/ / Общественно-политические
22.12.2017

Проект Закона Республики Беларусь, предусматривающий введение апелляции в гражданское судопроизводство, одобрен Советом Республики

20 декабря 2017 года на рассмотрение членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь был внесен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь».

Суд

Проект Закона предусматривает введение в гражданское судопроизводство апелляционного порядка судебного контроля с широким кругом возможностей суда апелляционной инстанции по пересмотру судебных постановлений по гражданским делам и окончательному разрешению спора по существу.

Законопроект принят Палатой представителей в первом чтении 3 апреля нынешнего года и 18 декабря поддержан ею во втором чтении.

Представлял проект Закона на заключительном заседании третьей сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Олегович Сукало.

Выступая перед членами Совета Республики с докладом, Валентин Сукало, в частности, отметил, что разработка проекта Закона была предусмотрена планом подготовки законопроектов на 2016 год и направлена на дальнейшую реализацию положений Послания Главы государства о перспективах развития системы судов общей юрисдикции.

Совершенствование норм Кодекса осуществлялось с учетом практики его применения, а также произошедших структурных и функциональных преобразований в судебной системе страны по результатам проведения судебно-правовой реформы.

По инициативе Палаты представителей перед вторым чтением проект был объединен с проектом, направленным на реализацию в Кодексе норм Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2016 г. № 319. Согласно Указу в случае, если физическое лицо вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение, оно может быть ограничено в посещении игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет по решению суда.

С учетом этого в главу 30 Кодекса включен параграф 4-1 «Особенности рассмотрения дел об ограничении гражданина в посещении игорных заведений и участии в азартных играх».

Большинство предусмотренных проектом изменений обусловлено современными возможностями по повышению оперативности правосудия, завершению его на более ранней стадии, процессуальной экономии и оптимизации издержек, связанных с рассмотрением гражданских дел.

Для выполнения названных задач проектом предлагается переход от кассационной проверки пересмотра вынесенных судами постановлений по гражданским делам к апелляционному производству.

Первый шаг на пути введения в Республике Беларусь института апелляции в гражданском процессе был сделан еще в 1999 году, когда вступил в силу действующий в настоящее время ГПК.

Тогда в него были включены нормы, позволившие при пересмотре не вступивших в законную силу решений суда исправлять допущенные по первой инстанции ошибки в применении норм материального права, устанавливать фактические данные на основе исследованных в суде кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств, изменять и выносить новые решения.

Таким образом, существующий институт кассационного обжалования (опротестования) судебных постановлений по гражданским делам уже включает в себя некоторые элементы апелляции, что позволяет окончательно разрешать более половины проверяемых в кассационном порядке дел.

Однако суды второй инстанции все еще сильно ограничены постулатами кассационной модели и в рамках осуществления контрольных функций вынуждены возвращать немалую часть гражданских дел на повторное рассмотрение в суды первой инстанции.

Это неизбежно влечет для сторон и государства дополнительные временные и финансовые затраты и, как следствие, вызывает обоснованные нарекания участников процесса.

В целях недопущения подобных случаев и завершения процесса правосудия на более ранней стадии проектом закона предлагается введение в гражданском судопроизводстве такого вида апелляции, который направлен на полное устранение возможных ошибок и установление истины по делу.

Для этого проектом предлагается:

Первое. Наделить суды второй инстанции следующими правами:

  • устанавливать новые факты в пределах заявленных исковых требований;
  • исследовать новые доказательства, которые сторона спора по уважительной причине ранее не имела возможности представить суду первой инстанции;
  • назначать экспертные исследования и заслушивать специалистов в случаях, когда для правильного разрешения дела требуются специальные познания;
  • выполнять также другие действия по исследованию и оценке фактических обстоятельств дела.
Второе. Возможность отмены судебного решения с направлением дела на повторное рассмотрение в суд первой инстанции предлагается ограничить лишь случаем существенного нарушения основополагающих процессуальных норм, делающего невозможным вынесение решения в апелляционной инстанции.

Это обеспечит оперативность судебной защиты и наиболее полную реализацию конституционного принципа законной силы решения суда, поскольку позволит в подавляющем большинстве окончательно разрешать гражданские дела, решения по которым обжалованы, в суде второй инстанции без передачи дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды.

Третье. Использовать в суде апелляционной инстанции процедуру медиации.

Широкое внедрение медиации и других примирительных процедур на всех этапах процесса правосудия позволит не только оптимизировать судебную нагрузку, но и снизить уровень конфликтности правосудия, сделать его более примирительным и восстановительным, а также обеспечить исполнение мировых соглашений.

Четвертое. В целях повышения открытости правосудия, обеспечения его оперативности и экономичности предусмотреть возможность фиксации хода судебного разбирательства с использованием систем видео-конференц-связи, средств звуко- или видеозаписи, а также право приобщения носителей соответствующей информации к материалам гражданского дела.

Это, как и ведение в установленных случаях протокола судебного заседания, будет являться дополнительной гарантией объективного и беспристрастного разбирательства по делу.

Несмотря на планируемое увеличение судебной нагрузки в связи с переходом от кассационного к апелляционному производству в гражданском процессе, предлагаемый подход не повлечет за собой увеличение штатной численности судебных кадров, а также изменения в судоустройстве, сохранив существующую систему судов второй инстанции.

Предложенное вашему вниманию совершенствование модели национального правосудия позволит повысить качество и оперативность судопроизводства по гражданским делам, максимально приблизить его к современным требованиям и общепризнанным международным стандартам в этой сфере.

Завершая выступление, Председатель Верховного Суда подчеркнул, что принятие и практическая реализация законопроекта позволит усовершенствовать существующие подходы по отправлению правосудия без дополнительных затрат на финансирование судебной системы. Кроме того, введение института апелляционного производства положительно скажется на организации работы в судах, повысит эффективность и экономичность правосудия, и в конечном итоге будет способствовать дальнейшему укреплению доверия к нему граждан.

Представленный проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь и будет направлен на подпись Главе государства.

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции