/ / Общественно-политические
01.06.2017

Реформы для роста. Работа над документами по сокращению нагрузки на малый и средний бизнес близится к концу

В последние пять лет поток желающих открыть свое дело поиссяк. Это не может не беспокоить, не скрывают эмоций эксперты. Тем более что планы у государства на малый и средний бизнес серьезные: он должен стать одним из драйверов роста экономики, давая более трети ВВП. Поэтому особые надежды на документы по сокращению нагрузки на бизнес. Работа над ними сейчас близится к концу. Чего ждут участники процесса и наблюдатели?

Предпринимательская деятельность

Заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Дмитрий Красовский настаивает: в нашей стране может быть в 2,5 раза больше бизнесменов, чем сейчас. По данным Белстата, на начало мая, в стране работало 143,5 тысячи юрлиц. Потенциально возможная цифра – 370 тысяч. Как ее рассчитали? За ориентир взяли близкий к нам и в то же время заслуживающий внимания польский успешный опыт, где на тысячу жителей приходится 39 частных предприятий. Такие же показатели реальны и у нас, уверен Дмитрий Красовский. Свое мнение он подкрепляет данными из свежего рейтинга «Ведение бизнеса»:

– По некоторым позициям мы уже в мировых лидерах. Например, регистрации собственности и предприятий, исполнению контрактов, международной торговле многие страны могут у нас поучиться. И это без предстоящего масштабного реформирования.

Впрочем, директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Аршуньянц предлагает не уповать на то, что государство решит все вопросы бизнеса. Мол, создаются лишь условия. Самим деловым людям стоит подумать, что делать дальше, как развиваться, как планировать свой бизнес, когда есть вопросы и по макроэкономике, и по внешним рынкам. Подсказкой им может послужить Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, над которой сейчас трудятся эксперты из разных сфер. Основой ее стала Национальная платформа бизнеса, которую все предпринимательские объединения страны готовили сообща.

В то же время сегодня вопросы инвестирования многим приходится решать наобум. Чтобы изучить интересы потребителей, детально узнать конкурентов, прощупать рынки сбыта, требуется крепкий отдел маркетинга, которым, увы, обладает далеко не каждое крупное предприятие, не говоря уже о малом. При этом не всегда на выручку могут прийти и наемные маркетологи. Первый непреодолимый барьер на их пути – недоступность статистических данных и громоздкая система тех, что есть в открытом доступе. Например, производство силикатных блоков измеряют в метрах кубических, а экспорт и импорт – в тысячах условных кирпичей. Как перевести одну величину в другую? Приходится оперировать примерными цифрами, развели руками на недавней экономической конференции эксперты-аналитики. Трудности возникают и в том случае, если клиенту нужна динамика развития рынка за последние 10-15 лет. Казалось бы, что тут сложного: возьми сборник и листай, выписывай, размышляй… Но нет. Номенклатура продукции то и дело меняется, коды несопоставимы, несравнимы и позиции по ним. Например, теперь целлюлозно-бумажная промышленность и деревообработка идут одним показателем. Та еще задачка разделить их. А время для принятия грамотных управленческих решений уходит.

Вероника Никитина, «Рэспубліка», 1 июня 2017 г.