Страны СНГ совершенствуют механизмы сотрудничества в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма
Сотрудничество государств–участников СНГ в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является составной частью организационно-правовой системы обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в рамках Содружества.
Следует напомнить, что еще 5 декабря 2007 года был подписан Договор государств–участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств–участников Содружества подписано 5 декабря 2012 года. Совет в рамках своей компетенции обеспечивает организацию и координацию противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В рамках СНГ целенаправленно и в соответствии с международными стандартами, принимаемыми на мировом уровне известной международной структурой – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), разрабатывается модельное законодательство, призванное гармонизировать национальные законодательства стран Содружества в противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В 2012 году ФАТФ приняла решение применять ранее изданные специальные рекомендации не только в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, но и в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Изменения в стандартах ФАТФ, произошедшие в феврале 2012 года, обусловили актуальность разработки проекта нового модельного закона в рамках СНГ.
На 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ 28 ноября 2014 года был принят модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Этот документ в полной мере соответствует стандартам ФАТФ, при его создании использованы дефиниции и учтены положения основных многосторонних международных договоров и резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью в указанной сфере (по первым буквам наименования она получила устойчивое наименование – ПОД/ФТ/ФРОМУ).
В этой связи оказалось, что действующий в рамках СНГ Договор государств–участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма не охватывает правовые механизмы международного сотрудничества в противодействии финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В целях приведения нормативной базы в актуальное состояние 11 октября 2017 года на саммите глав государств СНГ была рассмотрена и принята Концепция сотрудничества государств–участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Концепция существенно развивает правовую и институциональную базу сотрудничества в противодействии этим опасным видам трансграничных преступлений, создающих реальную угрозу безопасности стран Содружества.
Стратегической целью принятого документа является создание эффективной системы международного сотрудничества государств–участников СНГ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Концепция закрепляет общепринятые международные принципы, а также задачи сотрудничества, направленные на:
- выработку согласованных подходов государств–участников СНГ к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств–участников СНГ в данной сфере;
- определение основных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных для государств–участников СНГ, и мер, необходимых для их минимизации;
- взаимное содействие в обеспечении положительных результатов проводимых ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ оценок соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ Рекомендациям ФАТФ.
Концепция предусматривает следующие направления сотрудничества:
- развитие национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- формирование и осуществление эффективной государственной (межгосударственной) политики, призванной обеспечить минимизацию выявленных рисков;
- создание национальных систем оценки рисков;
- оценка эффективности совместных усилий в борьбе с ОД/ФТ/ФРОМУ;
- разработка и реализация совместных программ и планов;
- сотрудничество с международными организациями;
- оказание взаимной консультативной помощи в развитии национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- совершенствование правового, организационного, информационно-аналитического и научного обеспечения национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- осуществление согласованных мер для выполнения положений международных договоров, направленных на ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- осуществление комплексов оперативных мероприятий, направленных на пресечение противоправных деяний, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ.
В рамках принятой Концепции государства–участники СНГ:
- осуществляют выработку и реализацию комплекса мер, направленных на минимизацию рисков ОД/ФТ/ФРОМУ;
- организовывают взаимодействие государственных, правоохранительных, надзорных и иных компетентных органов государств–участников СНГ;
- осуществляют международное сотрудничество по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе взаимодействие с ФАТФ, региональными группами по типу ФАТФ и Группой подразделений финансовой разведки «Эгмонт»;
- обмениваются информацией, нормативными правовыми актами и методическими пособиями, опытом работы компетентных органов государств–участников СНГ, наделенных полномочиями в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- проводят работу по повышению финансовой грамотности населения, пропаганде знаний о рисках ОД/ФТ/ФРОМУ и о способах их минимизации.
В отдельных разделах Концепции содержатся положения, направленные на развитие информационного и научного обеспечения сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В этих целях предполагается создать систему обмена информацией между компетентными органами государств–участников СНГ для:
- развития двустороннего и многостороннего информационного взаимодействия;
- создания условий для эффективного совместного проведения тематических международных оперативно-профилактических операций с участием компетентных органов государств–участников СНГ;
- устойчивого и постоянного защищенного обмена информацией и документами между компетентными органами государств–участников СНГ;
- повышения эффективности накопления и обмена знаниями между специалистами компетентных органов государств–участников СНГ о типологиях совершения преступлений, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ, методах их выявления;
- повышения уровня информационной безопасности при межгосударственном информационном взаимодействии компетентных органов государств–участников СНГ.
Предусматривается:
- проведение научно-практических конференций по вопросам развития международного сотрудничества государств–участников СНГ;
- проведение совместных научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки и практики;
- проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при разработке международных договоров и других документов;
- подготовка (переподготовка) и повышение квалификации кадров для национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Концепция предусматривает также меры по материально-техническому, кадровому и финансовому обеспечению сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Успешное сотрудничество стран Содружества в противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма позволило снять с усиленного мониторинга Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) все государства–участники СНГ.
Реализация положений Концепции будет способствовать созданию более эффективной системы международного сотрудничества государств–участников СНГ не только в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, но и в борьбе с финансированием распространения оружия массового уничтожения.
По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