/ / Общественно-политические
20.04.2017

Федерация профсоюзов подготовила несколько предложений по поддержке временно нетрудоустроенных людей – Михаил Орда

27–28 мая в Минске пройдет масштабный международный форум «Профсоюзы и будущее сферы труда». К нам приедут эксперты в области трудового права из разных стран. Жизнь стремительна. Мир меняется на глазах. Трансформации характерны и для рынка трудовых ресурсов. Эти процессы нуждаются в глубоком осмыслении. Объективные перемены не должны ухудшить жизнь людей. Это, пожалуй, основная мысль предстоящего форума. Подробнее об этом мероприятии и жизни белорусских профсоюзов в целом наша беседа с председателем Федерации профсоюзов Михаилом ОРДОЙ.

Михаил Орда

– Михаил Сергеевич, к обсуждению каких тем вы пригласили зарубежных коллег и партнеров?

– На форум мы ждем представителей не меньше чем 30 стран с сильными традициями профсоюзного движения. География – от СНГ и Европы до Америки и Африки. Трансформации на рынке труда сегодня волнуют всех. Это серьезная глобальная проблема, которая, быть может, пока не имеет сильного звучания. Именно поэтому о ней необходимо говорить. Каждая из стран-участниц имеет свой опыт. Мы рассчитываем, что нам удастся его обобщить и выработать серьезные, научно обоснованные рекомендации для решения назревших проблем. В таких исследованиях заинтересована и Международная организация труда. Итоговые материалы мы предоставим всем, кто будет в них заинтересован.

А в чем суть этих проблем?

– Они из разряда новых вызовов. Прогресс идет стремительно во всех сферах. Картину дня производственного сектора сегодня определяют автоматизация, роботизация, информатизация. Внедряемые передовые технологии требуют все меньше ручного труда. Сильно сокращаются потребности в рабочем персонале. Многие профессии просто исчезают, о чем мы не могли подумать еще два-три года назад. Но, с другой стороны, появляются новые специальности. Здесь необходимо вовремя и правильно сориентироваться. Задача видится в том, чтобы при столь быстрых и кардинальных переменах на обочине прогресса не остались люди. Необходимо просчитывать стратегию обеспечения занятости на обозримое будущее. 

– Насколько эти глобальные процессы характерны для нас?

– Для всех очевидны ориентиры развития нашего государства. Они определены пятым Всебелорусским народным собранием. Недавно на «Большом разговоре» Президент еще раз конкретизировал основные моменты. Ключевых, базовых условий три: модернизация, реструктуризация, инновации.

Модернизация – это важнейшее условие сохранения высокой конкурентоспособности. Но проводя ее, внедряя новые технологии, мы приходим к факту уменьшения потребности в персонале. Встает вопрос оптимального перераспределения трудовых ресурсов. В том числе и за счет выстраивания новой народно-хозяйственной структуры, обеспечивая разумный переток людей из одних отраслей в другие. Процесс модернизации неизбежен, но он должен идти с оглядкой прежде всего на людей. В социально ориентированном государстве не может быть другого подхода.

Ситуацию наглядно иллюстрирует наша деревообработка. Если бы государство не пошло на ее тотальное обновление, сегодня это производственное направление мы бы уже потеряли. Однако вот какую картину получили. До модернизации предприятие на 1000 работников выпускало продукции гораздо меньше и качеством ниже, чем сегодня. Теперь на аналогичных производственных участках работают не 1000, а 300 человек. Выпуск продукции при этом вырос в 3–4 раза. И давайте честно и объективно: подобные процессы сегодня идут во всех отраслях. Не будем совершенствовать производство, окажемся на рынках в аутсайдерах. Но при этом важно изначально видеть, как рационально перераспределить трудовые ресурсы, кого переобучить, куда перетрудоустроить. Эти вопросы не могут не беспокоить профсоюзы. Внимательно за ними наблюдает и Правительство. И их мы очень предметно обсуждаем на Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, понимая, что если человек не готов к переменам, не переобучен, не имеет достаточно денег на время для поиска новой работы, он будет страдать. Этого допустить нельзя.

– В плане понимания общих процессов вы показали достаточно полную картину. Но представим, что человек попал в неудобную ситуацию уже сегодня. Его предприятие модернизировалось, рабочее место подлежит сокращению. Чем ему можно помочь?

