/ / Общественно-политические
19.10.2017

Вопросы взаимодействия Беларуси и Детского фонда ООН в области защиты и реализации прав детей – в интервью регионального директора ЮНИСЕФ

Цели Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) созвучны с приоритетной социально-экономической задачей белорусского государства – защита и реализация прав детей. У республики есть несомненные достижения и, конечно, есть проблемы, которые предстоит решать. О том, нужен ли стране институт уполномоченного по правам ребенка, поможет ли введение отцовского отпуска скреплению семейных уз и каков индекс счастливого детства, в эксклюзивном интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала региональный директор ЮНИСЕФ по странам Европы и Центральной Азии, специальный координатор по вопросам кризиса беженцев и мигрантов в Европе Афшан Хан, которая посетила Беларусь с рабочим визитом.

Афшан Хан

– Г-жа Хан, Беларусь является членом Детского фонда ООН с 1953 года, в 1997 году в Минске открыто представительство ЮНИСЕФ. Беларусь неоднократно избиралась в состав руководящего органа ЮНИСЕФ – Исполнительного совета. Это является свидетельством того, что достигнут высокий уровень сотрудничества. Какие, по вашему мнению, возможны новые направления взаимодействия в дополнение к традиционным?

– Начну с актуальной темы, которая, собственно, и стала целью визита в Беларусь делегации ЮНИСЕФ высокого уровня, в состав которой вошли руководители региональных офисов из 24 стран, – это инклюзивное образование.

В республике создается целостная система инклюзивного образования, которая даст возможность детям с инвалидностью и особенностями психофизического развития обучаться вместе с остальными детьми. Предстоит усовершенствовать эту работу, масштабировать ее. Необходимо продолжить создавать условия в школах для приема на обучение всех детей. Что касается строительства новых учебных учреждений, то минимальные стандарты доступа должны быть предусмотрены на стадии подготовки проекта.

При поддержке ЮНИСЕФ в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка организовано обучение студентов навыкам работы с детьми с инвалидностью, а также повышение квалификации педагогов. Предстоит распространить этот опыт во всех регионах страны. А в классах, где учатся ребята с инвалидностью, целесообразно ввести должность помощника учителя – это поможет выстраиванию взаимодействия таких детей со сверстниками. Убеждена: если обычные дети со школьной скамьи будут постоянно общаться со своими ровесниками, у которых есть инвалидность, то в обществе будет формироваться принцип инклюзивности и принятия разных людей. Согласитесь, у всех детей вне зависимости от их особенностей должна быть возможность полностью раскрыть свой потенциал – понимание этого должно укорениться в общественном сознании. Большая роль тут отводится и СМИ (в планах ЮНИСЕФ – проведение информационной кампании по продвижению в обществе принципов толерантного отношения к детям с инвалидностью).

– Основная цель работы ЮНИСЕФ – защита прав ребенка, обеспечивающая безопасное, здоровое и счастливое детство. Поддержка детей и молодежи – также один из важнейших приоритетов социально-экономического развития Беларуси, в реализации которого немало успехов. А в чем наша страна отстает от других государств?

– Я бы акцентировала внимание на необходимости совершенствования работы с детьми, находящимися в конфликте с законом. Надеюсь, что в Беларуси будет принят соответствующий план действий. Этот вопрос обсуждался в ходе встреч с заинтересованными госорганами в ходе моего визита в страну.

По моему мнению, меры, применяемые к подросткам, которые совершили незначительные правонарушения, – очень строгие. В качестве приоритетного направления сотрудничества с Министерством юстиции, Верховным судом ЮНИСЕФ намерен активизировать работу по расширению спектра альтернативных лишению свободы форм наказания за совершенные преступления, по совершенствованию законодательства в этой области. Убеждена в том, что заключение под стражу, пребывание в исправительных учреждениях не идет на пользу самому несовершеннолетнему и не является благом для общества. К слову, в других странах ЮНИСЕФ продвигает в качестве альтернативы такую форму наказания для подростков, как пробация (условное осуждение).

