/ / Общественно-политические
20.04.2018

На заседании Палаты представителей шестого созыва 19 апреля 2018 года парламентарии рассмотрели десять вопросов

В первом чтении были приняты четыре законопроекта.

заседание Палаты представителей шестого созыва

Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. представил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения», с содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Базанов В.А.

Законопроект предусматривает уточнение терминологии Закона о регистре, определение порядка внесения и актуализации отдельных персональных данных, уточнение функций владельца регистра и порядка предоставления персональных данных из регистра организациям, нотариусам, а также другие вопросы, связанные с ведением регистра.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам безопасности генно-инженерной деятельности» доложили заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Корбут А.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П.

Законопроект направлен на приведение положений действующего законодательства в соответствие с нормами международных договоров Республики Беларусь, международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, а также с учетом практики его применения.

Проектом Закона вносится ряд изменений и дополнений по вопросам ввоза в Республику Беларусь, вывоза из Республики Беларусь и транзита через ее территорию генно-инженерных организмов. С целью обеспечения безопасности генно-инженерных организмов вводятся нормы о проведении оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду. Законопроектом устраняется также пробел в части установления порядка обезвреживания непатогенных генно-инженерных организмов, совершенствуются нормы, касающиеся требований к информации о безопасности генно-инженерных организмов при их транспортировке и хранении.

Первый заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Шедко Д.Г. проинформировал депутатов о новациях проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». С содокладом по этому вопросу выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Юницын А.Ю.

С учетом правоприменительной практики документом предлагается:

  • исключить положения, предусматривающие создание и хранение карточки открытого ключа проверки электронной цифровой подписи на бумажном носителе;
  • значительно расширить применяемый понятийный аппарат, а также уточнить определения отдельных терминов;
  • уточнить порядок использования иных средств идентификации лица, помимо применения сертифицированного средства электронной цифровой подписи;
  • закрепить за органами архивного дела и делопроизводства полномочия по осуществлению государственного регулирования деятельности по организации работы с электронными документами;
  • расширить круг лиц, наделенных правом удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе;
  • расширить сферу применения электронной цифровой подписи с учетом сложившейся практики и др.

Большой интерес в Овальном зале вызвало обсуждение в первом чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (докладчик – Министр информации Республики Беларусь Карлюкевич А.Н., содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ражанец В.В.).

Законопроект направлен на совершенствование правоотношений в сфере массовой информации, защиту государственных и общественных интересов, национальной безопасности Республики Беларусь с учетом динамичного развития новых форм и способов передачи информации, а также на гармонизацию белорусского законодательства в области массовой информации с законодательством государств – участников Договора о создании Евразийского экономического союза, дальнейшее эффективное развитие национального информационного пространства в условиях интеграционных процессов.

Проектом Закона предусматривается корректировка положений Закона «О средствах массовой информации», Налогового кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В частности, предлагается:

  • расширить понятийный аппарат Закона о СМИ;
  • распространить действие Закона о СМИ на интернет-ресурсы, посредством которых осуществляется распространение массовой информации;
  • предоставить возможность интернет-ресурсу осуществить государственную регистрацию в качестве сетевого издания;
  • закрепить запрет в осуществлении цензуры массовой информации по отношению к владельцу интернет-ресурса;
  • установить обязанности и права владельца интернет-ресурса;
  • ограничить иностранное участие в формировании белорусского информационного пространства посредством запрета на распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории Республики Беларусь без соответствующего разрешения; назначения главным редактором (редактором) средства массовой информации лица, являющегося гражданином Республики Беларусь; увеличения объема телепередач белорусского (национального) производства в еженедельном объеме вещания телевизионных средств массовой информации (не менее 30 процентов);
  • обеспечить возможность просмотра телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм, при их распространении в местах общественного пользования;
  • расширить перечень видов информации, распространение которой в средствах массовой информации запрещено;
  • усовершенствовать порядок государственной регистрации и перерегистрации средств массовой информации;
  • уточнить процедуру принятия решения республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации об ограничении доступа к интернет-ресурсу, в том числе к сетевому изданию.

Кроме того, устанавливаются ставки государственной пошлины за государственную регистрацию сетевых изданий; расширяется состав правонарушений, предусматривающий ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации; определяются органы, уполномоченные на составление соответствующих протоколов об административных правонарушениях и их рассмотрение.

В ходе заседания депутатский корпус принял во втором чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», о котором доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Старовойтова А.В.

Закон «О международных договорах Республики Беларусь» излагается в новой редакции и направлен на совершенствование правового механизма заключения, вступления в силу, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь, а также на создание условий по эффективному выполнению международных обязательств страны.

Законопроектом упрощен порядок выполнения внутригосударственных процедур в отношении международных договоров Республики Беларусь и предоставления полномочий на подписание международных договоров. Усовершенствована процедура принятия решений по проектам межгосударственных и межправительственных договоров, направленных на привлечение в Республику Беларусь ресурсов международных организаций. Расширен перечень международных договоров, подлежащих ратификации Парламентом Республики Беларусь.

