/ / Общественно-политические
30.06.2017

Заместитель Председателя ГКСЭ Юрий Овсиюк: Белорусские судэксперты берут на вооружение новые методики

Белорусские судебные эксперты недавно анонсировали внедрение в практику новой методики, которая позволит устанавливать пол и возраст человека по почерку и подписи. Ее разработкой сейчас занимаются в Научно-практическом центре Государственного комитета судебных экспертиз. Здесь обещают, что такие исследования массово начнут проводить в ближайшее время. В целом за четыре года работы ГКСЭ (начал функционировать 1 июля 2013 года) внедрил в практику не менее 10 новых видов и подвидов экспертиз. Какие еще методики появятся на вооружении белорусских специалистов, рассказал заместитель председателя Госкомитета судебных экспертиз – главный государственный судебно-медицинский эксперт Беларуси Юрий Овсиюк.

Юрий Овсиюк

Актуальное и очень перспективное направление в судебной медицине, которое развивается семимильными шагами во всем мире, – это генетическая экспертиза. Впервые ее в Беларуси начали проводить еще в 1998 году. С того времени методики, безусловно, улучшились. Серьезных результатов удалось достичь и в плане оснащения. Белорусские специалисты активно знакомятся с передовым мировым опытом в этой области. Недавно из Вены эксперты привезли достаточно интересные наработки. В частности, речь идет о методике исследования ДНК отдельных клеток, получаемых из микроскопических препаратов с помощью лазерной диссекции. В перспективе, как ожидается, такая технология будет внедрена в Беларуси.

По словам Юрия Овсиюка, сегодня получение генотипа из тактильных следов, костной ткани, разрушенных следов и следов с низким содержанием биологического материала уже является реальностью. В то же время использование новой методики позволит повысить результативность столь сложных исследований, в том числе при работе с деградированным материалом либо с объектами с минимальным количеством ядерных клеток. Говоря простым языком, даже в разложившейся или костной ткани можно будет быстрее обнаруживать ядросодержащие клетки, выделять из них ДНК и тем самым способствовать раскрытию преступления или опознанию трупа. Сейчас этот процесс занимает достаточно много времени, затратный он и по ресурсам.

Кроме того, если ранее для выявления ДНК требовался значительный объем биологического материала, то благодаря новой методике это возможно сделать фактически из одной ядросодержащей клетки. Даже если преступник чихнул на месте происшествия, то его установят на основании ДНК из клеток в мелких капельках слюны.

Ведущие научные лаборатории мира сегодня также сконцентрированы на внедрении полногеномного секвенирования ДНК человека. Подобные исследования ведутся и в Беларуси. Эта новейшая технология позволяет одновременно исследовать комплексы из 200–500 генетических маркеров для установления по следам ДНК физических характеристик человека (цвета глаз, волос, типа облысения и др.). По словам Юрия Овсиюка, все признаки внешности человека зависят от целого ряда генов и их взаимодействия, поэтому определить внешность по геному или спрогнозировать, каким будет облик человека через несколько лет, достаточно проблематично. В ряде стран намерены провести исследование внешности около 1 тыс. человек, чтобы найти у них совпадающие признаки. Это позволит выявить, есть ли, например, у людей с выпяченной челюстью какой-то общий участок ДНК.

Сейчас на основе исследований ДНК в ГКСЭ внедряется новый вид экспертиз и для расследования уголовных дел о браконьерстве. Допустим, браконьера поймали с поличным – на ноже кровь, а рядом лежит туша кабана. Чтобы доказать виновность человека, нужно установить, что кровь принадлежит именно этому животному. С помощью биологических экспертиз можно установить лишь группу крови. Однако даже если группа крови, взятой с ножа, совпадает с группой крови убитого зверя, это еще далеко не доказательство виновности человека, а ДНК дает однозначный ответ.

В Научно-практическом центре Госкомитета судэкспертиз завершается разработка соответствующих методических рекомендаций. В ближайшее время методика будет доработана, ее оценит научный межведомственный экспертный совет. В случае одобрения ее поставят на поток. К слову, благодаря этой экспертизе даже в сваренном мясе можно вычленить ДНК и определить, какому именно животному оно принадлежит.