– Федерация профсоюзов подготовила несколько предложений по поддержке временно нетрудоустроенных людей. Да, в стране действует система выплат пособий по безработице. Но будем откровенны: это не те суммы, которые могут обеспечить комфортную жизнь. Мы же говорим о том, что в период поиска новой работы человек должен иметь доход на уровне 40–70 процентов от заработка на предыдущем рабочем месте. Практика показывает, в среднем этот процесс длится около двух с половиной месяцев. Будет правильно, если в течение этого времени человек не утратит возможности вести привычный образ жизни: покупать продукты питания, оплачивать коммунальные услуги. То есть полноценно содержать себя и семью.

ФПБ предлагает конкретные механизмы решения этой задачи. Об этом я докладывал Президенту. Первый – это введение института страхования по безработице. Страховой фонд при этом будет формироваться за счет солидарных отчислений. Не надо думать, что это приведет к увеличению финансовой нагрузки на предприятия или работников. Речь идет о десятых долях процента от их доходов. Но соединение усилий даст нужный результат для поддержки временно безработных.

В этой инициативе, замечу, мы не претендуем на роль абсолютных новаторов. Предложение родилось на основе тщательного изучения опыта разных стран. Подобные механизмы действуют в странах Балтии, скандинавских государствах. Они очень действенны, полезны людям и крайне необходимы на период экономической трансформации.

Еще одним действенным инструментом поддержки людей могло бы стать страхование рисков невыплаты зарплаты при банкротстве предприятия. Инициативу о создании такой системы мы также формулировали на основе изучения мирового опыта.

Здесь нужно сделать важное уточнение. У нас зачастую с большой опаской относятся к самому термину «банкротство». Люди ошибочно полагают, что это синоним ликвидации предприятия как такового. Однако надо понимать, банкротство – это механизм финансового оздоровления проблемного предприятия. Производственные корпуса при этом никто бульдозером с землей не ровняет. В рыночной экономике сложности могут возникнуть у любого производителя. Вчера продавалась продукция успешно, а сегодня рынки вдруг легли. Ситуация не позволяет вести дела в привычном режиме. Накопились долги. Поступление выручки ограничено. Институт банкротства как раз и призван развязать эти сложные узлы. Это требует времени, и понятно, что в подобном положении работодатель вряд ли сможет обеспечить выплату заработка коллективу. В этом случае подспорьем как раз и станет страховой инструмент.

В итоге выигрывают все. Финансовая нагрузка на предприятие, находящееся в стадии оздоровления, снижается. Это дает дополнительные возможности урегулировать проблемы с исполнением других обязательств. Не страдают и люди, имеющие достаточную материальную поддержку, компенсацию утраченных отпусков на период решения финансовых проблем работодателем.

Идея создания новых страховых механизмов родилась не спонтанно. Мы тщательно прорабатывали ее в обсуждении с коллегами из других стран, с учеными, депутатами, руководством разных министерств, представителями объединений нанимателей. Замысел вполне реалистичный. Если учесть, что в целом по стране порядка 3000 сложных предприятий, формирование страхового фонда для экономики не станет обременительным. Социальный же эффект колоссальный.

И еще один момент, который должен стать нормой. Мы предлагаем вменить в обязанность нанимателям включать в коллективные договоры нормы о постоянном, в течение всей трудовой деятельности, повышении квалификации работников. Ведь что мы имеем сегодня? У нас повышают квалификацию на постоянной основе только врачи и учителя. И это правильно. Компетентно лечить и учить можно только идя в ногу со временем. Но и для других сфер, в которых сегодня очень часто появляются технологические новшества, эта тема актуальна.

– По-моему, перспектива роста – это еще и важная мотивационная составляющая. Так?

– Да... Плюс прямой путь к росту доходов. Мы говорим о том, что зарплата должна расти вместе с производительностью труда. Человек же, постоянно осваивая новации в сфере, в которой занят, применяя их на практике, будет повышать свою эффективность. И здесь уже сама по себе основа для увеличения оплаты труда. Нужно избавляться от стереотипа: мол, окончил колледж, потом университет и этого хватит навсегда. Уже через пару лет не хватит. И такой специалист со знаниями вчерашнего дня будет менее конкурентен на рынке труда, чем коллега, постоянно пополняющий багаж знаний. Высококлассный специалист без работы надолго не останется.

Эти три механизма вместе – страхование от безработицы, выплата заработка при банкротстве плюс постоянное повышение квалификации – дают дополнительные гарантии более устойчивого положения человека в обществе. А что в нашем государстве может быть важнее человека? Ничего! Государство существует ради людей. Государство – это люди. Их знания, умения – наш самый ценный ресурс. С пониманием этой непреложной истины мы и ведем продуктивные, рабочие дискуссии с партнерами – Правительством и работодателями. Вместе показываем: любые вопросы, даже самые сложные, решаются в ответственном социальном диалоге. Мнения могут быть разные. Но, изучая их, сопоставляя, всегда можно найти решение максимально полезное для всех.

