/ / Общественно-политические и в области права
31.07.2017

Что такое чековые игры и могут ли они появиться в Беларуси – Министерство по налогам и сборам

Напомним, новость о том, что в Беларуси могут появиться чековые игры, прошла еще в феврале этого года – именно тогда Министерство по налогам и сборам вынесло на общественное обсуждение проект президентского указа, который предоставил бы Министерству право организации подобных игр.

Кассовый аппарат

Механизм такой игры прост: покупатель приобретает товар или услугу, обязательно получает кассовый чек и регистрирует его на специальном интернет-ресурсе. Затем все зарегистрированные в системе чеки поступают в специально созданную автоматизированную информационную систему. Выигравший чек определяется компьютером, либо организаторы делают это вручную.

Предполагалось, что организацию и проведение чековых игр будет осуществлять РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», которое и сформирует призовой фонд. Однако точная сумма выигрыша не называлась, как и периодичность подобных игр.

При этом в указе подчеркивалось, что доходы граждан в виде выигрышей, полученных от участия в чековой игре, не будут облагаться подоходным налогом. Однако покупатель обязан хранить все играющие чеки.

Идея игры благая: это должно стимулировать граждан всегда требовать выдачи чека при покупке товара (работы, услуги). Что, в свою очередь, минимизирует черный нал и увеличит поступление налогов.

Однако уже при обсуждении проекта Указа «О проведении чековых игр» были выявлены определенные недостатки предложения. Во-первых, многие представители бизнеса критически отнеслись к тому, что еще одним государственным оператором по проведению игр и всевозможных лотерей и соответственно получателем дохода станет Министерство по налогам и сборам в лице РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

Во-вторых, недоумение вызвал тот факт, что, согласно проекту, призовой фонд будет формироваться в размере 20% от «поступившей в предшествующем месяце платы за информационное обслуживание пользователей системы контроля кассового оборудования, включая абонентскую плату». Специалисты отмечают, что при проведении лотерей на формирование призового фонда выделяется не менее 50%. В данном же случае 80% остается у организатора чековых игр.

В-третьих, если проект был бы осуществлен в предложенной редакции, главную финансовую нагрузку понесли бы сами покупатели, ведь производители и продавцы товаров и услуг неминуемо заложат в цену собственные расходы (например, ту же абонентскую плату Информационно-издательскому центру по налогам и сборам).

Недавно заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич заявила: «Идея хороша. Другое дело, как эту инициативу воплотить в жизнь. Пообщавшись с бизнесом, мы поняли, что сейчас это будет большая для них нагрузка, и мы поддержали бизнес. Скажу так: сейчас она несвоевременна».

Между тем за границей чековые игры являются достаточно популярным методом стимулирования граждан к честным покупкам. Например, в Литве первая чековая лотерея намечена на ноябрь. Годовой призовой фонд лотереи составит примерно 173 тыс. евро. Планируется, что в недельной игре можно будет выиграть 10 призов по 200 евро, а в месячной игре – один приз в 5 тыс. евро.

Кстати, согласно данным проведенного в Литве исследования, если бы была чековая лотерея, то заплатить полную цену за товар и получить документ о покупке согласилось бы около 75% человек, а в условиях отсутствия лотереи на это готовы 62%.

По сообщению информационного портала Федерации профсоюзов Беларуси