/ / Общественно-политические и в области права
25.01.2017

На реестр надейся, а сам не плошай. Что даст потребителю единый реестр туристических организаций

Со вчерашнего дня вступили в силу изменения в Закон «О туризме». Суть важнейшего из них – отныне в Беларуси будет вестись единый реестр турагентов и туроператоров. Его цель, рассказали в Министерстве спорта и туризма, – предоставить потребителям достоверную информацию о компаниях и сделать рынок туруслуг более прозрачным. Ознакомиться с реестром можно будет на официальном сайте Минспорта.

Путешествия

Для включения в этот список компании должны будут подать в министерство заявку с указанием наименования субъекта турдеятельности, месторасположения, контактных данных, сведений о прохождении добровольной сертификации и т.п. Предоставлять информацию можно в письменной форме или в виде электронного документа c электронной цифровой подписью. Исключить из реестра могут лишь в двух случаях: если фирма исключается из единого регистра юридических лиц и ИП или прекращает туристическую деятельность.

На начальном этапе предполагалось, что реестр позволит наконец структурировать рынок. Дело в том, что сегодня никто толком не знает, сколько именно туристических организаций в стране. За их деятельностью также никто не следит. А это значит, что обманутые клиенты вынуждены обращаться в милицию и суды. Истории о том, как отпускник заплатил за турпутевку, а в результате остался без отдыха и денег, увы, уже давно не сенсация. Однако сейчас очевидно, что появление реестра в таком виде никак не поможет предотвратить подобные ситуации. Мнения о том, что новшество вряд ли окажет серьезное воздействие на ситуацию, звучали и раньше. Эксперты утверждали, что вопреки предложениям Минспорта и туризма особых условий для внесения турфирмы в официальный перечень так и не установлено. И предлагали воспользоваться опытом России, где для включения в федеральный реестр турфирме необходимо иметь финансовое обеспечение возможных рисков. У нас же эта процедура будет осуществляться по заявительному принципу и бесплатно. Потенциальным мошенникам или просто неумехам ничего не стоит попасть на эту витрину честных профессионалов, а при разоблачении просто переименоваться.

Андрей Барашко, директор туристического интернет–порталаАндрей Барашко, директор туристического интернет-портала, изучил новшество и признается, что не понимает, какие задачи стоят перед реестром: «Да, мы сможем узнать информацию о турфирме. Но раз это госреестр, то может ли быть уверен турист, что фирма благонадежная? Мне кажется, что нет, учитывая, что принцип включения – заявительный». Андрей Барашко предположил, что недобросовестным фирмам не составит особого труда попасть в этот список, а затем разместить у себя на сайте гордую надпись, что вот, смотрите, мы есть в серьезной базе данных: «Еще момент. Допустим, фирма не подала данные для включения в реестр. И что, перестанет ли она от этого быть турфирмой?» Эксперт уверен, что реестр в таком виде – лишь очередной справочник в интернете. «Самое важное, чтобы теперь не произошло подмены понятий. Чтобы не переоценивали значимость этого реестра. Ведь, по сути, он ничего не регулирует».

Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организацийДругого взгляда придерживается Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций. Он считает нововведение важным элементом для потребителя, который ищет свою, благонадежную и проверенную организацию. До 24 января союз через СМИ призывал турфирмы прислать свои данные в Министерство спорта и туризма. Говоря о регулировании рынка, Цехмейстер напомнил, что в Беларуси существует свобода предпринимательской деятельности. А вариант соседей для нас неприемлем, так как большинство туристических компаний в нашей стране – турагенты, а не туроператоры. Это значит, что они чаще всего продают чужой продукт, а не разрабатывают собственный. Соответственно финансовые риски лежат в большей степени на создателе маршрута.

Путешественник

В любом случае очевидно, что реестр не будет нести в себе регулирующие функции, как предлагалось в начале разработки изменений в закон. А значит, «свободу предпринимательской деятельности» кто-то опять сможет использовать для обмана туристов.

Светалана Исаенок, «Советская Белоруссия», № 16 (25151), 25 января 2017 г.