/ / Общественно-политические и в области права
13.07.2017

Конституционный Суд принял решение «О гарантии реализации права на защиту некоторых категорий физических лиц в административном процессе»

Производство по делу возбуждено Конституционным Судом в соответствии с частями первой и четвертой статьи 158 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» на основании поступившего обращения гражданина Левина А.Р. о необходимости устранения правового пробела, связанного с отсутствием в законодательстве положений об обязательном участии защитника в административном процессе в случаях, когда физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту в силу физических или психических недостатков, то есть при наличии существенных дефектов зрения, слуха или речи (слепые, глухие, немые, лица с тяжелыми нарушениями речи и др.).

Конституционный Суд при рассмотрении дела исходил из конституционных положений о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшая цель государства, государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части первая и третья статьи 21); все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59); каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами (часть первая статьи 62).

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает, что суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса (часть первая статьи 2.3); право физического лица иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании (часть первая статьи 4.1, статья 4.5), однако не содержит гарантии реализации права на защиту физических лиц в части обязательного участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении в случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять право на защиту.

На основе исследования материалов дела Конституционный Суд пришел к выводу, что установленное правовое регулирование, которое не содержит гарантии реализации права на защиту физических лиц в части обязательного участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении в случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять право на защиту, не позволяет реализовать в полном объеме закрепленное статьей 62 Конституции право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод.

В целях соблюдения конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, реализации конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод Конституционный Суд признал необходимым устранение в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях пробела правового регулирования в части реализации права на защиту физических лиц путем закрепления обязательного участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении в случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять право на защиту.

Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить соответствующий проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

По сообщению официального сайта Конституционного Суда Республики Беларусь