/ / Общественно-политические
17.03.2017

Михаил Мясникович: демократическая власть немыслима без системы местного самоуправления

Накануне 100-летия Мингорсовета на вопросы редакции ответил председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович.

– В ходе революционных преобразований в начале XX века родилась новая управленческая структура – Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов. В чем сходство и различие между Советами вековой давности и сегодняшними? Какие правила и традиции остались незыблемыми и лежат в основе законодательной власти?

– Сильная, а тем более демократическая власть практически немыслима без системы местного самоуправления и непосредственного участия граж­дан в осуществлении властных функций. Местное самоуправление традиционно всегда присутствовало на белорусской земле. В давние времена основными формами самоорганизации населения были вече, сходы, сеймы. В Статуте Великого княжества Литовского впервые был четко определен порядок формирования местных органов власти и их полномочия. Большой интерес представляет и демократическая форма самоуправления, именуемая магдебургским правом, которое в XIV–XVII веках имели около 60 городов Беларуси. Одной из форм общественного управления было сословное управление: в 1911 году в трех губерниях Беларуси были введены земские учреждения.

Система Советов на территории Беларуси первоначально формировалась из рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В тот период это были не самоуправленческие, а скорее государственные органы, избираемые по классовому признаку, для проведения политики центральной власти на местах.

В советское время представительные органы рассматривались как форма воплощения суверенитета народа. Советы формально выступали как высшая государственная власть, но на деле не оказывали существенного влияния на механизм государственного управления, так как были подконт­рольны партийным органам.

После распада Советского Союза в нашей стране удалось сохранить систему местного самоуправления, помогающую гражданам в решении экономических и социальных проблем. Ее роль, место, основные задачи закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года, а в правовом плане положение, полномочия, компетенция и экономическая база местного самоуправления определены Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иными актами законодательства.

В настоящее время в стране созданы реальные условия для выполнения местными Советами всего спектра задач по территориальному самоуправлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства – народовластия.

Именно местные Советы депутатов, тесно контактирующие с населением, наиболее заинтересованы в решении региональных задач и удовлетворении потребностей людей. Местная власть наи­более приближена к гражданам и занята прежде всего решением их повседневных проблем. И от того, насколько эффективно она управляет подведомственной территорией, люди судят о власти в целом. На местах проходят проверку все нововведения и обеспечиваются ключевые жизненные потребности человека. Потому одной из задач местного самоуправления является изменение психологии людей, развитие у них навыков самостоятельного ведения местных дел.

В основе – закон

– Можно ли объяснить несовершенство некоторых актов недостаточным представительством в Советах различных категорий трудящихся? Если в первых Советах преобладали пролетарии, крестьянская беднота, то теперь избиратели отдают голоса преимущественно за медиков, педагогов, представителей иных интеллигентных профессий. Чем вызван отсев людей физического труда, инженерно-технических работников из Советов?

– Позволю себе сузить проб­лематику вопроса и поговорить лишь об ответственности за принятые нормативные правовые акты. Местные Советы депутатов принимают их в форме решений. Для того чтобы исключить огрехи в их нормотворческой деятельности, установлена двухступенчатая система нормоконтроля.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», принятые нормативные правовые акты областных и Минского городского Совета депутатов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Минис­терством юстиции Республики Беларусь, а нормативные правовые акты местных Советов депутатов базового уровня – обязательной юридической экспертизе, проводимой соответствующим управлением юстиции областного исполнительного комитета. Но даже прошедшие юридическую экспертизу решения местных Советов депутатов могут быть проверены на предмет их соответствия законодательству и при отрицательном заключении отменяются вышестоящими Советами депутатов и Советом Респуб­лики Национального собрания Республики Беларусь. Но к такому радикальному варианту Совет Республики на практике не прибегал. Ибо местные Советы по предложению сверху сами приводят свои решения в соответствие с законодательством.

Депутатами избраны наиболее инициативные и активные люди, способные эффективно организовать работу местных Советов, а главное – умеющие работать с людьми. Существующая законодательная база дает большие возможности для их деятельности. Считаю, что депутатам местных Советов предоставлено достаточно полномочий для решения вопросов местной жизни. Однако иногда депутаты подвергаются справедливой критике за недостаточную активность. Не всегда ощущается их роль при решении проблем населения, а предоставленные законодательством права и полномочия используются очень робко. А ведь депутаты, работая в тесном контакте с органами исполнительной власти, могли бы ощутимее влиять на управление экономическим и социальным развитием регионов страны.

– В первые десятилетия советской власти при выборах в Советы права голоса и права быть избранным лишались религиозные деятели. Создается впечатление, что запрет на их избрание действует до сих пор. Что думаете по этому поводу Вы – кавалер ордена Белорусской православной церкви святителя Кирилла Туровского?

– Действительно, после принятия Декрета об отделении церк­ви от государства церковь была лишена возможности участвовать в политическом процессе. Однако в истории имеется ряд примеров, когда священнослужители и иерар­хи Русской православной церкви являлись членами некоторых представительных органов власти, в частности Верховного Совета СССР, ряда местных Советов.

