/ / Общественно-политические
25.05.2017

Изменения в исполнительном производстве

16 мая 2017 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве». 

Его цель – сделать исполнительное производство более быстрым и эффективным. Закон существенно изменяет порядок распределения денежных средств между взыскателями, порядок обращения взыскания на имущество должника и его доходы, расширяет компетенцию судебного исполнителя и изменяет порядок и сроки обращения в исполнительное производство, порядок подачи жалоб на судебного исполнителя. 

Для удобства мы разделили все изменения, касающиеся исполнительного производства, на 3 смысловых блока:

1) Изменения в сроках, порядке возбуждения, порядке подачи жалоб на судебного исполнителя

2) Новые полномочия у судебного исполнителя, новые ограничения для должников и должностных лиц, новое в распределении средств между взыскателями

3) Новые правила независимой оценки имущества и взыскания с должников


1) Изменения в сроках, порядке возбуждения производства, порядке подачи жалоб на судебного исполнителя

1.1. Увеличился срок предъявления к исполнению исполнительных документов

Чем важно изменение: сейчас, если в компании не слишком отлажены бизнес-процессы по работе с дебиторкой, стало меньше шансов пропустить срок на предъявление исполнительного документа к исполнению по экономическому делу. Если пропустить этот срок, можно потерять возможность возбудить исполнительное производство. Правда, суд может восстановить срок, но только если он пропущен по уважительным причинам (т.е. не во всех случаях).

Было

Стало

По ХПК общий срок для предъявления к исполнению всех исполнительных документов (судебных приказов, определений о судебном приказе, исполнительных надписей и т.п.) составлял 6 месяцев.

По ГПК срок для предъявления к исполнению исполнительных листов и определений о судебном приказе составлял 3 года, а для других исполнительных документов этот срок определялся в соответствии с законодательством (например, для исполнительной надписи – 1 год).

Срок предъявления к исполнению всех исполнительных документов, выданных судами (судебные приказы, исполнительные листы, определения о судебном приказе), составляет 3 года.

Для других исполнительных документов этот срок определяется в соответствии с законодательством (например, для исполнительной надписи – 1 год).

ч. 3, 4 ст. 463 ГПК, ст. 337 ХПК

ст. 107 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности»

ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве

ст. 107 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности»

1.2. Исполнительное производство будет возбуждаться только по заявлению взыскателя

Чем важно изменение: если компании работают с физлицами, им нужно будет корректировать свои внутренние бизнес-процессы взыскания долгов с физлиц. После того, как решение суда вступит в силу, нужно будет получать на руки исполнительный лист и самостоятельно обращаться с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Было

Стало

Районный суд сам направлял исполнительный документ судебному исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

Но взыскатель мог направить в суд заявление о выдаче исполнительного документа на руки, чтобы самостоятельно обратиться в исполнительное производство.

Исполнительное производство будет возбуждаться только по заявлению взыскателя. Суд будет направлять исполнительный документ судебному исполнителю только по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях.

ч. 3, 4 ст. 463 ГПК

ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве

1.3. Изменился срок на добровольное исполнение требований после возбуждения исполнительного производства

Чем важно изменение: если у должника не получается погасить долг в срок 7 дней, он может обратиться к судебному исполнителю и попросить продлить этот срок. Если он будет продлен и долг будет погашен, с должника не взыщут принудительный сбор. С другой стороны, для взыскателя это не очень позитивное изменение – срок в исполнительном производстве может затянуться, и есть риск того, что судебный исполнитель будет бездействовать.

Было

Стало

После возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель предоставлял должнику срок на добровольное исполнение требований по исполнительному документу. Такой срок составлял 7 рабочих дней по ХПК и 7 календарных дней по ГПК со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Срок на добровольное исполнение составляет 7 рабочих дней со дня, когда должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства.

Однако теперь у судебного исполнителя появилось право по ходатайству должника продлить срок на добровольное исполнение.

ст. 357 ХПК, ч. 3 ст. 467 ГПК

ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве

1.4. Изменения в порядке обжалования постановлений, действий и бездействия судебного исполнителя

Чем важно это изменение: у взыскателей и должников появилось больше возможностей для обжалования, что означает больше возможностей повлиять на ход исполнительного производства. Следует учитывать, что на срок рассмотрения жалобы судебные исполнители почти всегда приостанавливают исполнительное производство. В этот период никакие исполнительные действия не совершаются (аресты не накладываются, деньги не взыскиваются). Чем дольше рассматривается жалоба – тем дольше ничего не происходит в исполнительном производстве. Поэтому сейчас, принимая решения о подаче жалобы на судебного исполнителя, надо очень внимательно взвешивать, исчерпаны ли все другие способы повлиять на ситуацию, чтобы не рисковать приостановлением исполнительного производства.

