/ / Общественно-политические
27.09.2017

Козырь в рукаве – это не для суда: Пленум Верховного Суда рассмотрит проблемы экономических дел

Завтра состоится заседание пленума Верховного Суда, посвященное весьма специфическому вопросу: подготовке экономических дел к судебному разбирательству. Впрочем, суть подобных форумов вне зависимости от повестки дня всегда одна: создание гражданам и субъектам хозяйствования максимальных условий для судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. С недавних пор у них – у нас! – появилась, например, возможность любой процессуальный документ по экономическому делу подавать в суд со своего персонального компьютера, в электронном виде. Накануне пленума на вопросы ответила судья Верховного Суда Людмила КОЛЕСНИКОВА.

Судья Верховного Суда Людмила КОЛЕСНИКОВА

– Людмила Анатольевна, что следует понимать под экономическими делами?

– Это дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической, хозяйственной деятельности. Где субъектами правоотношений являются не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и граждане – в тех случаях, если дело или спор связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Например, если гражданин является учредителем или собственником коммерческой организации. Или – руководителем коммерческой структуры, которая признана банкротом и стоит вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам...

За первое полугодие поступило свыше 12 тысяч таких дел. Рассмотрено – около 11 тысяч. Примерно 80 процентов из них касались имущественных требований.

– Почему вообще в повестку дня встал этот вопрос?

– В последний раз его рассматривал пленум тогда еще Высшего Хозяйственного Суда в 2011 году. Затем, в 2014-м, экономические суды вошли в состав единой системы судов общей юрисдикции. В следующем 2015 году мы пережили бум экономических дел. Тогда в Минске и области на одного судью в месяц приходилось свыше 220 обращений.

Были приняты серьезные меры для оптимизации нагрузки. В частности, за счет ее перераспределения по областям. Часть судей и работников аппарата была переведена из общих судов в экономические. Верховным Судом была инициирована передача бесспорных требований нотариусам. На сегодняшний момент средняя нагрузка на судью по экономическим делам составляет 103 дела в месяц. В Минске несколько больше – 137.

Кроме того, с 2014 года судейский корпус обновился на 35 процентов, а в Минске – на две трети. Все это и объясняет обращение пленума к этой теме. Несмотря на принятые меры, мы не добились существенного улучшения качества правосудия по экономическим делам.

– Что в вашем понимании означает некачественное правосудие?

– Когда судом первой инстанции принимаются постановления, которые потом отменяются или изменяются вышестоящими инстанциями.

– И какова доля подобных дел?

– Можно сказать, на грани статистической погрешности – в пределах процента. Но мы видим и абсолютные цифры: за полгода в апелляции отменено 127 решений суда первой инстанции. Хотелось бы минимизировать их количество.

– От кого это в большей мере зависит: от суда или спорящих субъектов?

– Поскольку сторонами спора являются юридические лица и предприниматели, они, как правило, могут обеспечить достаточно высокий уровень юридического сопровождения своей деятельности. У них есть свои юристы, они могут обратиться к адвокату. В большинстве случаев качество поступающих в суд процессуальных обращений, исковых заявлений, жалоб отвечает требованиям законодательства. Хотя имеются отдельные недостатки.

– По которым суд может отказать в принятии заявления?

– Только в том случае, если оно не может быть рассмотрено в экономическом суде. Это исключительные случаи, и они перечислены в статье 164 ХПК. Во всех других суд по своему усмотрению отказать не может. Если исковое заявление или документы, которые к нему приложены, содержат какие-то недоработки в оформлении, если недоплачена госпошлина, например, такое заявление оставляется без движения. Но назначается срок для исправления – до 15 рабочих дней. Если недостатки не устранены, документы возвращаются. Но и это не является препятствием для повторного обращения после их устранения.

– Как понять, в какой суд следует обращаться с иском: в экономический или общей компетенции?

– У нас сохранилась двухуровневая система. Первая инстанция и вторая, апелляционная – это уровень экономического суда области и города Минска. Дальше идет экономическая коллегия Верховного Суда. Следующая, надзорная инстанция – это Президиум и пленум Верховного Суда. Иначе говоря, районные, областные и Минский городской суды экономические дела не рассматривают.

Напомню, что единая система судов общей юрисдикции создавалась в том числе с целью обеспечения единства судебной практики. Тем не менее в 2016 году Президиум Верховного Суда специально рассмотрел вопрос об определении подсудности гражданских и экономических дел в системе судов общей юрисдикции. Было принято постановление, которое обязывает: если истец обратился не по адресу, то суд, возвращая заявление, должен указать компетентный суд, в котором данный спор должен быть рассмотрен.

Но такие случаи единичны, это исключение из правил: спорящие субъекты достаточно подготовлены. Например, пользуются сервисом «Электронное судопроизводство» у нас на интернет–портале и подают процессуальные документы со своих компьютеров.

– А не породит ли это вал процессуально некачественных обращений?

– Подобного мы пока не заметили. Впрочем, сервис действует пока в тестовом режиме. За это время уже зарегистрировалось более тысячи пользователей и подано 60 процессуальных документов. Процесс идет.

– А что с рассмотрением дел в режиме видеоконференций, о чем много говорилось несколько лет назад?

– Этот режим был востребован в период большой загруженности, во время бума, о котором я сказала. Когда, например, стороны спора находились в разных регионах. Сейчас суды, как правило, рассматривают дела с участием сторон из одного региона. Поэтому и потребность в режиме видеоконференции не растет, даже снижается – по объективным причинам.

– Какие рекомендации пленум даст судам?

– Нас очень беспокоит, что по каждому 12-му делу решение принимается после отложения. В идеале суд должен рассмотреть спор и принять решение по окончании одного заседания. Вместо этого оно откладывается иногда, к сожалению, два-три раза. Бывает, что суд выносит решение, но до вступления его в законную силу подается жалоба в апелляционную инстанцию, где стороны заявляют о дополнительных доказательствах, которые просят приобщить к материалам дела. Это указывает на недостаточно качественную подготовку дела к рассмотрению. Судья не может ограничиться формальным разъяснением участникам заседания их прав и обязанностей, он должен показать и процессуальные последствия несоблюдения этих прав, злоупотребления ими.

– А что, злоупотребляют?..

– Бывает, что один и тот же субъект предъявляет много, до десятка разных исков к одному и тому же ответчику. Как бы желая его измотать. Заранее понимая, что это отказные иски, которые не могут быть удовлетворены. Является ли это злоупотреблением правом? Такая мысль иногда возникает. Бывает, что спорящие стороны до последнего приберегают доказательства, желая сразить ими оппонента в апелляционной инстанции. Держат их, словно козырь в рукаве.

Между тем суд – это не игра. Нормы хозяйственно-процессуального кодекса требуют, чтобы все доказательства были раскрыты в подготовительном заседании. Чтобы в суде первой инстанции стороны соперничали открыто, честно. В апелляционной инстанции лишь тогда можно представить новые доказательства, если в суде первой они не были предъявлены по объективным причинам, не зависящим от субъекта спора. В кассационной и надзорной инстанции они вообще не могут быть представлены.

На нарушение процессуальных норм, пусть даже в единичных случаях, пленум и обратит внимание. Сейчас созданы все условия для качественного правосудия в суде первой инстанции, и мы твердо намерены его добиться.

Виктор ПОНОМАРЕВ, «Советская Белоруссия», 27 сентября 2017 г.