/ / Общественно-политические
19.04.2017

История под охраной: штрафы для «черных копателей» и запрет на продажу находок

В прошлом году у белорусских граждан была возможность легализовать найденные археологические артефакты, но желающих было немного. В частности, в Бресте комиссия зарегистрировала бронзовый топор, а в Витебской области – коллекцию, связанную с событиями времен войны 1812 года.

Археологические артефакты

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. В преддверии этой даты белорусские ученые рассказали, какие меры принимаются у нас для охраны объектов, связанных с прошлым нашей страны.

В поисках артефактов

Еще в 2015 году Александр Лукашенко подписал Указ «О совершенствовании охраны археологических объектов и археологических артефактов», создавший дополнительные условия для сохранения культурного наследия. Кроме того, документ ограничил деятельность так называемых «черных копателей».

«Эти люди преследуют преимущественно одну цель – выгодно продать найденное и обогатиться. Но если раньше ответственность за «черное копательство» особо нигде не обозначалась, то теперь соответствующие изменения внесены в административный кодекс, – рассказал заведующий отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории НАН Беларуси Вадим Кошман. – За незаконные археологические работы предусмотрен крупный штраф – до 50 базовых величин (до 1 150 рублей на сегодня – Прим. ред.)».

Возможно, именно эта мера привела к уменьшению числа «черных копателей», но проблема, тем не менее, существует. Обычным гражданам, отправляющимся на поиски артефактов, следует знать: использование металлоискателей для археологических поисков возможно только с разрешения НАН Беларуси. К слову, в прошлом году в стране было выдано свыше 80 таких документов. Вадим Кошман добавил, что, к сожалению, у нас пока нет комиссии или инспекции, которая бы контролировала деятельность «копателей».

В свое время указ вызвал недовольство среди тех, кто занимается раскопками не из корыстных побуждений. Поисковики-любители, которые обычно ищут старинные монеты на распаханном поле, просили не приравнивать их к «черным копателям». Ведь они не продают артефакты, а пополняют собственные коллекции. Заместитель директора Института истории Вадим Лакиза подчеркивает, что сейчас все найденные археологические артефакты являются собственностью государства. Хотя в 2016 году у граждан была возможность их легализировать и включить в реестр, который ведет НАН Беларуси.

«Желающих было не очень много. Большинство, наверное, побоялось, что артефакты у них заберут, хотя речь шла всего лишь о легализации, – рассказал Вадим Лакиза. – В частности, в Бресте комиссия зарегистрировала бронзовый топор, а в Витебской области – коллекцию, связанную с событиями времен войны 1812 года. А вот продавать или дарить подобные археологические артефакты в Беларуси нельзя. Хотя в интернете встречаются подобные сайты».

Судьба древних захоронений

Сейчас все вопросы, касающиеся охраны историко-культурного наследия, регулируются Кодексом о культуре, который вступил в силу в феврале 2017 года. В одном из его разделов указаны мероприятия по охране археологических объектов в зоне земляных, строительных и других видов работ. По закону, организации еще на стадии проектных работ должны согласовывать выбранные участки с Академией наук. Это позволяет сохранить уникальные объекты: так, например, в столичном районе Михалово на месте, выбранном для строительства жилого дома, было обнаружено поселение XIV века.

Во время строительных работ нередко вскрываются и древние захоронения. Один из последних случаев – старое лютеранское кладбище, обнаруженное в Минске при расширении улицы Карла Либкнехта. Активисты и общественные организации выступают с различными предложениями, как действовать в подобных ситуациях. В частности, есть идея разработать специальную карту захоронений.

«Наша страна имеет богатую историю, поэтому древних захоронений у нас много, – отметил Вадим Лакиза. – Что-то, конечно, удается выявить своевременно и сохранить. Но для этого нужно, чтобы на этапе выбора места строители контактировали с учеными. К сожалению, на деле строительные организации часто специально поступают наоборот».

Еще один спорный момент касается сохранения старых кладбищ, особенно местечковых. По словам экскурсовода Тимофея Акудовича, многие надмогильные камни XIX века с позиции историка имеют большое значение. Но по всем законодательным нормам такие знаки приравниваются к современным, а значит, могут быть демонтированы. В Беларуси пока охраняются только те камни и кладбища, в том числе военные, которые входят в список памятников и находятся под контролем Министерства культуры.

В Беларуси еще остались уникальные католические и еврейские захоронения, но без должного ухода они постепенно исчезают. Руководитель МОО «Историка» Татьяна Петрова предлагает выделить среди них важные в этнографическом смысле и закрепить за ними общественные инициативы. Все же такие захоронения являются частью истории нашего края. Кстати, представители организации уже четыре года систематически восстанавливают старое католическое кладбище в городском поселке Мир. За это время удалось не только найти родственников захороненных там, но и обнаружить под слоем дерна более 300 памятников.

В свою очередь Вадим Лакиза, который также является членом Научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры, подчеркивает: далеко не каждое захоронение можно взять под охрану.

 «Статус историко-культурной ценности придается на основе научных критериев. В итоге выбираются наиболее знаковые места и объекты. Хотя я не отрицаю, что проблема со старыми кладбищами у нас действительно существует, – заключил специалист. – Но те меры, в том числе и законодательные, которые принимаются сегодня в Беларуси, дают надежду на положительную динамику в решении этого вопроса».

По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси

Теги: штраф