а) Изменился объем того, что можно обжаловать

Было

Стало

Раньше можно было обжаловать:

1) постановления, действия, бездействие судебного исполнителя, у которого непосредственно на исполнении находятся материалы исполнительного производства.

Сейчас можно обжаловать:

1) постановления, действия, бездействие судебного исполнителя, который непосредственно ведет исполнительное производство

2) постановления, действия, бездействие руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов

ст. 479 ГПК, ст. 353 ХПК

ст. 124 Закона об исполнительном производстве

б) Изменился порядок и сроки рассмотрения жалоб

Было

Стало

Срок рассмотрения жалобы на судебного исполнителя составлял 10 рабочих дней (по ХПК) или 10 календарных дней (по ГПК).

Приостановить этот срок нельзя было.

Сейчас срок рассмотрения жалобы на судебного исполнителя составляет 10 рабочих дней. Но этот срок может быть приостановлен в случае запроса дополнительных документов или сведений, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы при этом приостанавливается на срок до получения запрошенных документов.

ст. 479 ГПК, ст. 353 ХПК

ст. 127, 130 Закона об исполнительном производстве

2) Новые полномочия у судебного исполнителя, новые ограничения для должников и должностных лиц, новое в распределении средств между взыскателями

2.1. Расширение компетенции судебного исполнителя

а) Судебный исполнитель будет заменять выбывшую сторону в исполнительном производстве на ее правопреемника

Чем важно изменение: необходимо откорректировать внутренние стандарты и бизнес-процессы по работе с дебиторкой, чтобы обращаться в правильный орган с заявлением о замене стороны . Также, если принимается решение об уступке права требования или переводе долга, с учетом изменений лучше делать это уже после возбуждения исполнительного производства.

Было

Стало

Суд заменял сторону исполнительного производства на ее правопреемника.  Основанием для этого было заявление правопреемника, одной из сторон или представление судебного исполнителя.

Заменить выбывшую сторону исполнительного производства сможет судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по своей инициативе.

Нужно учитывать, что сделать это судебный исполнитель может только по уже возбужденному исполнительному производству. Поэтому если перемена лиц в обязательстве произошла, когда исполнительный документ находится в банке до возбуждения исполнительного производства, обращаться с заявлением о замене стороны ее правопреемником по-прежнему следует в суд.

ст. 62 ХПК, ст. 64 ГПК

ст. 19 Закона об исполнительном производстве

б) Судебный исполнитель может принудительно эвакуировать транспортные средства

Было

Стало

Судебный исполнитель не мог задержать или принудительно эвакуировать транспортное средство (например, авто) на охраняемую стоянку. Он мог лишь наложить арест на автомобиль должника.

Если судебный исполнитель установит, что у должника есть автомобиль, он может его арестовать, задержать, принудительно эвакуировать и поместить на охраняемую стоянку. Если неизвестно, где находится автомобиль, судебный исполнитель выносит постановление об аресте, задержании и принудительной эвакуации автомобиля на охраняемую стоянку и передает его в органы внутренних дел для исполнения.

В ХПК и ГПК не было нормы

абз. 15 ч. 1 ст. 63 Закона об исполнительном производстве

в) Если судебный исполнитель вынесет постановление о приостановлении операций по банковским счетам, должник не сможет открыть другие счета в банках

Было 

Стало

Постановление судебного исполнителя не мешало должнику открывать другие счета в банках. Это было большой проблемой для взыскателя, так как позволяло должнику уклоняться от погашения задолженности. Даже если судебный исполнитель выносил предписание, которое запрещало должнику открывать новые счета в банках, оно не носило обязательный характер для банков и не могло быть основанием для отказа должнику в заключении договора банковского счета.

Если судебный исполнитель выносит соответствующее постановление и в автоматизированной информационной системе, к которой подключены все банки, появляется информация об этом, должник не сможет открыть другие банковские счета. 


ч. 2 ст. 63 Закона об исполнительном производстве

2.2. Новые ограничения для должников

а) Сделать невыездным могут не только должника, но и его должностные лица

Топ-менеджеры на себе прочувствуют, каково это, когда идет исполнительное производство. Придется решать, что важнее: не платить долг и при этом отдыхать в санатории на Нарочи или все же заплатить долг и со спокойной душой поехать в отпуск на Мальдивы.

