/ / Общественно-политические и в области права
26.05.2017

Безопасны ли городские дворы для детей? Чему нужно научить маленьких детей прежде, чем выпускать одних во двор

Потеплело – и детей во дворах значительно прибавилось. Многие из них успели подзабыть за зиму и холодную весну правила ПДД. Да и сами водители, как показывают сводки ГАИ, не сразу привыкают к оживленному движению вблизи жилых домов. В итоге – резкий скачок числа ДТП с участием детей, который традиционно приходится на июнь–август. Вместе с инспекторами ГАИ Центрального района Минска мы проверили, насколько городские дворы безопасны для детей.

Внимание

Летом многие дети попросят у родителей велосипеды, скейты, ролики или самокаты. И родители купят. Забыв при этом объяснить, где можно кататься, а где нельзя.

– Поначалу не отпускайте ребенка кататься одного, – исходя из опыта оформления «детских» ДТП, советует госавтоинспектор Андрей Лыч. – Чтобы он привык к тому же велосипеду, покатайтесь несколько дней вместе с ним на стадионе или закрытой игровой площадке.

Детям постарше родители купят скутеры. Управлять ими можно с 16 лет. Правда, предварительно придется получить водительское удостоверение.

Заезжаем во двор дома № 24 на улице Романовская Слобода. В марте здесь выезжавшая с придомовой территории на проезжую часть Audi наехала на шестилетнюю девочку, которая шла по тротуару. Ребенка с ушибами и ссадинами увезли в больницу. Сейчас здесь катается компания мальчишек на велосипедах. Всем ребятам – по 11–12 лет. Проверяем, как хорошо они знакомы с правилами.

– До четырнадцати лет выезжать на дороги без взрослых нельзя. Кататься можно только во дворах, на велосипедных и пешеходных дорожках. На переходе нужно спешиваться, – школьники тараторят наперебой выдержки из ПДД, касающиеся велосипедистов.

Во дворе дома № 22 по бульвару Шевченко картина маслом – вокруг детской площадки плотным кольцо припаркованы легковушки. Грузовых машин тоже хватает: одна за другой завозят товары в местный продуктовый магазин, выгружаются, отъезжают... На детской площадке замечаем женщину с ребенком.

– Эмили 2,5 года. Одну не оставляю ни на минуту – страшно, – признается молодая мама Кристина. – Это же ребенок! Никогда не знаешь, что ей придет голову. Сейчас стоит на месте, а через минуту бежит куда-то, не глядя по сторонам.

Именно из-за того, что заигравшись дети забывают посмотреть по сторонам, прежде чем выбежать из-за припаркованной у обочины легковушки, и происходит большинство происшествий во дворах. Так случилось в апреле во дворе дома № 95/1 на проспекте Победителей. Volkswagen наехал на 11-летнюю девочку. Дело кончилось больницей.

Особую опасность таят большегрузы. Дети перебегают дорогу у самой кабины, а водителю-то сверху их не видно. Решаем проверить, за сколько метров от кабины водитель грузовика заметит Эмилю. Рост девочки – навскидку 70 сантиметров.

– Пять тонн сразу не остановишь, – рассуждает водитель грузового Ford Transit Эдуард, который вызвался помочь нам в проведении эксперимента.

Эмиля становится у самой кабины – Эдуард ее не видит. Отходит на полметра, метр, полтора – есть! Лишь за полтора метра до капота водитель заметил девочку. Причем Ford Transit модель автомобиля далеко не с самой высоко расположенной кабиной. Если бы на его месте был, скажем, МАЗ или мусоровоз, то это расстояние увеличилось бы в разы!

…На каникулах многих школьников отвезут к бабушкам в деревни или на дачи. Там некоторые отцы могут дать первые уроки детям по вождению автомобиля.

– Ребенка в таких ситуациях обычно сажают на колени, при этом не пристегиваясь. Выскочи на дорогу собака, например, отец инстинктивно нажмет на тормоз. В итоге ребенок разобьет лицо о руль, а отец еще и придавит его своим весом. Без травм такие уроки редко заканчиваются, – предупредил Андрей Лыч.

...Научившись водить, ребенок может и не спросить вашего разрешения прокатиться на автомобиле или мотоцикле. Он тихонько возьмет ключи, пока вы, к примеру, спите, покатается один, а лучше с друзьями и вернет на место. Так произошло прошлым летом в Минске. ГАИ задержала 13-летнего ребенка на Kawasaki.

Некоторые водители с началом каникул думают, что возле школ больше не нужно соблюдать ПДД, как во время учебного года. Однако во многих школах и гимназиях работают летние лагеря… Подъезжаем к гимназии № 16 – прилегающая к школе территория заставлена машинами. С нарушителями инспектора борются единственным действенным способом – эвакуируют закрывающие обзор пешеходам автомобили на штрафстоянку.

Вот Audi припаркована прямо на зебре. Пока ждем эвакуатор, наблюдаем, как детям сложно перейти дорогу. Во-первых, проезжающие водители их попросту не видят из-за стоящих машин. Во-вторых, сами дети не могут окинуть взглядом проезжую часть из-за своего маленького роста. Ученики младших классов осторожно выглядывают из-за Audi и решаются перебежать…

– Если пешеходного перехода нет, что особенно актуально для дач и деревень, то переходить дорогу надо на перекрестке по линии тротуаров или обочин. Если поблизости нет ни перекрестка, ни пешеходного перехода, то переходить дорогу нужно по кратчайшей траектории на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны, – учит госавтоинспектор одного из старшеклассников, который, приникнув ухом к телефону, переходил дорогу метрах в пяти от зебры.

Насколько хорошо дети усвоили эти уроки, покажет лето и сводка ДТП.

Инна Горбатенко, «Рэспубліка», 26 мая 2017 г.