Проектом Закона предоставляется возможность заключения международных договоров межведомственного характера путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими такие международные договоры. Восполнен пробел в регулировании правоотношений, связанных с выражением намерения Республики Беларусь не становиться участником международного договора и осуществлением отзыва документа о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора, а также с временным применением международного договора.

Парламентарии также рассмотрели четыре законопроекта о ратификации международных договоров.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Грузии о системе содействия взаимной торговле» выступил Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сенько Ю.А., с содокладом –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Ткачук А.В.

Основной целью документа является повышение качества таможенного администрирования, упорядочение таможенного контроля при перемещении товаров через Государственную границу, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, а также повышение конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования.

Положениями Соглашения определены основные принципы передачи информации о перемещении товаров и транспортных средств в соответствии с техническими условиями обмена информацией между таможенными органами двух стран и нормами, стандартами и рекомендациями Организации Объединенных Наций, Всемирной таможенной организации, национальными законодательствами Республики Беларусь и Грузии, а также с учетом международного передового опыта по обмену информацией.

В соответствии с Соглашением таможенные органы государств сторон будут обмениваться достоверной информацией о перемещении товаров и транспортных средств в рамках системы содействия взаимной торговле.

Участники внешнеэкономической деятельности, в отношении которых будет применяться система содействия взаимной торговле, и которые будут предоставлять достоверную информацию о перемещаемых товарах, получат приоритеты в пунктах пропуска по сравнению с компаниями, не участвующими в данной процедуре.

Соглашением предусматривается приоритетный порядок оформления в пунктах пропуска, упрощение таможенных формальностей, где это возможно, включая выделение отдельных полос в целях сокращения времени оформления, а также неприменение таможенного досмотра, за исключением случаев наличия признаков таможенных правонарушений или контрабанды.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза» проинформировал Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Заяц Л.К. (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Конончук И.П.).

Соглашение, направленное на обеспечение условий для развития рынка семян и устранение барьеров во взаимной торговле, регулирует правоотношения, связанные с обращением в рамках Евразийского экономического союза семян сельскохозяйственных растений, за исключением семян сельскохозяйственных растений, генетическая программа сортов которых содержит генно-инженерный материал.

В соответствии с Соглашением обращение семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза осуществляется при наличии оформленных в установленном порядке документов, содержащих сведения об их сортовых и посевных (посадочных) качествах.

В случае если семена сельскохозяйственных растений обработаны химическими или биологическими препаратами, их обращение в рамках Евразийского экономического союза осуществляется в упакованном виде при наличии информации о наименовании химического или биологического препарата, указываемой в сопроводительных документах на эти семена и на их маркировке (этикетке).

Определено, что в рамках Соглашения признаются документы, содержащие сведения о сортовых и посевных (посадочных) качествах семян сельскохозяйственных растений, выданные в порядке, предусмотренном Евразийской экономической комиссией, которая формирует и ведет единый реестр сортов сельскохозяйственных растений на основании сведений о сортах, содержащихся в национальных реестрах.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сивак А.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А. рассказали о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о международном автомобильном сообщении от 20 сентября 1997 года».

Подписание Протокола обусловлено вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, а также необходимостью упорядочения применения отдельных норм Соглашения.

В соответствии с положениями Протокола не требуется разрешений на выполнение автотранспортными средствами перевозок: между территориями государств договаривающихся сторон, транзитом через их территории, а также с территории государства другой договаривающейся стороны на территорию третьего государства и/или с территории третьего государства на территорию государства другой договаривающейся стороны при условии, что третье государство является членом Евразийского экономического союза; транспортными средствами, максимальная общая масса которых, включая прицепы, не превышает 6 тонн или грузоподъемность которых, включая прицепы, не превышает 3,5 тонны.

Протоколом устанавливается освобождение от уплаты сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования, предусмотренных национальным законодательством государств договаривающихся сторон, при осуществлении перевозок в/из третьих стран на основании выдаваемых разрешений.

Заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Селицкая Э.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А. представили проект Закона «О ратификации Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от уплаты налогов».

В соответствии с положениями Конвенции к налогам, на которые распространяется ее действие, отнесены:

  • в Республике Беларусь – налог на доходы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и налог на недвижимость;
  • в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии – налог на доходы, корпоративный налог и налог на прирост стоимости капитала.

В Конвенции также оговорены особенности признания той или иной деятельности постоянным представительством. В частности, строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект, или связанная с ними надзорная деятельность в соответствии с Конвенцией будут признаваться постоянным представительством, если они существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.

В целях исключения двойного налогообложения установлен порядок осуществления налоговыми органами каждой из сторон зачета налогов на доходы (прибыль) и налога на имущество.

Определена также процедура обмена информацией между компетентными органами сторон в целях предотвращения налоговых нарушений.

Кроме того, на заседании парламентарии приняли Постановление Палаты представителей о внесении корректив в Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, проект которого представил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Цуприк Л.А.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь