/ / Общественно-политические
12.12.2017

Законодательный процесс. Одной из актуальный тем остается сближение законодательств Беларуси и России

Законодательные процессы, какими бы далекими нам ни казались порой, влияют на качество жизни. Например, для трудоустройства в российскую компанию белорусу понадобится взять множество справок на родине. А если бы в Союзном государстве существовала общая электронная система, возможно, это можно было бы сделать, не уезжая из Беларуси. Простой шаг, но к этому нам еще предстоит дойти. Поэтому одной из актуальных для парламентариев Союзного государства тем из года в год остается сближение законодательств Беларуси и России.

Флаги Беларуси и России

По мнению Валентина Милошевского, члена Комиссии Парламентского собрания по информационной политике, заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Беларуси по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, лучше всего эта тема проработана в организации и оказании медицинской помощи. Юрий Тихомиров, заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, считает, что законодательные системы Беларуси и России близки и по структуре, и по направленности. Сейчас куда актуальнее гармонизировать эту сферу в Евразийском экономическом союзе. «Нужно найти мягкую связку, ведь если какой-то международный акт ЕАЭС пойдет на реализацию, то каждая страна будет это делать по-своему, в соответствии с действующим законодательством», – поясняет он.

Например, кодекс в Беларуси признан актом более высокого уровня, чем обычный закон. В России же кодексы воспринимаются на уровне федеральных законов. Кроме того, в последнее время Казахстан существенно изменил свою Конституцию. «Теперь там происходит процесс заметной децентрализации, около 40 полномочий президента переданы правительству и парламенту, что меняет их работу», – обращает Юрий Тихомиров.

Проблемы могут возникнуть и в процедуре принятия Целевых программ. Национальные программы не должны выбиваться из тех, что разработаны для всех членов ЕАЭС. Остро стоит и вопрос применения на практике законодательства бизнесом. И все же главная препона тут – нежелание поступаться национальными интересами. «Еще одна проблема – тут очень много игроков: есть и бизнес, и министерства. Мы пытались разработать институт мониторинга за актами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). И обнаружили, что все страны реагируют на эти акты по-разному (имею в виду скорость)», – делится профессор. Наиболее показательный опыт в этой сфере у России: в Федерации принято постановление правительства о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с ЕЭК. «Видимо, именно так нужно гармонизировать работу органов во всех странах ЕАЭС», – предлагает ученый.

Вероника ПУСТОВИТ, «Союз – Евразия», 12 декабря 2017 г.