/ / Общественно-политические
23.04.2018

От криминалиста до судебного медика: Государственный комитет судебных экспертиз объединяет специалистов разного профиля

Государственный комитет судебных экспертиз объединяет специалистов разного профиля – инженеров и техников, химиков и биологов, товароведов и экономистов, криминалистов и психологов.

Экспертиза

Работа государственных экспертов многим знакома по детективам, кинофильмам. Некоторые из нас сталкивались со специалистами на месте происшествия. К профессионалам Государственного комитета судебных экспертиз (ГКСЭ) обращаются не только следственные и иные правоохранительные органы, но также граждане по многим поводам: перед покупкой квартиры, для установления отцовства, проверки бракованной техники или VIN-номеров автомобиля.

«Спрос на экспертизы колоссальный. Практически каждое уголовное дело не обходится без заключения судебного эксперта, начиная от самых распространенных – дактилоскопических и трасологических и заканчивая биологическими или генетическими экспертизами. С каждым годом комитет развивает новые направления в сфере судебно-экспертной деятельности», – рассказывает начальник отдела кадров и идеологической работы управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области Сергей Титовец.

В год специалисты ГКСЭ проводят более 350 тыс. различных экспертиз.  Сегодня в ведомстве делают свыше 120 видов исследований. По каждому из направлений работают профессионалы своего дела. 

В это воскресенье, 22 апреля, судебные эксперты отметили свой профессиональный праздник.

По следам Шерлока Холмса

Большая часть криминалистов – выпускники Академии Министерства внутренних дел. Это единственный в Беларуси специализированный вуз, где готовят экспертов. Уже во время обучения можно получить допуски на проведение традиционных криминалистических экспертиз, как, например, почерковедческая или трасологическая.

«Задача экспертов-криминалистов – обнаружить следы на месте происшествия. Быстрее всего помогают идентифицировать человека его биологические следы и отпечатки рук. Определить, кто оставил такие следы, можно за несколько часов. Хотя идентифицировать личность помогают и следы обуви, и следы зубов – поскольку у каждого человека индивидуальный прикус, – объясняет старший эксперт Столбцовского межрайонного отдела ГКСЭ Дмитрий Голуб. – Когда найденные следы помогают раскрыть преступление, в котором до этого не было даже подозреваемых, чувствуешь удовлетворение от проделанной работы – ты на своем месте».

Портретная идентификация личности – тоже стезя криминалистов. В гражданских вузах ничему подобному не учат. Когда-то для воссоздания внешности преступников по описанию очевидцев привлекали профессиональных художников, а сегодня этим занимается автоматизированная система портретной идентификации. С ее помощью эксперты вместе со свидетелями или потерпевшими составляют фоторобот подозреваемого.

Ценители невидимого искусства

На этапе, когда эксперты проводят исследование найденных на месте происшествия следов рук, система по всей базе сопоставляет изображения отпечатков с наиболее схожими идентификационными признаками.

«Компьютер не дает 100-процентного совпадения, как это бывает в кино, а только выделяет подобные отпечатки. После этого сотрудник выявляет совпадения по уникальным признакам. Самое интересное, что одинакового узора на пальцах двух разных людей никогда не встретишь. Ученые подсчитали: рисунки повторяются с частотой 1 на 64 миллиарда случаев. Это при том, что сейчас на Земле живет почти 7,5 миллиарда», – рассказывает начальник Столбцовского межрайонного отдела ГКСЭ Николай Белоусов.

Старший эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов управления ГКСЭ по Минской области Ирина Шкирандо также окончила Академию МВД Республики Беларусь. Сейчас молодая капитан юстиции занимается в основном технической экспертизой документов.

«В академии есть целая дисциплина, где рассказывают о защите документов – технологической, полиграфической, физико-химической, также учат исследовать документы на подлинность. Вносились ли в документ изменения, имеются ли подчистки, дорисовки, дописки, заменялась ли фотокарточка – на все эти вопросы отвечают наши эксперты», – перечисляет Ирина Шкирандо.

Любителям детективов посвящается

Стать государственными экспертами могут и те, кто окончил другие вузы по юридическим, экономическим, техническим специальностям. В этом случае нужно обязательно пройти переподготовку в специализированном учреждении образования – Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь.

«Срок образовательной программы зависит от экспертного направления, по которому обучается специалист. Что касается, например, государственных медицинских экспертов или химиков, биологов, психиатров, то их непрерывная очная переподготовка составляет 11 месяцев, – говорит начальник отдела кадров управления ГКСЭ по Минской области Сергей Титовец. – Кандидатам нужно учитывать, что к судебным экспертам есть определенные требования по состоянию здоровья».

Главный эксперт отдела специальных экспертиз управления специальных и технических экспертиз управления ГКСЭ по Минской области Александр Харитоник, например, окончил БГТУ.

«Я окончила Гродненский медицинский университет. Еще во время учебы меня впечатлили лекции по судебно-психиатрической экспертизе. Если обычный психиатр работает с болезнью, чтобы назначить лечение пациенту, то в нашей работе главная задача – установить, как психическое здоровье человека влияет на его поступки. В рамках уголовного процесса, например, мы определяем, осознавал ли человек характер своих действий в момент их совершения», – рассказывает государственный медицинский судебный эксперт-психиатр управления судебно-психиатрических экспертиз ГКСЭ по Минской области Елена Романович.

Вместе с оперативными группами и днем и ночью на место происшествия выезжают медицинские судебные эксперты. Кроме того, они производят вскрытия, проводят освидетельствования, исследуют биологический материал.

«Я заинтересовалась судебной медициной еще в мединституте. Там на занятиях кружка судебной медицины мы решали различные логические задачки, вплоть до литературных – разбирали эпизоды из «Мастера и Маргариты», – вспоминает начальник сектора судебно-медицинских экспертиз по Дзержинскому району Столбцовского межрайонного отдела ГКСЭ области Виктория Малиновская. – Профессия судмедэксперта во многом творческая. Нужно объяснить, при каких обстоятельствах у человека мог случиться перелом – его ударили или он просто поскользнулся. Ты пытаешься воссоздать картину произошедшего, и в этом помогают законы физики».

В комитете уверенно заявляют: сегодня нет объектов, которые не могут быть исследованы экспертами, и нет следов, которые бы не нашли специалисты. От авторитетного мнения профессионалов и их заключений напрямую зависит ход судебных процессов и то, каким будет окончательное решение суда.

По сообщениюофициального сайта Федерации профсоюзов Беларуси