/ / Общественно-политические
13.11.2017

Страны СНГ совершенствуют механизмы сотрудничества в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма

Сотрудничество государств–участников СНГ в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является составной частью организационно-правовой системы обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в рамках Содружества.

Содружество Независимых Государств

Следует напомнить, что еще 5 декабря 2007 года был подписан Договор государств–участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств–участников Содружества подписано 5 декабря 2012 года. Совет в рамках своей компетенции обеспечивает организацию и координацию противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках СНГ целенаправленно и в соответствии с международными стандартами, принимаемыми на мировом уровне известной международной структурой – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), разрабатывается модельное законодательство, призванное гармонизировать национальные законодательства стран Содружества в противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В 2012 году ФАТФ приняла решение применять ранее изданные специальные рекомендации не только в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, но и в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Изменения в стандартах ФАТФ, произошедшие в феврале 2012 года, обусловили актуальность разработки проекта нового модельного закона в рамках СНГ.

На 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ 28 ноября 2014 года был принят модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Этот документ в полной мере соответствует стандартам ФАТФ, при его создании использованы дефиниции и учтены положения основных многосторонних международных договоров и резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью в указанной сфере (по первым буквам наименования она получила устойчивое наименование – ПОД/ФТ/ФРОМУ).

В этой связи оказалось, что действующий в рамках СНГ Договор государств–участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма не охватывает правовые механизмы международного сотрудничества в противодействии финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В целях приведения нормативной базы в актуальное состояние 11 октября 2017 года на саммите глав государств СНГ была рассмотрена и принята Концепция сотрудничества государств–участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Концепция существенно развивает правовую и институциональную базу сотрудничества в противодействии этим опасным видам трансграничных преступлений, создающих реальную угрозу безопасности стран Содружества.

Стратегической целью принятого документа является создание эффективной системы международного сотрудничества государств–участников СНГ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Концепция закрепляет общепринятые международные принципы, а также задачи сотрудничества, направленные на:

  • выработку согласованных подходов государств–участников СНГ к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств–участников СНГ в данной сфере;
  • определение основных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных для государств–участников СНГ, и мер, необходимых для их минимизации;
  • взаимное содействие в обеспечении положительных результатов проводимых ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ оценок соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ Рекомендациям ФАТФ.

Концепция предусматривает следующие направления сотрудничества:

  • развитие национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • формирование и осуществление эффективной государственной (межгосударственной) политики, призванной обеспечить минимизацию выявленных рисков;
  • создание национальных систем оценки рисков;
  • оценка эффективности совместных усилий в борьбе с ОД/ФТ/ФРОМУ;
  • разработка и реализация совместных программ и планов;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • оказание взаимной консультативной помощи в развитии национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • совершенствование правового, организационного, информационно-аналитического и научного обеспечения национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • осуществление согласованных мер для выполнения положений международных договоров, направленных на ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • осуществление комплексов оперативных мероприятий, направленных на пресечение противоправных деяний, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ.

В рамках принятой Концепции государства–участники СНГ:

  • осуществляют выработку и реализацию комплекса мер, направленных на минимизацию рисков ОД/ФТ/ФРОМУ;
  • организовывают взаимодействие государственных, правоохранительных, надзорных и иных компетентных органов государств–участников СНГ;
  • осуществляют международное сотрудничество по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе взаимодействие с ФАТФ, региональными группами по типу ФАТФ и Группой подразделений финансовой разведки «Эгмонт»;
  • обмениваются информацией, нормативными правовыми актами и методическими пособиями, опытом работы компетентных органов государств–участников СНГ, наделенных полномочиями в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • проводят работу по повышению финансовой грамотности населения, пропаганде знаний о рисках ОД/ФТ/ФРОМУ и о способах их минимизации.

В отдельных разделах Концепции содержатся положения, направленные на развитие информационного и научного обеспечения сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В этих целях предполагается создать систему обмена информацией между компетентными органами государств–участников СНГ для:

  • развития двустороннего и многостороннего информационного взаимодействия;
  • создания условий для эффективного совместного проведения тематических международных оперативно-профилактических операций с участием компетентных органов государств–участников СНГ;
  • устойчивого и постоянного защищенного обмена информацией и документами между компетентными органами государств–участников СНГ;
  • повышения эффективности накопления и обмена знаниями между специалистами компетентных органов государств–участников СНГ о типологиях совершения преступлений, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ, методах их выявления;
  • повышения уровня информационной безопасности при межгосударственном информационном взаимодействии компетентных органов государств–участников СНГ.

Предусматривается:

  • проведение научно-практических конференций по вопросам развития международного сотрудничества государств–участников СНГ;
  • проведение совместных научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки и практики;
  • проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при разработке международных договоров и других документов;
  • подготовка (переподготовка) и повышение квалификации кадров для национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Концепция предусматривает также меры по материально-техническому, кадровому и финансовому обеспечению сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Успешное сотрудничество стран Содружества в противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма позволило снять с усиленного мониторинга Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) все государства–участники СНГ.

Реализация положений Концепции будет способствовать созданию более эффективной системы международного сотрудничества государств–участников СНГ не только в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, но и в борьбе с финансированием распространения оружия массового уничтожения.

По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