Я также считаю, что у Беларуси есть все возможности расширить применение новых современных технологий для вовлечения молодого поколения в решение наиболее острых социальных проблем. Так, в Украине ЮНИСЕФ реализует интересный проект U-report в партнерстве с IT-компаниями, университетским сообществом: около 30 тыс. молодых людей получили возможность обсуждать различные насущные проблемы, предлагать свое видение того, как с ними справиться. Наша цель – из первых уст (посредством анонимного sms-опроса) получать информацию о том, что волнует молодых людей, что для них особенно важно. Эти данные используются для разработки программ, которые будут реально влиять на улучшение качества жизни подростков и молодежи. Возьмем, например, проблему суицидов в подростковой среде (в нашем регионе растет количество таких случаев). Анализ информации по результатам опросов позволяет понять, почему так происходит, и предложить системные меры по предотвращению подобных трагедий.

– На вашей встрече с вице-премьером Василием Жарко было озвучено, что Беларусь готова при содействии ЮНИСЕФ разработать национальную стратегию по вопросам подростков. Предусматривается ли этой стратегией реализация в нашей стране аналогичного проекта по мониторингу мнений молодежи?

– Не обязательно. Но стоит подумать об инновационных механизмах, которые могут применяться в рамках реализации этой стратегии. Понимаете, возможны различные модели работы, но изначально следует рассматривать включение такого компонента, как мониторинг мнений и взглядов детей и подростков. Выбор наиболее приемлемых форм для проведения такой работы – прерогатива белорусского правительства.

Крайне важно обеспечить участие подростков в решении социальных проблем. Это возможно в том числе через детские и молодежные парламенты: мысли подрастающего поколения должны быть услышаны местными органами власти и должны учитываться при формировании региональной политики.

– Что касается прав детей, то, согласитесь, нет такой страны в мире, где бы они были соблюдены в полной мере. Это зависит от социально-экономической ситуации, менталитета, культуры и т.д. Каково ваше отношение к вопросу создания в Беларуси института уполномоченного по правам ребенка?

– Наличие такого независимого института считаю очень важным для любой страны. Оно подразумевает в том числе активное взаимодействие органов госуправления, гражданского общества, родительских ассоциаций, частного бизнеса. Если свести под одним «зонтиком» все эти стороны, то это будет способствовать еще более успешному соблюдению прав детей, усовершенствованию процедур защиты детства.

– В Беларуси рассматривается возможность предоставления отцовского отпуска. Каково ваше отношение к этой мере?

– Недавно было проведено исследование относительно того, каким образом счастливое детство сказывается на будущем интеллектуальном развитии. Оказалось, что любовь, забота, родительская преданность, хороший уход за ребенком оказывают значительное позитивное влияние.

Беларусь много делает для повышения роли семьи и популяризации семейных ценностей. Среди достижений в сфере поддержки семей с детьми – трехлетний отпуск по уходу за ребенком с выплатой пособия, реализация программы по грудному вскармливанию и т.д. Уверена: отцовский отпуск откроет новые возможности для психологического развития детей, послужит укреплению семейных отношений.

По оценке ЮНИСЕФ, только в 15 странах мира имеются базовые национальные стратегии, с помощью которых можно гарантировать родителям время и ресурсы, необходимые им для обеспечения правильного развития маленьких детей. Введение отцовского отпуска в Беларуси – значимый шаг на этом пути. Если мы будем больше вовлекать отцов в воспитание детей и уход за ними, то это повысит ощущение безопасности и надежности у ребенка, благоприятно скажется на его будущем. Причем для мальчиков это важно еще и потому, что поможет им идентифицировать свою отцовскую роль, когда они создадут свою собственную семью.

– Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти» анализировал положение детей в разных странах по степени неравенства и удовлетворенности жизнью. А есть ли рейтинг стран по счастливому детству? Что вы вкладываете в это понятие? И совпадает ли это с детским восприятием счастья?

– Насколько мне известно, единственная страна, которая проводит измерение индекса счастья, – это Бутан...

К слову, следующий отчет ЮНИСЕФ по положению детей в странах мира будет акцентирован на вопросе равенства. Одним из критериев является доступность базового набора услуг в образовании и здравоохранении. Конечно, индекс счастья намного шире, чем обеспечение минимальных услуг. По моему мнению, счастливое детство – это гармония в семье и окружающем мире, возможности для полноценного развития детей на всех этапах жизни, активное взаимодействие в семье, обществе, своей среде. Понимаете, матрица измерений в большей степени качественная, чем количественная.

Елена ПРУС, БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)