/ / Общественно-политические и в области права
12.04.2017

КГК и Генпрокуратура считают необходимым изменить планирование и разработку научно-технических программ

Комитет государственного контроля Беларуси и Генеральная прокуратура считают необходимым изменить порядок планирования и разработки научно-технических программ. К такому выводу пришли участники совместного заседания коллегий КГК и Генпрокуратуры, на котором рассмотрены результаты контроля за эффективным использованием средств, выделенных на реализацию государственных и региональных научно-технических программ, а также за внедрением полученных результатов в практическую деятельность.

Мероприятие прошло под председательством руководителей ведомств Леонида Анфимова и Александра Конюка.

«Коллегия по сути является продолжением конструктивного разговора Президента с научной общественностью, состоявшегося на прошлой неделе, – сказал Леонид Анфимов. – Глава государства поручил КГК и Генпрокуратуре объективно подойти к анализу выполнения научно-технических программ. Вместе с тем Президент призвал исключить формальный подход к формированию научно-технических и научно-исследовательских программ».

По словам главы КГК, неоценима роль науки в выполнении задач социально-экономического развития страны. Поэтому ежегодно государство направляет значительный объем бюджетных средств на научные исследования и разработки. Так, только в 2015 году на эти цели было направлено более Br2 трлн (неденоминированных). Вместе с тем, отмечено на коллегии, выделенные средства не всегда эффективно используются. Проблемы существуют на стадии формирования программ. Кроме того, не все научные разработки внедряются в производство.

Комитетом госконтроля совместно с Генеральной прокуратурой в 2016 году осуществлена проверка Государственного комитета по науке и технологиям, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и ряда научных учреждений. Проведен также мониторинг выполнения государственных и региональных научно-технических программ за 2011–2015 годы.

Начальник главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы КГК Павел Пинчук проинформировал, что проверено 18 организаций, еще в 19 проведен совместный с Генпрокуратурой мониторинг. «Проверки показали, что по отдельным государственным и региональным научно-техническим программам не обеспечено выполнение заданий по проведению опытно-конструкторских работ и выпуску готовой продукции. Как результат, неэффективно использовано более Br6 млн, – констатировал представитель КГК. – Надо четко понимать, что основной целью научно-технических программ является выпуск высокотехнологичной, инновационной, конкурентоспособной продукции. К сожалению, по отдельным программам эта цель не достигнута».

Он привел такой пример: разрабатывается опытный образец изделия, а на выходе получается, что 80 % комплектующих – импортные. «О какой конкурентоспособности может идти речь в данном случае?» – задал Павел Пинчук риторический вопрос.

Как подчеркнул начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законности правовых актов Генпрокуратуры Андрей Мальцев, обсуждаемая на заседании коллегий КГК и Генпрокуратуры тема – очень важная и актуальная для государства. «Эффективность использования бюджетных средств – это главный приоритет при разработке и реализации научно-технических программ. Поэтому на заседании основной акцент сделан на выработке предложений организационного и нормативно-правового характера для предотвращения неэффективного использования бюджетных средств в будущем», – отметил Андрей Мальцев.

В 2011–2015 годах выполнялись 27 государственных научно-технических программ (ГНТП), в рамках которых реализовывалось 1367 заданий по выполнению научно-исследовательских работ и 1711 заданий по выпуску освоенной продукции. По 6 региональным научно-технических программ (РНТП) за этот период завершено выполнение 42 из 47 заданий по научно-исследовательским работам.

Проведенные контрольно-аналитические мероприятия выявили недостатки при планировании объемов финансирования государственных и региональных научно-технических программ, а также отсутствие действенного контроля за ходом их выполнения со стороны Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ), госзаказчиков и головных организаций – исполнителей программ.

Так, ГКНТ не обеспечил надлежащий контроль за ходом выполнения научно-технических программ, а также освоением в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

Государственными заказчиками заявлялись завышенные объемы финансирования без наличия прошедших конкурсный отбор и государственную научно-техническую экспертизу проектов заданий. На этапе формирования программ утверждались переходящие задания, которые выполнялись по ГНТП в предыдущей пятилетке. Из-за низкого качества планирования в задания программ постоянно вносились изменения в объемы выпуска освоенной продукции и финансирования, а также корректировались сроки выполнения.

В большинстве случаев технико-экономические обоснования заданий ГНТП и РНТП были недостаточно проработаны в плане наличия у исполнителей опыта для решения поставленных задач, расчетов показателей эффективности от реализации каждого задания программы.

В результате не все инновации, реализуемые по отдельным заданиям в ГНТП и РНТП, являлись высокотехнологичными и экспортно ориентированными, поэтому они не обеспечивали экономическую эффективность и реальную отдачу.

В целом по 9 проверенным научным организациям выявлено 60 невыполненных заданий ГНТП, на которые неэффективно использовано Br5,2 млн бюджетных средств (деноминированных). В ходе мониторинга выполнения 6 РНТП также установлено неэффективное использование средств на общую сумму Br0,6 млн по 42 невыполненным заданиям.

Например, по подпрограмме «Механизация производства основных сельскохозяйственных культур» ГНТП «Агрокомплекс» на 2013–2015 годы из 53 заданий, выполняемых НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства, по 7 заданиям выпуск освоенной продукции не начат в течение 3 лет после завершения ее разработки; по 12 заданиям суммарный выпуск освоенной продукции не достиг предусмотренных объемов. В итоге по 19 невыполненным заданиям подпрограммы неэффективно использовано Br2,4 млн бюджетных средств.

Основные причины невыполнения заданий научно-технических программ – низкое качество планирования при разработке программ; необеспечение на должном уровне проработки вопросов сбыта освоенной продукции; непринятие предприятиями-производителями эффективных мер по обеспечению реализации освоенной продукции; некачественное выполнение заданий (в связи с чем возникает необходимость доработки освоенной продукции); отсутствие у предприятий-производителей необходимого оборудования и персонала для освоения продукции; неплатежеспособность основных потребителей освоенной продукции. В ряде случаев необеспечение выполнения заданий по выпуску продукции обусловлено доведением завышенных объемов на стадии их составления из-за отсутствия должного анализа финансовых возможностей производителей и потребителей продукции, конъюнктуры рынка и ее социальной значимости.

Все это диктует необходимость изменения порядка планирования и разработки научно-технических программ. Кроме того, вопрос целесообразности выполнения конкретных заданий программ подлежит более тщательной проработке с участием производителя, заинтересованного в создании конкурентоспособных образцов техники, передовых технологий и материалов.

По сообщению БЕЛТА