– Михаил Сергеевич, вы затронули очень важную тему. Социальный диалог. Надо полагать, он ориентирован на самое широкое участие всех желающих. Есть люди, которые тоже называют себя профсоюзными деятелями. Они часто появляются там, где едва повышается социальный градус, и начинают разогревать ситуацию еще больше. Мы это наблюдали совсем недавно, когда речь заходила о Декрете № 3. Как эти люди откликаются на идеи социального диалога? Вносят ли столь же конкретные предложения, как и ФПБ, подобные тем, о которых мы говорили выше?

– Такие люди имеют представительство в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам. Но честно скажу, не припомню, чтобы они выдвигали конструктивные, рабочие идеи. Лозунгов хватает: мол, надо баснословное количество рабочих мест или заоблачные зарплаты или пособия. Но как этого добиться, за счет чего, какими инструментами, как правило, не озвучивается.

К сожалению, такие люди упорно не хотят замечать всего позитивного, что сделано в стране. Они сосредоточены на черных красках. И знаете, особенно обидно, больно и даже вызывает некоторое чувство отвращения, когда подобные деятели выступают на международных площадках. Они смешивают с грязью собственную страну. Призывают к санкциям. Это позиция профсоюзного активиста, как они себя называют? Не сходится. Санкции – это блокада предприятий. Не работает предприятие – люди не получают зарплату. Не отчисляет завод или фабрика деньги в бюджет – нечем платить врачам, учителям, воспитателям в детском саду. Как может представитель профсоюза призывать такие беды на головы своих же сограждан? Я не принимаю и не могу понять такую позицию.

То же и с Декретом № 3. «Раскачать» ситуацию – единственная цель таких «активистов». Здесь честно скажу о своей личной позиции. За все в этой жизни надо платить. Если твой ребенок ходит в школу, ты пользуешься разными услугами – значит, ты должен вносить свой вклад в финансирование этих благ. И абсолютное большинство граждан вносит. Через налоги. Арифметика тут простая: если кто-то не платит, значит, за него платит тот же работник завода, который у станка от звонка до звонка. А кто-то слишком изворотливый при этом получает немалые теневые доходы и не платит вообще ничего. Другими словами, живет за счет других. Это неправильно и нехорошо.

Да, есть серьезные вопросы к практике применения декрета. На это указал Президент. Некоторые нормы документа перерабатываются. Но сам-то его принцип социальной справедливости верен? Однозначно! А те, кто лихо оседлал тему, преследуют единственную цель – показать себя. Это политиканство в чистом виде, что просто неприемлемо для профсоюзной работы.

– Профсоюзы и политика – сочетание деликатное. ФПБ тоже не стоит в стороне от политического процесса. Участвует в электоральных кампаниях, имеет представительство в Парламенте, руководитель федерации – сенатор.

– Да, это так. Но заметьте, я говорю о политике в чистом виде. Здесь важно видеть, что первично. Если для кого-то быть на виду – единственная и сама по себе ценная цель, а якобы профсоюзная работа – средство ее достижения, – это нечестно и нехорошо. Такую деятельность не одобряют и международные профсоюзные институты. Мы же, делегируя своих активистов в представительные органы, видим в этом дополнительные возможности для решения главной задачи – защиты интересов человека труда через участие в законотворческой деятельности. И такая модель не противоречит принципам профсоюзного движения.

– Михаил Сергеевич, спасибо за интересную беседу. Давайте закончим ее на позитивной ноте. Впереди 1 Мая. Традиционный праздник трудящихся. Наверное, у вас есть что пожелать людям.

– Самые земные пожелания. Чтобы достаток был и возможности соответствовали пожеланиям каждого. Чтобы меньше было разногласий. Чтобы мы искали пути успеха в согласии. И, главное, чтобы была взаимовыручка. Это в традиции нашего народа. Мы никогда не оставляли друг друга с проблемами один на один. Всегда помогали. Наша страна и сегодня такая. Мы чувствуем себя одной семьей, и я бы пожелал это ощущение сохранить. Это делает нас сильнее. Будем сильнее – будет сильнее и страна. И жизнь каждого из нас будет лучше. А для этого надо объединяться на позитивных целях.

Дмитрий КРЯТ, «Советская Белоруссия», 20 апреля 2017 г.

(фото – «Советская Белоруссия»)