/ / Общественно-политические
17.10.2017

Генпрокуратура обобщила практику реализации прокурорами полномочий в административном процессе за 2015-2016 годы

Законодательство об административных правонарушениях, включая их процессуально-исполнительные аспекты, является одним из наиболее сложных для правоприменения, требующим постоянного и системного внимания со стороны органов прокуратуры при осуществлении надзора за точным и единообразным соблюдением его норм.

Правосудие

Наряду с выполнением надзорной функции органы прокуратуры наделены полномочиями по самостоятельному ведению административного процесса. Так, в соответствии со ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях прокурорам предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях по 35 составам.

На основании ч. 3 ст. 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в случае, если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола, прокурор также вправе выносить постановление о наложении такого взыскания.

Должностными лицами органов прокуратуры в 2016 году составлено 977 протоколов об административных правонарушениях, из которых самыми распространенными были умышленное причинение телесного повреждения (566), нарушение законодательства о труде (153), неисполнение предписания либо представления (90), вынесено 633 постановления о наложении административного взыскания без составления протокола.

Наиболее активно право составлять протоколы об административном правонарушении использовали прокуроры Брестской, Витебской и Минской областей. Полномочия по вынесению постановлений о наложении административных взысканий чаще всего реализовывали прокуроры города Минска, Брестской и Могилевской областей.

В 2015-2016 годах прокурорскими работниками направлено в органы, ведущие административный процесс, 4 114 поручений о начале административного процесса и подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению по составам, протоколы по которым не составляются прокурором. Наибольшее количество поручений дано органам Министерства внутренних дел (1 780), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (871), Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (738).

При осуществлении надзора за ведением административного процесса прокурорами дано 146 письменных указаний по делам об административных правонарушениях.

При этом прокурорами рассмотрено 2 645 жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях (1 825 жалоб на постановления органов внутренних дел, 520 жалоб на постановления суда), из которых 614 удовлетворены.

По результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а также по итогам проверок соблюдения законодательства об административных правонарушениях и изучения соответствующих дел прокурорами принесено 4 099 протестов, по которым отменено 3 916 постановлений.

Всего за 2015-2016 годы прокурорскими работниками проведено 593 проверки исполнения законодательства об административных правонарушениях, по результатам которых наряду с опротестованием постановлений внесено 619 представлений, 174 предписания об устранении нарушений названного законодательства.

Проведенное обобщение направлено прокурорам областей, города Минска для использования в работе и формирования правоприменительной практики при реализации полномочий, предусмотренных нормами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» для использования при подготовке научно-практических пособий и методических рекомендаций.

По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь