/ / Общественно-политические
01.08.2017

Премьер-министр Республики Беларусь дал интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ

Как и любой реализованный автомобильный проект, завод «БелДжи» может служить наглядным примером успешного плана развития: от постановки задачи, через использование внутренних резервов и определения стратегических партнеров – и, как итог, до расширения производства.

Премьер-министр Республики Беларусь дал интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ

В 2017 году уже на новом заводе выпускаются легковые автомобили следующего поколения. И теперь вопрос в том, как сделать машину народной – то есть популярной и доступной. Об этом и не только об этом – в интервью с Премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым, который на уходящей неделе посетил «БелДжи». Но сначала – впечатления от самой машины…

– Вы знаете, как автомобиль, мне очень понравился. Хотя, кончено, понятно, что Премьер-министру предложили, наверное, не самый худший экземпляр с точки зрения его оснащенности и укомплектованности. Но я хочу Вам сказать, что очень достойно. И само предприятие мне очень понравилось.

– А мы по графику идем? На полную мощность выйдем, когда запланировали?

– Технологически это все может быть реализовано с выходом на предельный объем выпуска уже в следующем году. У нас предельный объем выпуска конвейерной линии – 60 тысяч автомобилей в год. С перспективой выхода, если мы увидим, что есть соответствующий спрос, и на 120 тысяч автомобилей в год. Весь вопрос в рынках. Есть наш собственный рынок. Сейчас в Правительстве есть поручение, занимается им Министр промышленности с коллегами, с тем, чтобы разработать программу поддержки приобретения отечественных автомобилей населением Республики Беларусь, нашими гражданами. Я думаю, что такой продукт мы уже к концу этого года предложим.

– Чтобы не был сапожник без сапог? Мы производим, но сами не покупаем?

– Вообще в бизнес-плане предусмотрено, что 90% продукции идет на экспорт, 10% – на внутренний рынок. Естественно, если наш рынок будет более активен в этом плане, то, конечно же, это будет только приветствоваться.

– Белстат предоставляет в течении этого месяца интересные цифры. ВВП – 101% в сравнении с тем же периодом прошлого года, промышленное производство вообще 106%, а уж если взять внешнюю торговлю, так 120%. Успешные показатели?

– Хочу сказать, что здесь не может быть никакого головокружения от успехов. Тем более, что это пока мы обозначили тенденцию выхода на траекторию экономического роста. Пока очень небольшого роста. Но это хорошо, что у нас промышленность 106,1% – она своего рода является драйвером для всех остальных секторов экономики. Немножко пока что уступает сельское хозяйство – 99,2% к уровню прошлого года за 6 месяцев. Мы прекрасно понимаем причины. Это и погодные условия. Извините, что я так говорю по поводу сельского хозяйства, но тем не менее, это реальность.

– Так и есть. К погоде, по-моему, ни у кого вопросов нет. Вы же видите, что происходит.

– Тем более, как только говорят про сельское хозяйство, о том, что там проблемы из-за того, что погодные условия такие, это сразу у людей вызывает уже стереотипную реакцию, что опять про погоду (улыбается). Но реально, действительно в этом году заготовка кормов запаздывает по отношению к прошлому году. Реально запаздывает. Но тем не менее, мы видим, что второй укос, который сейчас активно идет, это в общем неплохие возможности для того, чтобы выйти по уровню заготовки кормов на уровень прошлого года. А это был очень хороший год.

– То есть вектор положительный. Я беседовал неделю назад с Владимиром Ильичом Семашко (прим. – Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь), который, вернувшись из Киева, говорит, что у нас отличные перспективы и на украинском рынке. В общем все, что касается экспорта, мы сдвинулись с «мертвой точки» и определились с движением в правильном направлении. Но я хочу Вас спросить о другом. Вот я, например, работаю на внутреннем рынке. Телекомпания ОНТ на себе ощутила кризис 2015 и 2016 годов. Но рекламный рынок напрямую зависит от покупательной способности людей внутри страны. Давайте я Вам скрытый вопрос задам. Как Вы оцениваете перспективы рекламного рынка в Беларуси?

– Конечно, в условиях, когда падает покупательский спрос, не совсем удачный рекламный ход – уменьшение объема рекламы. Хотя, опять-таки, эта функция от способности рекламодателя размещать эту рекламу, от их финансового состояния. Но с другой стороны, если хочешь продать товар и больше продать, то надо заниматься рекламой. Во всяком случае, в тех секторах, которые напрямую завязаны на потребителя. Реальные доходы населения пока у нас имеют еще отрицательные значения. 98,8% темп к уровню прошлого года. Но тенденция такова, что мы постепенно выравниваем. Я думаю, что в ближайший месяц-два мы уже перейдем черту в 100%. Потому что есть реальная предпосылка. Рост реальной заработной платы – 102% за 6 месяцев этого года к уровню 6 месяцев прошлого года. Поэтому мы полагаем, что с ростом реальной зарплаты подтянутся реальные доходы и, естественно, подтянется и платежеспособный покупательский спрос. Естественно, будут «оживать» и соответствующие компании.

– Когда Вы этого ожидаете?

– Я думаю, что в ближайший квартал, к концу года уже такое оживление должно наступить. Этому способствует и показатель финансового состояния предприятий. Потому что по чистой прибыли у нас рост к уровню прошлого года по меньшей мере раза в полтора. Количество убыточных организаций сокращается. Убытки на одну организацию тоже уменьшаются. Это пока общий показатель. Поэтому я считаю, что если разумная тарифная политика плюс оживление экономики, то я думаю, что ваш отдел предоставления услуг рекламы должен начать уже активно развиваться. С него уже можно спрашивать за результат.

– Андрей Владимирович, а когда уже, как говорят в народе, «по пятьсот»?

– Вообще, все эти, как Вы говорите, «по пятьсот» надо заработать.

– Абсолютно.

– И это задача не только Правительства. Хотя, это прежде всего задача Правительства обеспечить условия, в которых граждане могли бы заработать «по пятьсот». И я скажу, что во многих отраслях, на многих предприятиях эта задача уже давно решена. А на некоторых она даже и не возникала.

– Например, того же Борисова или Орши.

– У нас сейчас рост реальной заработной платы, как я уже сказал, 102% к уровню прошлого года. Рост производительности труда по ВВП 102,7%. И «по пятьсот» можно только тогда, когда будет создано определенное количество продукта, услуг, которые будут реализованы и за них получены деньги. Тогда только может быть тот уровень заработной платы, который бы нам хотелось бы. Назначенным он быть не может. Это можно месяц-два заплатить и дальше попасть в финансовую ситуацию, в которой можно вообще иметь проблемы с выплатой зарплаты. Кстати, одним из результатов того, что мы имеем, допустим, в Орше, когда мы начинали заниматься, там были долги по заработной плате. Сейчас этих долгов нет. Когда мы начали заниматься оршанским инструментальным заводом, проавансировали те заказы, которые разместили те предприятия, которые являются потребителями этого инструмента. Тем самым поддержали оборотными средствами. Кое-где посмотрели, там, где большой удельный вес в себестоимости энергетики, там подвинули немножко по энергетике по тарифам. Вот все это в совокупности складывается, и в текущем состоянии предприятие хотя бы не будет генерировать долги, а будет осуществлять свою текущую деятельность в нормальном состоянии.

– Андрей Владимирович, прежде чем перейти к следующему вопросу, коль Вы уже обмолвились этим словом «тариф». Прочел, что будут скорректированы тарифы на газ за тысячу кубометров. Вообще, какое нас ждет следующее полугодие по тарифам?

– Что касается тарифов по газу для реального сектора экономики, то на этот год их изменение будет касаться отдельной группы предприятий, у которых высокий удельных вес этих затрат в себестоимости. Что касается следующего года, то там уже будет движение и по цене «Газпрома». Не 141, а 129 долларов за тысячу кубических метров. То там, конечно, есть определенные планы сделать подвижки и по электроэнергии для реального сектора экономики, и по газу для группы потребителей, у которых по-прежнему эти энергозатраты очень высоки. Сейчас ведутся переговоры о том, как мы будем делать тарифы с нашими российскими партнерами вплоть уже до 2025 года. Но не так, чтобы в 2025 году наступит всеобщее благоденствие, а так, чтобы это был более или мене равномерный процесс, чтобы мы поступательно сближали наши цены.

– Отношения с Российской Федерацией. Я попрошу Вас высказать свое мнение. На примере абсолютно прикладном для каждого, кто туда ездит из Беларуси. У Вас таких проблем нет. Вы Премьер-министр и при пересечении границы в аэропорту Вы не сталкиваетесь с часовым ожиданием пересечения границы. Но сейчас я должен констатировать, мне об этом говорят многие люди, которые путешествуют. Это нивелирует достижения, которые были уже нами созданы в рамках Союзного государства. А теперь мы вдруг это потеряли. Будет ли обсуждаться этот вопрос на правительственном уровне?

– Эта тема нами очень подробно уже обсуждалась с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Найдены принципиальные решения о том, как сделать так, чтобы вопросы пересечения гражданами двух государств, России и Беларуси, белорусско-российской границы были максимально комфортными, а еще сказать проще, вернулись к тому состоянию, в котором они были еще совсем недавно, к которым мы все привыкли. Решения эти приняты. Задачи пограничным службам Российской Федерации, таможенным службам, руководителям аэропортов и авиакомпаний пошли.

– Мне важно услышать, что на правительственном уровне эту проблему обозначили и даже дали соответствующие указания о том, что ее необходимо решать.

– Да, дали. Более того, мы договорились, опять же и главам государств доложили с Дмитрием Анатольевичем, что мы сейчас сформировали рабочие группы, которые будут работать над соглашением о взаимном признании виз. И мы это соглашение должны подписать до конца этого года и имплементировать его.

– Возвращаясь к оршанскому заводу, о котором мы говорили, к «БелДжи», совещание по развитию тракторостроения. Интересный услышал вопрос от человека, который наблюдал по новостям за этой картиной. Он говорит, а как же ай-ти страна, которую мы строим? Перед Правительством есть этот вопрос, куда мы идем, в какую сторону, или мы посвящаем себя промышленности, развиваемся как промышленное государство, ориентированное на экспорт, или мы ай-ти страна?

– А тут не должно быть «или-или». Тут «и-и». И как промышленная страна. И мы не собираемся отказываться от своего реального сектора экономики. Некоторые страны, если Вы обратили внимание, кто считается высокоразвитыми, которые разместили собственное производство в странах, где им, как казалось, для их капитала, для снижения затрат и повышения конкурентоспособности было выгоднее делать продукт, очень многие эти производства стараются уже вернуть назад. А это очень непросто – вернуть производство назад, когда требуется соответствующий уровень не только капиталовложений, но прежде всего рабочая сила соответствующей квалификации. Это очень большая проблема. Там нужны не только политические решения, но нужно заниматься непосредственной практической работой. И это еще вопрос, даже при наличии денег. Второй момент. Ай-ти страна, это то направление, та сфера, которая у нас может быть одним из направлений нашего дальнейшего экономического развития, нашего экономического роста. И Правительство этим делом активно занимается. Это не говорит о том, что мы там распыляемся, абсолютно нет.

– Мы просто не упускаем возможности.

– Не упускаем возможности. Вы абсолютно верно подобрали слова.

– Андрей Владимирович, Вы уже сказали пару слов о погоде. Давайте этим и завершим. Вы человек информированный. Скажите, лето будет?

– Мне кажется, что мы просто немножко избаловались. Или как-то привыкли к более другим показателям. Вот как раз сейчас, как мне кажется, самое настоящее белорусское лето. Но будем рассчитывать, что оно будет еще и лучше с точки зрения именно потребительских свойств. Погодой для граждан, которые уходят в отпуск.

По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
(фото 
официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь)