/ / Общественно-политические
08.11.2017

Совет по развитию предпринимательства считает необходимым внести изменения в Указ № 488

Совет по развитию предпринимательства считает необходимым внести изменения в Указ от 23 ноября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Это следует из записки с анализом практики применения документа, направленной в Администрацию Президента.

По мнению членов совета, изменения необходимы в целях обеспечения защиты добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, ограничения срока ретроспективного применения его норм, а также обеспечения реализации принципа презумпции невиновности субъектов при осуществлении проверок их деятельности всеми без исключения контролирующими органами.

«Результаты анализа свидетельствуют, что правоприменительная практика указа № 488 препятствует нормальному осуществлению деятельности и создает атмосферу презумпции виновности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), совершающих или совершивших ранее сделки с участием контрагентов, впоследствии признанных контролирующими органами лжепредпринимательскими структурами», – указано в записке.

Там отмечается, что в настоящее время у добросовестных контрагентов нет достаточных механизмов, чтобы себя обезопасить. С целью минимизирования риска юридические компании рекомендуют субъектам не только отслеживать данные реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, но также выполнить целый ряд несвойственных, отвлекающих от основной деятельности функций, в том числе изучить всю возможную информацию о будущем контрагенте в интернете и отзывы о нем; проверить полномочия представителей компании – имеют ли они право представлять интересы и подписывать документы; посетить офис партнера, чтобы установить, по своему ли местонахождению он находится, верны ли контактные телефоны и другие. Эти действия создают дополнительную нагрузку на субъекты хозяйствования, но при этом не обеспечивают гарантий их защиты от применения санкций. Даже если при заключении контракта с компанией или предпринимателем в реестре данный субъект отсутствует – нет гарантий, что этот контрагент в будущем там не окажется.

Кроме того, в случае выявления лжепредпринимательской структуры Департаментом финансовых расследований (ДФР) Комитета государственного контроля выносятся предписания всем субъектам, которые когда-либо совершали с ней сделки. После получения предписания юридическое лицо или ИП обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины), представить в ИМНС уточненную декларацию и в течение 20 рабочих дней с даты получения такого предписания проинформировать орган финансовых расследований о принятых мерах по выполнению предписания с приложением подтверждающих документов. «Таким образом, у субъекта хозяйствования появляется прямая обязанность добровольно признать себя правонарушителем «без суда и следствия», – отмечают авторы записки.

Если же субъект решил обжаловать предписание, то орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица или ИП либо все документы отправить в ИМНС по месту постановки на учет для проведения проверки, что чаще всего и происходит на практике. Это не только ставит под угрозу деловую репутацию субъекта хозяйствования, но и в большинстве случаев заканчивается еще более значительными суммами платежей.

Также в записке поясняется, что большинство из включенных в реестр субъектов можно признать лжеструктурами с высокой долей условности. По данным СМИ, по состоянию на апрель 2016 года реестр содержал 6,6 тыс. субъектов хозяйствования, а на апрель 2017 года – уже 7,6 тыс. При этом 5,4 тыс. субъектов были внесены в него исключительно на основании «нерасположения по своему юридическому адресу» и только 257 субъектов были признаны лжепредпринимательскими на основании приговора суда. «Таким образом, угроза обнаружения отношений с лжеструктурой распространяется на все большую совокупность действующих субъектов хозяйствования. Поскольку необходимость проверять расположение партнера по юридическому адресу появилась лишь с 1 января 2013 года, а ретроспективное применение Указа № 488 не ограничено никаким сроком, то под сомнение ставятся сделки 2010-2011 годов и практически ни одно из действующих юридических лиц или ИП не могут быть гарантированы от получения предписаний ДФР», – говорится в записке.

По сообщению БЕЛТА