/ / Общественно-политические и в области права
13.11.2017

Почему стоит заключать договор на оказание ЖКУ и чем может обернуться отказ от этого

Сегодня не все потребители жилищно-коммунальных услуг видят необходимость в оформлении договорных отношений, упуская из виду тот факт, что заключение договора – это не только их обязанность, но и гарантия защиты прав. Почему стоит заключать договор и чем может обернуться отказ от этого, поделилась начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Инесса Лемак.

О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

«Прежде всего договор заключается в целях защиты прав и законных интересов сторон, этот документ определяет их права и обязанности, – утверждает Инесса Лемак. – Если между исполнителем и потребителем жилищно-коммунальных услуг оформлены договорные отношения, то можно говорить о наличии правового поля для предъявления претензий, например, в случае некачественного оказания услуг или неправильного расчета; именно это в первую очередь и должны понимать потребители».

В частности, в Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» четко закреплено, что защита прав осуществляется только при наличии договора.

«Безусловно, если договора нет, у человека все равно есть право на отстаивание своих интересов в различных инстанциях госорганов и суде, но правовых оснований, которые могли бы подкрепить его позицию, будет гораздо меньше; и в этом случае и должностные лица, и суд зададутся вопросом, почему потребитель отказался от заключения договора», – считает юрист.

Причем обязанность заключения договорных отношений лежит не на потребителе, а на организациях, оказывающих услуги, именно они обязаны разработать договоры и представить их для заключения гражданам.

«Если мы говорим о созданных службах заказчика в Минске или товариществах собственников, то было бы логично и правильно, если бы именно они, заключая с потребителем договор на управление общим имуществом, закрепляли за собой право на представление интересов жильцов, в том числе и право заключения договоров от имени потребителей с подрядчиками и исполнителями услуг. Сегодня этот процесс осуществляется весьма неохотно, из-за этого потребитель часто не понимает, куда ему обращаться. Например, не знает, кто отвечает за качество воды – ее поставщик или эксплуатирующая организация, ответственная за состояние водопроводной сети? Именно функцию защиты интересов со стороны потребителей и должен выполнять государственный заказчик или товарищество собственников», – утверждает эксперт.

Но, если обязанность заключения договорных отношений лежит на организациях, это совсем не означает, что собственники могут отказаться от заключения договора.

«В нашей стране есть судебная инстанция, которая может понудить потребителя к заключению договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг; вместе с тем в части оказания дополнительных услуг еще остаются некоторые вопросы, поскольку зачастую потребитель предварительно соглашается, например, на установку домофона или камеры видеонаблюдения, а позже отказывается от заключения договора, и на это он имеет полное право, — рассказывает Инесса ЛЕМАК. — По этому поводу пока я лишь могу сказать, что планируется провести тщательный анализ всех дополнительных услуг; это будет сделано для того, чтобы вычленить те из них, которые крайне необходимы для обеспечения безопасного и комфортного проживания в доме, и внести соответствующие изменения в законодательство, сделав оказание таких услуг обязательными».

О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Инесса Лемак считает, что как граждане, так и организации, в силу своей низкой правовой культуры, с большой осторожностью подходят к заключению договорных отношений:

– Превалирующая во времена СССР государственная форма собственности привела к тому, что граждане не осознают себя хозяевами имущества, особенно находящегося за пределами их квартир, и привыкли, что все вопросы относительно общего имущества будут решаться сами собой. Такие настроения необходимо менять, чтобы вести общество к цивилизованному рынку, в том числе и в части оказания жилищно-коммунальных услуг.

По сообщению Портала коммунальной грамотности населения