/ / Общественно-политические и в области права
16.11.2017

На межведомственной конференции обсудили практику правоприменения антикоррупционного законодательства и дальнейшее его совершенствование

Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Александра Конюка 15 ноября 2017 года прошла конференция «Правовые и организационные вопросы практики применения и пути совершенствования законодательства о борьбе с коррупцией»

межведомственная конференция

В мероприятии, организованном Генеральной прокуратурой на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь, приняли участие заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Василий Жарко, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Леонид Анфимов, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Иван Носкевич, Министр по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко, представители Государственного секретариата Совета Безопасности, Национального собрания, Конституционного Суда, иных заинтересованных государственных органов и общественных организаций.

Знаково, что за несколько дней до конференции исполнилось 20 лет с даты образования в составе органов прокуратуры специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Поэтому выработка единых подходов к формированию практики применения профильного законодательства и определение направлений совершенствования антикоррупционной политики государства не обошлись без обсуждения текущего состояния дел в сфере противодействия коррупции.

Открывая мероприятие, Александр Конюк отметил, что совместная работа в рамках межведомственной конференции представляет взаимный интерес и способствует выработке единых подходов к формированию практики применения антикоррупционного законодательства, оперативному устранению имеющихся проблем, определению направлений дальнейшего совершенствования антикоррупционной политики.

В ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2016 года Беларусь поднялась со 107 на 79 позицию. Немаловажный фактор, сделавший возможным этот очевидный прогресс, – антикоррупционное законодательство Республики Беларусь, которое, по мнению международных экспертов, можно назвать одним из самых хорошо разработанных в мире.

В его основе – вступивший в силу в январе 2016 года новый Закон о борьбе с коррупцией, которым введен ряд профилактических механизмов, призванных минимизировать совершение коррупционных деяний и исключить предпосылки для коррупционного поведения.

Речь идет о бессрочном запрете на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий; ограничении права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе, применяемом в отношении должностных лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления; гражданско-правовом механизме изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы; расширении перечня сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию высокопоставленными должностными лицами; дополнении мер по борьбе с коррупцией системой общественного контроля.

Завершая выступление, Александр Конюк напомнил, что в настоящее время реализуется очередная Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы, в рамках которой проводятся основные контрольные мероприятия в стратегических сферах экономики. Ведется работа по устранению избыточного административного регулирования предпринимательской деятельности. Подвергнуты существенной корректировке акты законодательства, которые регулируют порядок осуществления административных процедур, государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков. Внесены изменения в законодательство, направленные на минимизацию вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Введен уведомительный порядок осуществления отдельных распространенных видов экономической деятельности. Упорядочены требования к осуществлению деятельности в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Внедрен институт налогового консультирования. Проводится оптимизация пожарных, санитарно-эпидемиологических, природоохранных требований. Упраздняются административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации.

Эти и другие антикоррупционные нормы, реализованные в практической деятельности, показывают свою эффективность и позволяют не допустить системных проявлений коррупции в республике.

Заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Александр Лашин в своем докладе подчеркнул, что Генеральная прокуратура определена органом, на который возложена задача по организации борьбы с коррупцией. Помимо осуществления надзорных функций ею на системной основе аккумулируется информация о коррупционных преступлениях и правонарушениях, эффективности мер, принимаемых государственными органами и иными организациями по противодействию коррупции, координируется их деятельность в данной сфере, осуществляется анализ этих сведений и участие в нормотворческой деятельности.

Проведенная работа дала значимые результаты: за 9 месяцев 2017 года в республике выявлено 1 389 коррупционных преступлений, установлено 563 лица, их совершивших. По результатам прокурорских проверок возбуждено 53 уголовных дела. Кроме того, анализ практики прокурорского надзора обнаружил ряд сфер, наиболее подверженных коррупционным рискам: государственные закупки, арендные отношения, дебиторская задолженность, предоставление займов и ссуд и др.

В заключение доклада Александр Лашин заострил внимание на том, что Программой по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы поставлена задача по расширению участия общественных организаций, политических партий и граждан в реализации мер по предупреждению коррупции.

Положительно зарекомендовала себя практика общественного обсуждения проектов некоторых нормативных правовых актов. Вместе с тем проведенный анализ свидетельствует о том, что реализация положений об общественном контроле в сфере борьбы с коррупцией осуществляется недостаточно активно. Генеральная прокуратура подготовила свои предложения по данному вопросу и направила их в Министерство внутренних дел как ответственному исполнителю соответствующего пункта названной Программы.

Участники конференции рассмотрели проблемные вопросы, связанные с организацией и проведением работы по борьбе с коррупционными проявлениями в органах государственного управления, в сфере предпринимательской деятельности, с выявлением и пресечением правонарушений коррупционной направленности в деятельности органов финансовых расследований. Обсудили роль кадровой политики в борьбе с коррупцией, правоприменительную практику в сфере государственных закупок. Обменялись мнениями о результативности декларирования доходов и имущества государственными должностными лицами.

Предложения, поступившие в ходе данного мероприятия, будут тщательно проанализированы Генеральной прокуратурой. При необходимости надзорное ведомство выступит инициатором внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь)