта проведения экспертизы по обращению. Первый – когда мама с ребенком и предполагаемый отец приходят к нам с документами, удостоверяющими личность, и наши работники сами проводят отбор биологических образцов для сравнения (это, как правило, кровь и слюна). Итогом экспертизы служит заключение, которое имеет юридическую силу и может быть принято судом. Второй вариант – так называемый «анонимный». Это когда в силу каких-то обстоятельств гражданин не хочет афишировать проведение экспертизы и приносит образцы, отобранные самостоятельно. Заключение в данном случае не имеет никакой юридической силы и может служить только информацией для заявителя, поскольку невозможно достоверно подтвердить происхождение образцов от исследуемых лиц.

– Если всё же человек решил пройти экспертизу анонимно, каким образом ему следует отбирать образцы ДНК?

– К процедуре отбора образцов нужно подойти серьезно. Для этого необходимы: новая упаковка ватных палочек, два чистых конверта, медицинские перчатки и ножницы. Человек должен надеть перчатки, взять 2-3 палочки, концы которых с одной стороны обрезать. Концом с ватным тампоном следует несколько раз с усилием провести по внутренней поверхности щеки. Далее образцы нужно высушить. Важно разместить гигиенические палочки там, где исключены воздействие солнечных лучей, влаги и приборов отопления, а также контакт с посторонними людьми. Высушенные палочки необходимо поместить в разные конверты, заклеить их и подписать так, чтобы было понятно, где чей образец.

– Можно ли использовать для анализа не ватную палочку со слюной, а другие образцы, например, волосы?

– Если говорить конкретно о волосах, то ДНК выделяется только из луковиц, в самом волосе ее нет. Исследование можно сделать в том случае, если волос выдернут из головы с жизнеспособной луковицей, иначе – объект не пригоден для проведения экспертизы.

– Обращаются ли к вам для установления материнства?

– В редких случаях. Экспертиза может понадобиться, если женщина родила вне лечебного учреждения. Для оформления документов на ребенка необходимо доказать: является ли она его матерью.

– Наталья Ивановна, Вы нередко становитесь свидетелем как трагичных, так и комичных историй. Удается ли абстрагироваться?

– Действительно, результаты ДНК-экспертизы каждый воспринимает по-разному. Для одного это как гора с плеч, для другого – шок, горе и слезы. В моей практике был случай, когда мужчина долгие годы исправно платил алименты, но однажды он решил пройти ДНК-экспертизу. Узнав, что не является отцом ребенка, стал танцевать лезгинку. Такая радость его переполняла! Другой мужчина наоборот, после того, как узнал результаты исследования, кричал под окнами, что такого быть не может. Нередко люди приходят с фотографиями предполагаемых отца и ребенка. Бывает, что действительно похожи, а результат исследования говорит обратное. Доверять внешнему сходству или различию – это недостоверный метод.

Ко всем ситуациям невозможно относиться с равнодушием, даже после долгих лет работы. Мне больше импонирует вариант, когда отцовство подтверждается. Питаю надежду, что все-таки ребенок обретет отца, семья восстановится, папа будет материально и морально поддерживать свое чадо. Но в любом случае, если человека терзают сомнения, его ребенок или нет, и эта мысль мешает нормально жить, разрушает отношения, есть необходимость в проведении экспертизы установления биологического родства. Наши эксперты будут рады помочь в решении этого вопроса.

По сообщению официального сайта Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь