/ / Общественно-политические и в области права
14.02.2017

Как отличить сотрудника ЖКХ от продавца услуг и законно ли мы поступаем, не пуская в квартиру коммунальников

Уже несколько лет минчане находятся в маркетинговой осаде фирм, которые предлагают свои услуги от имени ЖЭУ. Ссылаясь на плановую проверку окон, дверей и балконов, якобы одобренную ЖКХ, сотрудники «оконных», «дверных» и прочих фирм предлагают услуги по ремонту за кругленькую сумму. Вот такой хитрый маркетинговый ход, на который, к сожалению, еще попадаются многие, отбивает всякую охоту в следующий раз пускать настоящих сотрудников обслуживающей жилищно-коммунальной организации для оказания коммунальных услуг, предусмотренных законом.

Как отличить сотрудника ЖКХ от продавца услуг и законно ли мы поступаем, не пуская в квартиру коммунальников

Портал коммунальной грамотности выяснил, как отличить сотрудника ЖКХ от продавца услуг и законно ли мы поступаем, не пуская в квартиру коммунальников.

– Жалобы от жильцов (1–2 звонка в день) на продавцов услуг, которые под видом работников ЖКХ предлагают проверку, поступают постоянно, – рассказывает директор ЖЭУ № 1 Фрунзенского района Сергей Левин. – Мы объясняем, что это не наши работники, что никого в квартиры не посылали, и объясняем жильцам, как себя вести в подобных ситуациях.

Несмотря на эти случаи, директор ЖЭУ считает, что в интересах собственников обеспечить допуск сотрудников обслуживающей организации к инженерным коммуникациям в квартире.

– Если в результате прорыва водопровода пострадает квартира и имущество соседа, то возмещать убытки придется собственнику. Поэтому жильцы должны быть заинтересованы в том, чтобы работники ЖЭУ провели осмотр инженерных коммуникаций и своевременно их отремонтировали или заменили, – уверен Сергей Левин.

О том, что в определенных случаях жильцы обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ в квартиру работникам ЖЭУ, говорит и Жилищный кодекс Республики Беларусь (ст. 26 п. 1), например:

  • для снятия показаний с приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии и газа;
  • проведения аварийного ремонта, проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарным и техническим требованиям (в рамках которого работник ЖЭУ, согласно утвержденному графику, посещает квартиры для проверки центрального отопления, инженерных коммуникаций холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и систем вентиляции);
  • при прекращении предоставления коммунальных услуг в случае их неоплаты;
  • в целях спасения жизни и предотвращения вреда здоровью граждан и их имуществу, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Но работники ЖЭУ также должны придерживаться определенных правил при посещении квартир. Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» жильцы имеют право знать, что впускают в квартиру именно работника ЖЭУ.

Служащие ЖЭУ обязаны информировать жильцов о проведении плановой проверки квартир, о необходимости выполнения профилактических и ремонтных работ, если их невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям либо причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а также негативно сказаться на качестве оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

Справочно

Основная причина, по которой к вам в дверь может постучаться работник обслуживающей организации, – это плановое обследование инженерных систем и коммуникаций квартир.

Проверка проводится на основании графика, который разрабатывается ЖЭУ (требования ТКП 45-104-14-2005 – Техническая эксплуатация зданий и сооружений. График плановой проверки инженерных систем и коммуникаций в жилых помещениях).

 Наименование коммунальной услуги     График оказания услуг
     Проверка инженерных коммуникаций холодного и горячего водоснабжения и водоотвода      1 раз в год
     Проверка центрального отопления      1 раз в год
     Проверка систем вентиляции      1 раз в год

Для этого сотрудники ЖЭУ не позднее чем за один день должны предупредить жильцов о дате и времени своего прихода (бумажное извещение на информационной доске дома), имени и должности (профессии) работника, которому поручено оказание ЖКУ. Сотрудник ЖЭУ также обязан сообщить жильцу любую информацию, имеющую отношение к оказываемой услуге.

Сотрудник жилищно-эксплуатационного управления

Работник ЖЭУ должен быть одет в спецодежду, иметь при себе документы, подтверждающие разрешение на оказание услуги от имени ЖЭУ (удостоверение личности, где указана должность, название организации и удостоверение по охране труда), бэйдж (нагрудную табличку).

Иными словами, не пустить в квартиру сотрудника ЖЭУ, одетого в спецодежду и имеющего удостоверение, согласно законодательству мы не можем.

Кроме того, существует и административная ответственность за отказ граждан предоставить доступ к инженерным коммуникация работникам коммунальной службы. Об этом Порталу коммунальной грамотности рассказал начальник отдела по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства ЖКХ Геннадий Акстилович:

– Потребитель должен понимать, что если он отказывается предоставить доступ в квартиру работнику ЖЭУ, о визите которого он был предупрежден заранее, то его можно привлечь к административной ответственности за нарушение правил пользования жильем. Но прежде чем впускать в жилье незнакомца, нужно уточнить его личность и организацию, которую он представляет. Как правило, на этом этапе отсеивается половина «оконщиков». Это элементарная безопасность.

Но что делать, если на пороге появляться представитель компании, который заявляет о том, что он оказывает услуги как подрядчик ЖЭУ?

По словам представителя Министерства, на сегодняшний день служба заказчика проводит тендер среди организаций на оказание услуг и любая компания может его выиграть.

– Это могут быть не только ЖЭУ, но и частные организации, которые также могут оказывать услуги, и им для проверки инженерных коммуникаций также может потребоваться доступ в квартиру. Поэтому если представитель обслуживающей организации сообщает, что оказывает услугу как служба, нанятая ЖКХ, то эту информацию следует проверить по телефону 115, – уточняет Геннадий Акстилович.

Но все-таки корень проблемы, по его мнению, лежит в слабой информированности граждан. Кроме знания законодательства, жильцы должны понимать, «где заканчивается зона ответственности эксплуатирующей организации и начинается ответственность граждан», и четко разделять работы, которые выполняются за счет эксплуатирующей организации, и работы, которые осуществляются за деньги жильцов.

– Мы сегодня являемся собственниками либо нанимателями не только квартиры, но и всего имущества в жилом доме и должны понимать, что эксплуатирующая организация оказывает нам комплекс услуг только в отношении определенных видов инженерного оборудования. ЖЭУ обслуживает стояк горячего и холодного водоснабжения, но не обслуживает подводку к умывальнику, окна, не устанавливает фильтры и т.д. – это наша зона ответственности. И если граждане это понимают, то проблем не возникает, – уверен Геннадий Акстилович.

Иными словами, жильцы обязаны знать, что в их квартире есть инженерные коммуникации, за которые отвечает обслуживающая организация (ЖЭУ), должны быть заинтересованы в их надлежащем состоянии и обеспечивать к ним допуск работников обслуживающей организации. Что касается иных услуг, например, проверки окон или электроснабжения в квартирах, все это проводится только по заявке (или желанию) жильцов и является платной услугой.

По сообщению портала коммунальной грамотности населения