/ / Общественно-политические
19.12.2017

Вопросы правоприменительной практики положений Декрета №7 в части привлечения к субсидиарной ответственности обсудили в Верховном Суде

Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», подписанный 23 ноября 2017 года Президентом Республики Беларусь, – один из ключевых документов в пакете нормативных правовых актов, нацеленных на улучшение бизнес-климата в стране.

Одной из самых ожидаемых в деловом сообществе новаций стал подпункт 5.6. Декрета, согласно которому собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц.

Каким образом будет формироваться после вступления данной нормы в силу правоприменительная практика по делам о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, обсудили 15 декабря в Верховном Суде в ходе расширенного совещания.

В совещании приняли участие судьи экономической коллегии Верховного Суда и экономических судов областей (в режиме видео-конференц-связи) и приглашенные представители Администрации Президента, Генеральной прокуратуры, Национального центра законодательства и правовых исследований, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам, Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Республиканской коллегии адвокатов.

Как отметил перед началом встречи заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по экономическим делам Василий Николаевич Демидович, сегодня важно определить прежде всего стратегические направления правоприменительной практики в целом после вступления в силу подпункта 5.6. Декрета №7, кардинально меняющего условия привлечения к субсидиарной ответственности. Важно выработать общие подходы и алгоритмы действий.

В ходе встречи участники обсудили ряд актуальных вопросов.

Первый касался возникшей сегодня в юридическом сообществе дискуссии о том, исключает ли подпункт 5.6 Декрета №7 основание привлечения к субсидиарной ответственности за неподачу должником заявления о банкротстве. Одни полагают, что, поскольку изменения в действующий Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», положениями частей третьей, шестой статьи 11 которого такое основание предусмотрено, не внесены, следует руководствоваться данной действующей нормой. Иные считают, что Декрет №7 установил универсальное правило привлечения к субсидиарной ответственности, в соответствии с которым субсидиарная ответственность за неподачу должником заявления о банкротстве исчезает автоматически.

Ранее суды исходили из того, что субсидиарную ответственность по части второй статьи 11 Закона о банкротстве влекли не только действия виновного лица, но и его бездействие или некие неосмотрительные действия. Во всех случаях экономические суды исследовали причинно-следственную связь между неисполнением ответчиком своих обязанностей в отношении юридического лица и наступившими последствиями в виде признания этого юридического лица банкротом.

Теперь же, согласно подпункту 5.6. Декрета № 7, субсидиарная ответственность будет возникать только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями. Каким образом будет применяться судами данная новелла и определяться виновные умышленные действия, покажет судебная практика. Но уже сегодня важно услышать позицию всех заинтересованных и определить, кто будет нести бремя доказывания виновности лица в наступлении экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица.

Часть делового и адвокатского сообщества считают, что вину должен устанавливать суд и лишь приговором суда. Если приговора суда нет, то и вины нет и, как следствие, нет субсидиарной ответственности. Но Гражданский кодекс, и процессуальный закон позволяют устанавливать вину при рассмотрении дел о привлечении к субсидиарной ответственности. На это и будут впредь ориентированы суды – устанавливать виновность, причем – в рамках состязательности процесса. В этой связи перед Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики стоит задача по соответствующему обучению антикризисных управляющих как лиц, чаще других подающих иски о привлечении к субсидиарной ответственности.

Второй не менее важный вопрос, вынесенный на обсуждение, касался определения перечня субъектов субсидиарной ответственности. Сейчас они четко определены в Декрете №7 – это собственник, учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия.

В ходе совещания также обсудили возможность применения обратной силы подпункта 5.6 Декрета №7.

Единой позиции о возможности применения обратной силы на сегодняшний день не выработано в силу разных, порой полярных мнений по этому вопросу. Так, согласно статье 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Вместе с тем статья 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» гласит о том, что нормативный правовой акт имеет обратную силу, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Подводя итоги, все участники, высказавшись по заявленным вопросам, пришли к общему выводу о том, что выработать общие алгоритмы действий по применению новелл Декрета № 7 необходимо уже в самое ближайшее время. В том числе следует учесть и влияние его новелл на новый законопроект «О несостоятельности и банкротстве», находящийся на этапе подготовки к первому чтению в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

От того, насколько точен будет выбор стратегии и просчитаны все риски, включая социальные, зависит как правоприменительная практика в целом, так и дальнейшее совершенствование законодательства о банкротстве.

По сообщению официального портала Верховного Суда Республики Беларусь