В обществе нет единой точки зрения по вопросу о том, следует ли священникам избираться в депутаты. В целом практика участия священнослужителей в деятельности органов власти показала, что таковое будет объективным и справедливым, если депутат-священнослужитель берет на себя ответственность за вынесение решений, удовлетворяющих интересы всех граждан, независимо от их вероисповедания, принадлежности к той или иной конфессии. Если это совместимо с пастырской деятельностью конкретного священнослужителя и его конфессии, то, полагаю, проблем не должно быть.

Необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией Рес­публики Беларусь граждане Рес­публики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании независимо от их рода деятельности и вероисповедания.

– Депутат высокого уровня прежде всего законотворец. Не мешает ли ему в этой деятельности выполнение наказов избирателей, рассмот­рение их жалоб? Ведь в большинстве случаев депутат, не имея финансовых и административных возможностей, действует как посредник между заявителем и исполнительной властью. Рационально ли это?

– Как я уже отметил, работая в избирательных округах, депутаты должны уделять особое внимание тем проблемам и недоработкам, которые тормозят развитие подведомственных территорий. Решения местных Советов должны широко обсуждаться с руководством предприятий, трудовыми коллективами и населением. При принятии решений депутат должен опираться на жизненный опыт, интуицию, учитывать мнение населения своего избирательного округа и объективные потребности общественной жизни. И, конечно, не быть популистом, а брать на себя ответственность, объяснить избирателям, насколько объективно и реально выполнить тот или иной наказ. Всем хочется жить лучше, но надо при этом учитывать возможности. Сегодня беда больше в том, что и возможности зачастую есть, а черствость и безразличие создают трудности людям. Этого быть не должно, и депутат не должен идти на поводу у бюрократа.

На благо столицы

– Какой опыт приобрели Вы за время работы депутатом Мингорсовета, руководителем Советского района г. Минска? Насколько хорошо Вы осве­домлены теперь об успехах и нуждах столицы?

– Да, в 1983–1985 годах я работал председателем исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов, заместителем председателя исполнительного комитета Минского городского Совета народных депутатов. Это трудные участки работы. Особенно в районе. Ведь там ты крайний как представитель власти. И за недостатки всех вышестоящих, и за собственные должен отвечать перед людьми.

Роль депутатов как тогда, так и сейчас очень важна. Ведь именно на местном самоуправлении завязано много вопросов, определяющих социальное самочувствие граждан. Это вопросы образования, здравоохранения, предоставление услуг ЖКХ, благоустройство городов и поселков и другие важнейшие аспекты качества жизни. Здесь же реализуются государственные программы социально-экономического развития страны, поддержка предпринимательства, решаются проблемы обеспечения занятости. А это наиболее важно и раньше, и сейчас.

Основными критериями оценки работы депутатского корпуса должны быть уровень развития региона, его соответствие новым требованиям, благосостояние людей, их социальное самочувствие.

Как и в любом большом городе, в Минске существует ряд неразрешенных проблем. Сегодня остро стоят вопросы дальнейшего развития, и главная задача городских властей – сохранить столицу как комфортный город, открытый для жизни, работы, творчества и общения.

28 февраля текущего года я принял участие в работе 21-й сессии Минского городского Совета депутатов, на которой была рассмот­рена программа социально-экономического развития Минска на 2016–2020 годы. На мой взгляд, программа могла бы быть более конкретной и более понятной для простого человека: как будут решаться вопросы трудоустройства, как планируется повысить эффективность экономики города и многое другое, что волнует людей.

Перед городскими властями стоят непростые задачи по обеспечению эффективной занятости населения, роста зарплаты и производительности труда, и решать их нужно за счет инвестиционной деятельности и реа­ли­за­ции инновационных проектов. Особое внимание местным органам власти следует уделить поддержке тех направлений развития, по которым возможен прирост валового регионального продукта. Нужно принять действенные меры по вовлечению в хозяйственный оборот неэффективно используемого государственного имущества. Необходимо также разработать стимулы для более активного развития городов-спутников, обеспечив в них строительство жилья для минчан, разместить там производства и создать рабочие места. Кроме того, требуется принятие действенных мер по выводу на эффективную работу проблемных предприятий столицы.

Человек хочет знать, какой будет его жизнь завтра. Тогда он поверит в планы. Поэтому программу гор­исполкому придется расшивать на конкретные мероприятия. Этим будет укрепляться авторитет власти и депутатского корпуса. Мы в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, особенно те, которые избраны от города Минска, а я в их числе, будем способствовать успешному решению городских задач.

В результате выборов в местные Советы депутатов 27-го созыва избраны 18 809 депутатов. По роду трудовой деятельности 28,9 % – работники образования, культуры, науки и здравоохранения; 23,4 % – сельского хозяйства; 13,6 % – государственные служащие; 12,9 % – представители иных сфер деятельности; 9 % – промышленности, транспорта и строительства; 3,9 % – торговли и бытового обслуживания населения; 3,9 % – правоохранительных органов и военнослужащие; 2,2 % – пенсионеры; 1,6 % – предприниматели; 0,5 % – неработающие граждане.

 «Минский курьер», 17 марта 2017 г.