В плане оснащения современным оборудованием для проведения генетических экспертиз перспективным видится сотрудничество с коллегами из Центра экспертиз и вещественных доказательств Министерства общественной безопасности Китая. Во время недавнего визита иностранные коллеги предложили белорусским специалистам протестировать их оборудование и реагенты. Результаты трехмесячных тестов оказались достаточно успешными, и эксперты намерены продолжить сотрудничество. Не исключена закупка китайского аналитического оборудования. К слову, производством аналогичного в мире занимаются всего два-три производителя, в основном это американские корпорации. Китайские коллеги предлагают оборудование высокого качества, но по значительно более низкой стоимости.

Основной помощник эксперта в установлении давности наступления смерти или причинения телесных повреждений – судебно-гистологическая экспертиза. Лишь в кино время убийства или нападения называют с точностью до минуты. В реальной жизни все по-другому. Вместо скоропалительных выводов судебные эксперты делают заключения, основанные на результатах сложной и кропотливой работы. Однако даже при хороших погодных условиях, быстром обнаружении тела, определить время наступления смерти возможно в пределах нескольких часов.

Не так давно белорусские эксперты совместно с коллегами из Буковинского государственного медицинского университета (Украина) начали работу над лазерно-поляриметрическими методами исследования биологических тканей, которые дают большую достоверность в установлении давности наступления смерти и образования повреждений. Допустим, если говорить о внутричерепной гематоме, раньше эксперты могли установить, сколько суток назад возникла травма, применение новой методики предполагает точность до 2–4 часов.

Точную причину смерти человека помогают установить судебные медицинские химические экспертизы. С их помощью можно выяснить, есть ли во внутренних органах погибшего токсичные металлы (элементы), лекарственные вещества, наркотические средства, минеральные и органические кислоты и щелочи, суррогаты алкоголя и многоатомные спирты, органические растворители, технические жидкости, которые могли стать причиной смерти или отравления.

Результаты работы высокотехнологичного химического оборудования, используемого в ГКСЭ, позволяют говорить, что на данный момент не изобретен такой яд, состав которого невозможно определить экспертным путем. При этом современные технологии судэкспертизы могут рассказать не только о том, какое вещество принял человек, но и буквально по дням и дозам позволяют правоохранителям восстановить картину произошедшего.

В последнее время особый интерес в этом плане вызывают экспертизы при отравлении наркотическими веществами - как классическими наркотиками, так и дизайнерскими спайсами. В ГКСЭ планируется внедрить передовой опыт коллег из Пермского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы. Новая методика направлена на более эффективное выявление дизайнерских наркотиков, при этом не требует приобретения нового оборудования. «Нам не придется стремительно обновлять приборную базу, а это особенно важно, поскольку подобные приборы стоят от $100 тыс.», – сказал Юрий Овсиюк.

Нередко судебная экспертиза дает ответы и на вопросы давнего прошлого. То и дело в прессе появляются сообщения о найденных человеческих останках. Чтобы утверждать, что это, допустим, захоронение времен войны, нужно исследовать кости. Проще это сделать, если рядом находятся какие-то предметы или одежда, по которым можно сразу идентифицировать останки, но чаще всего ткань истлевает. В этом случае для определения пола, возраста, возможной причины смерти проводится достаточно сложная, длительная по времени, кропотливая работа. В управлении медико-криминалистических экспертиз комитета в ближайшее время планируется утвердить и внедрить в практику методику, которая значительно уменьшит трудозатраты и позволит эксперту быстрее давать заключение.

В целом в арсенале белорусских экспертов сегодня есть все необходимые методики, позволяющие достаточно оперативно – в 30-дневный срок – выполнять исследования на самом высоком уровне. Ежегодно по уголовным и гражданским делам выдается не менее 350 тыс. заключений – это значительное подспорье для оперативных сотрудников и следственных органов, результативность работы которых во многом повышается благодаря стремительному развитию науки.

Светлана Василевская, БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)