/ / Общественно-политические и в области права
31.10.2017

К вам не поедет ревизор. Меньше проверок и проверяющих – больше свободы для бизнеса

Президент подписал Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». О том, как он будет реализован, рассказал начальник управления координации контрольной деятельности и организационной работы Комитета государственного контроля Минской области Александр ШПАКОВСКИЙ.

Александр Шпаковский

– Александр Антонович, какие конкретные меры по оптимизации контрольной (надзорной) деятельности предусматривает Указ?

– С 1 января 2018 года мы уйдем от плановых проверок и сместим акценты в своей деятельности на профилактическую работу, а также расширим применение мероприятий технического (технологического, проверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения. То есть в дальнейшем государственный контроль (надзор) станет осуществляться в форме выборочных проверок при высоких рисках нарушений. Указом предусмотрены и внеплановые проверки, но только при наличии комплекса оснований для этого. Например, при выявлении неоднократных нарушений, по результатам анализа чек-листа. При этом в ходе внеплановой проверки контролеры могут проверять у субъекта только те факты и обстоятельства, которые стали основанием для назначения данной внеплановой проверки. И что важно, подобные проверки можно будет проводить только по возбужденному уголовному делу, а не по находящемуся в производстве у правоохранительных органов, как было ранее.

– Поясните, пожалуйста, что за чек-лист.

– Это исчерпывающие перечни вопросов, на которые субъекты хозяйствования должны давать исчерпывающие ответы и предоставлять их контролерам для изучения. Их обязаны будут использовать при проведении проверок с 1 января 2018 года все контролирующие (надзорные) органы, осуществляющие проверки в форме надзора, кроме органов прокуратуры.

Указом также регламентирован вопрос приостановления деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Теперь решать, приостанавливать деятельность предприятия или нет, будут не контролеры, а руководитель предприятия – на основании рекомендаций проверяющих. Но при этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, он будет нести ответственность, вплоть до уголовной.

– До сих пор на сайте КГК размещалась информация о том, куда планируют прийти с проверкой ваши контролеры. Как будет сейчас, когда проверять станете выборочно? Будут ли оповещены о предстоящих визитах те, кого это непосредственно коснется?

– Да, до 15 декабря 2018 года Комитету государственного контроля поручено сформировать планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 г., с которыми можно будет, как и раньше, ознакомиться в интернете. При Комитете государственного контроля предусматривается также создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности. Его основной задачей будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в республике.

– Другими словами, проверять будут проверяющих?

– Можно сказать и так. Указом предусмотрена административная ответственность для должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за совершение грубых нарушений при проведении проверок – штраф до 30 базовых величин. Кстати, понятие «грубое нарушение» в работе надзорных органов вводится официально. Кроме того, как и ранее, будут приниматься меры дисциплинарной ответственности: от выговора или замечания до освобождения от занимаемой должности.

– Какие нарушения будут считаться грубыми?

– Например, невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, превышение установленных сроков ее проведения, непредставление проверяемому субъекту акта (справки) проверки, отсутствие оснований назначения проверки и другие факты, что в настоящее время имеют место быть. К примеру, за девять месяцев текущего года КГК на территории Минской области выявлено более сотни нарушений требований законодательства в области контрольной (надзорной) деятельности. В частности, это случаи превышения установленного законодательством поверяемого периода; нарушения порядка оформления уведомлений о проведении плановых проверок, итоговых документов по результатам проверок; невнесения либо неполного (недостоверного) внесения сведений о проверках и их результатах в базу данных интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности Республики Беларусь; нарушения при назначении и проведении мониторингов, а также при внесении записей в книги учета проверок.

– Какую ответственность за это несут проверяющие?

– С начала 2017 года к дисциплинарной ответственности привлечены 18 работников контролирующих и надзорных органов. Это вдвое больше, чем в 2016-м. Материальные взыскания применены к 6 работникам.

Кроме всего перечисленного, Указ №376 оптимизирует перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности. Многие контролеры утратят полномочия на проведение проверок, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти в два раза. В целом реализация норм Указа позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования различными проверками.

Наталья Еремич, «Мінская праўда», 27 октября 2017 г.