/ / Общественно-политические и в области права
21.02.2017

Что такое трудная жизненная ситуация при освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов

Декретом Президента Республики Беларусь от 12 января 2017 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» внесено дополнение в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3), согласно которому местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (пункт 151 Декрета № 3).

Справочно

Данная норма будет действовать наряду с нормой части четвертой пункта 4 статьи 43 Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам – физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения.

Согласно примечанию к пункту 151 Декрета № 3 для целей данного Декрета под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей. В Декрете № 3 не устанавливается перечень случаев, которые могут рассматриваться в качестве трудной жизненной ситуации. Полагаем, это обусловлено невозможностью предусмотреть все вероятные практические ситуации, возникновение которых может быть основанием для освобождения от уплаты сбора.

Вместе с тем, Декретом № 3 определены критерии, в соответствии с которыми то или иное событие в жизни человека может оцениваться как трудная жизненная ситуация. Это:

  • объективность наступления соответствующих обстоятельств (совокупности обстоятельств), вне зависимости от гражданина;
  • невозможность преодоления гражданином таких обстоятельств за счет имеющихся у него возможностей.

Таким образом, оценка ситуации на предмет отнесения к трудной жизненной ситуации для целей освобождения от уплаты сбора будет осуществляться местными Советами депутатов (местными исполнительными и распорядительными органами) при рассмотрении обращения конкретного гражданина.

Следует отметить, что термин «трудная жизненная ситуация» используется при регулировании ряда общественных отношений для определения условий получения определенных гарантий, преимуществ или льгот, при чем его содержание в целом аналогично закрепленному в Декрете № 3. 

Вместе с тем, как правило, с учетом специфики общественных отношений, наряду с определением термина закрепляется и перечень случаев, которые могут рассматриваться в качестве трудной жизненной ситуации, который не является исчерпывающим. 

К примеру, для целей получения иностранной безвозмездной помощи к трудной жизненной ситуации относятся неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, нуждаемость в технических средствах социальной реабилитации, стихийные бедствия и другие обстоятельства (Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»).

Для решения вопроса о праве на государственную адресную социальную помощь в качестве трудной жизненной ситуации рассматривается, в частности, неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств, смерть супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных), причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц, другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки (Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»).

Для получения социальных услуг в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании» гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям: малообеспеченность, сиротство, отсутствие определенного места жительства, безработица, наличие инвалидности, неспособность к самообслуживанию и утрата двигательной активности, семейное неблагополучие, конфликты и жестокое обращение в семье, смерть близкого родственника или члена семьи, наличие иных обстоятельств, последствия которых гражданин не в состоянии преодолеть самостоятельно. 

Полагаем, что вопрос о включении в Декрет № 3 примерного перечня случаев, которые могут быть отнесены к трудной жизненной ситуации, может быть рассмотрен в случае возникновения сложностей с применением принятого нововведения и обобщения практики его применения.

Очевидно, при решении вопроса об освобождении гражданина от уплаты сбора невозможно руководствоваться только его имущественным положением. Существуют различные пограничные ситуации, когда гражданину требуется определенное время, чтобы разрешить возникшие у него проблемы, например, для установления I группы инвалидности у близкого родственника. Это могут быть случаи, связанные с уходом за временно нетрудоспособными пожилыми людьми, за детьми старше 7 лет с особенностями психофизического развития. Лицам, проходящим реабилитацию с алкогольной зависимостью, необходимо определенное время, чтобы выйти из такого состояния. 

Учитывая множественность и разнообразие таких ситуаций, местные Советы депутатов (местные исполнительные и распорядительные органы) с особой тщательностью должны рассматривать каждое обращение об освобождении от уплаты сбора с тем, чтобы по возможности в наибольшей степени учитывать интересы граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

По сообщению Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь