/ / Общественно-политические и в области права
25.09.2017

Код доступа: кто ворует деньги с наших банковских карточек и как мы сами в этом помогаем

Мрачные лица, не обремененные интеллектом, ножи и пистолеты, драки, кровопролитие, карманные кражи. Именно такой – жесткой, примитивной и вполне предсказуемой – нам еще недавно представлялась преступность. Но времена меняются, и криминалитет приспосабливается к новым условиям, «растет», «совершенствуется». Сегодня многие злоумышленники умны и образованны, опрятно и модно одеты, умеют произвести благоприятное впечатление и часто действуют в интеллектуальной сфере.

Код доступа

Чуть более месяца назад к 21-летнему Павлу из Горок кто-то обратился от имени друга на страничке в социальных сетях. «Друг» посетовал, что как раз сейчас меняет банковскую карточку и поэтому не имеет возможности получить крупный перевод из-за границы. Он попросил доверчивого парня принять ожидаемую сумму на свою карточку. За труды пообещал вознаграждение в виде процентов, написал, что за деньгами сам к нему вечером заедет.

Даже не задумавшись, что обмен карточки – вовсе не препятствие для зачисления денег на карт-счет, Павел охотно согласился выручить незнакомца, выложив ему всю конфиденциальную информацию о своей карточке: номер, срок действия и СVV-код. Если кто не знает, CVV-код – это последние три цифры семизначного числа на обратной стороне карты рядом с местом для подписи, как правило, они выделены визуально. Некоторые наивно полагают, что, не зная ПИН-кода, с карточки невозможно снять деньги, ею нельзя рассчитаться. Это ошибочное мнение. Ведь CVV-код и существует специально для проверки подлинности карты при оплате покупок в интернет-магазинах и совершении других операций. Так что сообщать его посторонним в высшей степени неосмотрительно.

Финал банален. Никакого перевода Павел не дождался, зато с его карт-счета бесследно исчезли 467 рублей.

Точно так же обманули молодого жителя Белыничей, «позаимствовав» у него 12 550 российских рублей. Жертвой мошенников стала и жительница деревни Новое Пашково Могилевского района, лишившаяся 545 рублей.

Собственная доброта сыграла злую шутку с 21-летней жительницей деревни Мирогощь Чериковского района. От имени подруги через социальные сети ее попросили одолжить 50 рублей, переведя деньги с карточки на карточку. А вскоре выяснилось, что подруга ни сном ни духом, ни с какими просьбами ни к кому не обращалась, и, следовательно, эту сумму девушка «подарила» ловкому интернет-мошеннику. Такой же отзывчивой оказалась и 25-летняя мстиславчанка, перечислившая 60 рублей якобы на карту приятеля.

Официальный представитель УВД Могилевского облисполкома Владимир Синкевич мог бы привести еще немало примеров, когда люди страдали от интернет-мошенников из-за недостаточной финансовой грамотности и своей излишней доверчивости. Только в этом году возбуждено 11 уголовных дел по подобным фактам, и заявления от потерпевших продолжают поступать в милицию.

«Схема мошенничества проста, – рассказал старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий УВД Могилевского облисполкома майор милиции Андрей Никитин. – Потерпевшему с учетной записи знакомого приходит сообщение с просьбой, к примеру, оказать помощь в получении денежного перевода или пополнении баланса мобильного телефона. Ссылаясь на различные причины, связанные с неработоспособностью платежной карты либо отсутствием доступа к услугам интернет-банкинга, мошенники просят предоставить реквизиты вашей банковской карты. Достаточно даже фотографии карточки с двух сторон. Все наши потерпевшие беспечно предоставили требуемую информацию злоумышленникам».

В милиции рассказали, что также достаточно распространены случаи, когда человеку, разместившему объявление о продаже чего-то на торговой интернет-площадке, поступает звонок от якобы иногороднего покупателя, предлагающего внести предоплату продавцу на карточку, но нужны ее реквизиты, а также паспортные данные владельца товара.

Иногда виртуальные мошенники, напротив, действуют от имени продавцов и предлагают покупателю оплатить товар, который он впоследствии не получает. Еще могут позвонить от имени родственника, якобы попавшего в беду – в аварию, в милицию, в больницу, – и открытым текстом потребовать денег у близких. Самые продвинутые обманщики из интернета запускают в мобильник своей жертвы вирусное приложение и таким образом узнают реквизиты карточки, привязанной к мобильнику. Уловок у аферистов много – к примеру, выигрыши в лотерею, СМС-сообщения о блокировке банковской карты с телефонным номером, по которому нужно позвонить, чтобы разблокировать, а для этого опять же назвать реквизиты. Всех механизмов введения людей в заблуждение не перечислишь хотя бы потому, что чуть ли не ежедневно появляются новые.

И несмотря на то что мошенничество карается в нашей стране весьма сурово – до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, – злоумышленников это не останавливает. Дело в том, что до них не так-то просто, а подчас и невозможно добраться. В подавляющем большинстве случаев они действуют с территории соседних государств.

Впрочем, бывают исключения. Например, во время расследования крупнейшего хищения персональной информации за всю историю США под следствием оказался и наш соотечественник Сергей Павлович: несколько лет назад к большим тюремным срокам были приговорены 11 человек из интернациональной группы. Их обвинили в незаконном проникновении в компьютерные сети торговых компаний и краже данных со 170 миллионов кредитных карт. Мозгом этих операций был американец Альберт Гонсалес. Впоследствии наш земляк Павлович издал мемуары «Как я украл миллион. Исповедь раскаявшегося кардера».

Но случаи, когда реквизиты наших карточек попадают в руки хакеров-асов, единицы. В основном мы сами сообщаем мошенникам все, что им нужно. А значит, и безопасность наших электронных кошельков в основном зависит он нас.

Как не стать жертвой интернет-мошенников

  • Не записывайте ПИН-код на карте или в легкодоступных местах.
  • Не передавайте никому реквизиты своей карты.
  • Если расплачиваетесь карточкой в магазине, ресторане, кафе, гостинице, не допускайте, чтобы карточка пропадала у вас из виду – к примеру, чтобы ее уносили в подсобное помещение.
  • Никто не должен знать баланс вашей карты.
  • Держите в своем мобильном телефоне номер сервисного центра банка, выпустившего карточку. В случае потери карточки сразу по нему звоните и блокируйте счет.

Заказ с подвохом

На днях могилевчанка Тамара пожаловалась, что недавно смотрела товары в одном известном белорусском интернет-магазине, приценивалась, ничего заказывать не собиралась. А через несколько минут, проверив свою электронную почту, вдруг с ужасом обнаружила, что от ее имени в магазине оформлен заказ на промышленную вытяжку стоимостью в пять раз дороже даже самых навороченных бытовых. Также была выставлена немалая сумма за доставку ненужного товара из другого города. Могилевчанку охватила паника. Она попробовала зайти в свой личный кабинет, чтобы отменить заказ, но туда ее «не пускали»: то пароль неверен, то логин. С огромным трудом ей удалось связаться с одной из сотрудниц магазина по телефону, указанному на сайте, и отменить этот странный заказ.

Ирина МЕНДЕЛЕВА, «Народная газета», 22 сентября 2017 г.
(коллаж – Олег Попов)