Было

Стало

Суд мог ограничить должника-гражданина или ИП с непогашенной задолженностью по исполнительному документу в праве выезда за границу. Если должником было юрлицо, ограничение применялось только к нему, но не к должностным лицам.

Суд может временно ограничить право на выезд за пределы Беларуси и для должностных лиц юрлица. К ним относятся  руководитель, главный бухгалтер, лица, входящие в коллегиальный исполнительный орган, и другие лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником.

Предполагалось, что закон также ограничит право должностных лиц на управление транспортным средством и на охоту, но пока этого не произошло. Такие меры по-прежнему могут применяться лишь к должникам-гражданам и ИП.

ч. 2 ст. 482 ХПК

ч. 4 ст. 60 Закона об исполнительном производстве 

б) Должнику могут запретить вход в игорные заведения

Это изменение коснется азартных игроков, а также физлиц, для которых игры были дополнительным источником дохода. 

Было

Стало

Такого ограничения не было

Суд может ограничить должника в праве посещать игорные заведения. Это касается только должников-граждан и ИП и не затрагивает должностных лиц компаний. 

ст. 482 ГПК и ст. 348 ХПК

абз. 10 ч. 1 ст. 60 Закона об исполнительном производстве

в) Появились основания, по которым судебный исполнитель сможет отказать в применении мер обеспечения

Было

Стало

Такие основания не были предусмотрены. Поэтому на практике необходимость применения той или иной меры оценивал судебный исполнитель, и не всегда объективно.

Появился конкретный список оснований, по которым взыскателю могут отказать:

1) причины, которые взыскатель указал в ходатайстве, недостаточно обоснованы

2) принятие мер может существенно нарушить права и законные интересы других лиц

3) принятие мер будет препятствовать исполнению самого исполнительного документа.

Таким образом, взыскатель должен тщательно обосновать, почему ходатайствует о той или иной мере. Во многих случаях это потребует консультации юриста.

ч. 2 ст. 482 ХПК, ч. 3 ст. 348 ГПК

ч. 2 ст. 61 Закона об исполнительном производстве

2.3. Новые правила взыскания расходов по принудительному исполнению и распределения средств между взыскателями

а) Принудительный сбор будет взыскиваться с должника вне зависимости от совершенных судебным исполнителем исполнительных действий

Было

Стало

Раньше взыскание принудительного сбора зависело от действий судебного исполнителя. Если он начинал активно работать по исполнительному производству, то сбор взыскивался, и наоборот.

Принудительный сбор будет взыскиваться после возбуждения исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя во всех случаях, если должник не погасил долг в срок для добровольного исполнения, вне зависимости от совершения судебным исполнителем действий по принудительному исполнению.

Таким образом, принудительный сбор не будет взыскиваться с должника лишь в ситуации, когда требование исполнено должником до возбуждения исполнительного производства или в срок для добровольного исполнения, предоставленный должнику судебным исполнителем (ч. 2 ст. 120 Закона об исполнительном производстве)

ст. 402 ХПК, ст. 486 ГПК

ч. 1 ст. 120 Закона об исполнительном производстве

б) Расходы по исполнению исполнительного документа могут быть возложены на взыскателя

Изменение поможет сделать свои внутренние процессы по работе с дебиторкой более эффективными. Ошибка теперь будет стоить денег (например, если долг погашен, но взыскатель по-прежнему идет в исполнительное или если предоставляет судебному исполнителю непроверенную информацию о должнике).

Было

Стало

Расходы взыскивались с должника

Расходы оплачивает взыскатель в следующих случаях:

1) если взыскатель предъявил исполнительный документ для принудительного исполнения, но оснований для взыскания нет

2) если взыскатель необоснованно инициировал исполнительные действия, которые повлекли расходы по исполнению исполнительного документа

Это правило не применяется к взысканию принудительного сбора, а относится лишь к распределению расходов по исполнению, указанных в ч. 1 ст. 119 Закона: хранение, перевозка и реализация арестованного имущества, выплата вознаграждения экспертам, специалистам, проезд исполнителя к месту совершения исполнительных действий, вознаграждение субъекту торговли за реализацию имущества и т.п.

ч. 2 ст. 401 ХПК, ч. 2 ст. 486 ГПК

ч. 3 ст. 119 Закона об исполнительном производстве

в) Изменяется принцип распределения средств между взыскателями одной очереди

Чем важно это изменение: компаниям, которые работают с физлицами, нужно перестраивать свои внутренние бизнес-процессы по взысканию долгов и существенно оптимизировать сроки взыскания.

Было

Стало

С одной стороны, ГПК устанавливал пропорциональный принцип: если для удовлетворения всех требований одной очереди у должника недостаточно денег, эти требования удовлетворялись пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

С другой стороны, п. 154 Инструкции № 21 закреплял календарный принцип распределения, когда платежи в пределах одной очереди распределялись по дате регистрации исполнительных производств.

Общим принципом стал календарный. Однако пропорциональное распределение сохранилось для первой очереди в отношении социально значимых требований: о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей на государственном обеспечении, а также сумм в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

ст. 533 ГПК

п. 154 Инструкции № 21

ч. 3 ст. 122 Закона об исполнительном производстве

г) Требования на сумму до 100 базовых величин более не будут удовлетворяться в особом порядке

Это повлияет на бизнес-процессы компаний: разбивать контракт или взыскания на суммы до 100 базовых величин уже нет смысла, это только затянет время взыскания и не даст никакого эффекта.

Было

Стало

Если задолженность не превышала 100 базовых величин, исполнительные документы удовлетворялись во вторую очередь.

Теперь требования до 100 базовых величин будут удовлетворяться в общем порядке. Их очередность будет зависеть от категории требования, а не от суммы.

абз. 6 п. 2 ст. 154 Инструкции № 21

ст. 122 Закона об исполнительном производстве

3) Новые правила независимой оценки имущества и взыскания с должников

3.1. Изменился перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание

Чем важно изменение:

1) можно расширять круг контрагентов и включать туда сельскохозяйственные организации – теперь на их имущество можно обращать взыскание в исполнительном производстве, и в исполнительном появляются перспективы взыскания какие-никакие;

2) если есть должники с/х организации, долги не погашаются и было намерение их списать как безнадежные, можно их пересмотреть, обратиться в исполнительное производство, чтобы обратить взыскание на имущество.

Было

Стало 

Взыскание могло быть обращено на имущество, которое не включено в перечень, предусмотренный Приложением №2 к ХПК (для субъектов хозяйствования), Приложением №1 к ГПК (для граждан).

Сейчас взыскание может быть обращено на следующие виды имущества юрлиц:

сельскохозяйственную технику, задействованную в процессе производства сельскохозяйственной продукции;

оборудование либо инвентарь сельскохозяйственного назначения, топливо, используемые для технологических процессов производства продукции;

семена, минеральные, органические и химические удобрения, средства защиты, необходимые для обеспечения посева и сбора урожая;

корм для скота и птицы, необходимый до сбора новых кормов или до выгона скота на пастбище, корм для рыбы и земноводных до сбора новых кормов или до вылова, а также ветеринарные препараты;

сельскохозяйственную продукцию, произведенную во исполнение заказа на поставку для государственных нужд.

Приложение № 1 к ГПК , Приложение № 2 к ХПК

ст. 81 Закона об исполнительном производстве, Приложение к Закону об исполнительном производстве

3.2. Можно обращать взыскание на товар, находящийся под таможенным контролем 

Как это влияет на управленческие решения: теперь можно более смело включать в контрагенты организации, которые работают по Декрету № 6, т.к. на их имущество, находящееся под таможенным контролем, можно обращать взыскание. По сути, долг перестает быть безнадежным и появляются реальные перспективы, что он будет взыскан.

Было

Стало

Не было четко закрепленного механизма работы с имуществом, которое находится под таможенным контролем (например, ввезенного на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»).

Можно обращать взыскание на товар, находящийся под таможенным контролем. Это возможно, если у  должника нет денег/другого имущества, чтобы исполнить требования по исполнительному документу.


ч. 4 ст. 75 Закона об исполнительном производстве

3.3. Установлен перечень имущества, которое реализуется с торгов

Чем важны изменения в реализации имущества в исполнительном производстве: новые правила более четкие и призваны минимизировать субъективность судебного исполнителя. И взыскатель, и должник теперь могут примерно оценить срок взыскания в исполнительном производстве, соотношение суммы долга с дополнительными расходами, целесообразность обращения взыскания на имущество должника.

Было

Стало

Четкого перечня не было: на практике одни и те же виды имущества могли реализовывать и с торгов (электронных торгов), и через торговые организации, предприятия с лицензией на реализацию определенного вида имущества, и другими способами.

С торгов (электронных торгов) реализуются 3 группы имущества:

1) недвижимое имущество;

2) транспортные средства;

3) имущество стоимостью 1 000 базовых величин и более.

ХПК и ГПК

ч. 5 ст. 91 Закона об исполнительном производстве

3.4. Стало больше случаев, когда нужна независимая оценка имущества

Было

Стало

Стоимость имущества устанавливалась через  независимую  оценку в следующих случаях:

если оценить отдельные части имущества затруднительно;

если должник не предоставляет документы, которые истребовал судебный исполнитель для установления стоимости;

если по документам невозможно установить стоимость имущества;

если указанная в документах стоимость явно не соответствует рыночным ценам;

в отношении недвижимого имущества;

в отношении имущества госпредприятий и предприятий с более 50% доли государственной собственности в уставном фонде;

в отношении имущества, реализуемого с торгов.

Стоимость имущества будет устанавливаться через независимую  оценку в следующих случаях:

когда установить стоимость всего имущества или отдельных его частей затруднительно;

когда имущество подлежит реализации с торгов/электронных торгов;

предприятия как имущественный комплекс;

капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, незавершенные незаконсервированные капитальные строения и доли в общей собственности на них;

технологическое оборудование, станки, механизмы;

культурные ценности;

транспортные средства;

вещи стоимостью более 50 БВ;

если сторона исполнительного производства не согласна со стоимостью, которую установил судебный исполнитель (по цене, существующей в данной местности, остаточной стоимости с учетом степени износа имущества, отпускной цене); в таком случае сторона исполнительного производства сама оплачивает расходы на процедуру оценки.

ст. 352 ХПК, п. 69, п. 70 Инструкции № 21, а также ч. 2 п. 88, п. 89 Инструкции № 40

ч. 2, 3 ст. 88 Закона об исполнительном производстве

3.5. Новый подход к независимой оценке имущества

Было

Стало

Независимая оценка имущества должника проводилась, чтобы установить его рыночную стоимость.

Независимая оценка стоимости имущества производится, чтобы установить его ликвидационную стоимость.

Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, так как предполагает сжатые сроки продажи. Такой подход к оценке имущества должника призван ускорить исполнительное производство.

ст. 352 ХПК, ст. 506 ХПК, п. 70 Инструкции № 21, п. 88 Инструкции № 40

ст. 88 Закона об исполнительном производстве

3.6. Результаты независимой оценки имущества действуют 12 месяцев

Было

Стало

Не было норм относительно того, как долго действительны результаты независимой оценки. Также не было предусмотрено, в каких случаях нужна повторная независимая оценка.

Результаты независимой оценки будут действительны 12 месяцев. Если имущество не реализуется в этот срок, понадобится повторная оценка.

Повторная оценка обязательна вне зависимости от того, прошло 12 месяцев или нет, если в первоначальной оценке выявлены замечания или ошибки, а ее исполнитель отказался их устранять.

ХПК и ГПК

ч. 10 ст. 88 Закона об исполнительном производстве

3.7. Судебный исполнитель может направить исполнительный документ по месту получения должником доходов сразу после возбуждения исполнительного производства

Было

Стало

Раньше обратить взыскание на зарплату можно было лишь на финальной стадии исполнительного производства и в том случае, если у должника не было денег/другого имущества или их было недостаточно.

Сейчас судебный исполнитель может не проводить весь комплекс мер по работе с имуществом и денежными средствами должника, а сразу направить исполнительный документ по месту получения должником доходов, если после возбуждения исполнительного производства будет установлено, что должник-гражданин (ИП) получает заработную плату и приравненные к ней доходы.

Если должник получает доходы из одного или нескольких источников, судебный исполнитель вправе вынести постановление об обращении взыскания на доходы должника, которое является исполнительным документом.

ст. 496 ГПК, ст. 389 ХПК

ст. 106 Закона об исполнительном производстве

3.8. Судебный исполнитель может одновременно обращать взыскание на заработную плату должника и его имущество

Было

Стало

После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника-гражданина (ИП) исполнительное производство оканчивалось, и после этого судебный исполнитель не мог предпринимать дополнительные действия в отношении должника.

После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника исполнительное производство оканчивается. Но параллельно с этим, если у должника обнаружится имущество, на которое можно обратить взыскание, судебный исполнитель начинает работать по исполнительному производству и взыскивать деньги.

бз. 3 ст. 400 ХПК, абз. 3 ст. 494-1 ГПК

абз. 3 ст. 55 Закона об исполнительном производстве

ч. 2 ст. 106 Закона об исполнительном производстве

3.9. Установлен единый размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника

Было

Стало

Нормы ХПК и ГПК устанавливали разный процент удержаний – 20% и 50% соответственно.

Установлен единый размер – 50% от суммы зарплаты/приравненных к ней доходов должника после того, как из них удержаны налоги и обязательные страховые взносы.

ч. 1 ст. 392 ХПК, ч. 1 ст. 523 ГПК

ч. 1 ст. 107 Закона об исполнительном производстве

По информации юридической компании «REVERA»