/ / Общественно-политические
11.04.2017

Как эксперт «читает» след. Важность проведения баллистической экспертизы трудно переоценить

Оружие, которое сдали, а также изъяли на местах совершения преступлений, поступает на исследование в управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Гродненской области.

Иван ДудкоВажность работы главного эксперта отдела криминалистических экспертиз подполковника юстиции Ивана Дудко трудно переоценить. Заключение баллистической экспертизы помогает следователям восстановить картину совершенного преступления, становится доказательной базой в суде. Порой люди утверждают, что ружье выстрелило само в результате падения. Подтвердить или опровергнуть это может эксперт. Объектом анализа баллистической экспертизы становятся различные виды оружия: огнестрельное, газовое, пневматическое, сигнальное, травматическое, а также отдельные детали, боеприпасы, изделия, конструктивно сходные с огнестрельным оружием и боеприпасами.

– Если на экспертизу попало ружье или пистолет, из которого стреляли, то мне приходится определять направление и количество произведенных выстрелов, где находились потерпевший и стрелявший в момент выстрела, исправно ли оружие, пригодно ли оно и боеприпасы для стрельбы, – поясняет Иван Васильевич. – Или, например, могло ли ружье выстрелить при падении на пол, при встряске или заряжении без нажатия на спусковой крючок. Порой доводится заниматься восстановлением поврежденной при выстреле фабричной маркировки оружия и боеприпасов.

Иногда эксперт по следам на пулях или гильзах устанавливает конкретный экземпляр оружия. При многократном увеличении следы на оружии, пулях и гильзах сродни книге, которую не каждый сможет прочитать. Но знающему язык оружия, эта «книга» может рассказать о многих скрытых тайнах.

Недавно благодаря помощи эксперта-баллистика удалось найти браконьеров, застреливших двух косуль. На исследование доставили пулю, извлеченную из туши, которую злоумышленники не успели разделать. Егеря изъяли для исследования карабин у минчанина, который предположительно охотился в этом районе. В результате экспертизы было доказано, что пуля, из которой была убита косуля, выпущена из его оружия.

В рабочем кабинете Ивана Дудко на столе лежат парочка старых револьверов, ружье и самодельная винтовка. Их идентификацией он сейчас и занимается.

– Эта винтовка полностью самодельная, – рассказывает Иван Васильевич. – Все детали выточены на станках: затвор, ствольная коробка, ствол и даже самодельный глушитель.

Затем показывает старое охотничье ружье, которое было найдено в автомобиле одного из подозреваемых. Сделано в Германии в 1950-70-е годы. Маркировок нет, но эксперт определяет, что калибр 9 миллиметров, так называемый штуцер очень редкий. После тщательной зачистки поверхности выступает и надпись: «Город Зуль. Ернст Кернер и компания».

– Немецкие оружейники в те годы считались одними из лучших в мире. Были даже семейные маленькие фабрики, которые делали ружья на заказ. Учитывали все пожелания заказчика: размер, калибр, отделку из дерева, пластика или других материалов. Стоимость таких эксклюзивных изделий соответственно была выше тех, что сошли с конвейера. Теперь таких штучных фабрик практически не осталось, – говорит Иван Дудко.

На исследовании и два револьвера с деактивированными, проще говоря, заваренными с двух сторон стволами, барабанами. Патрон туда уже не вставишь. Владелец хочет на законных основаниях хранить револьверы дома. Для этого эксперт должен дать заключение: являются ли они огнестрельным или другим видом оружия, пригодны ли для производства выстрела.

Револьвер

Показывая маленький револьвер, Иван Дудко говорит, что раньше такие экземпляры делали для отпугивания собак и даже называли «бульдогами». Калибр – 8 миллиметров. Старательно зачистив места, где у такой модели должна быть маркировка, обнаружил и надписи. Сравнив их с данными на аналогичные модели, выяснил, что револьвер был выпущен в первой половине прошлого века в США.

Чаще всего на экспертизу оружие поступает из милиции. Реже из Следственного комитета, где «стволы» фигурируют как улики совершенных преступлений. В последнее время в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области стали делать экспертизы на коммерческой основе, и люди стали приносить на исследование оружие для того, чтобы получить документ. Он позволит им на законных основаниях хранить его дома, транспортировать, показывать друзьям.

Иван Дудко признается, что встречаются самодельные изделия, когда практически из ничего соорудили предмет, представляющий опасность даже для самого стрелка.

Эксперт вспоминает случай, когда у задержанных сбытчиков психотропных веществ обнаружили в компьютере видеозапись, на которой те стреляли по воде. Уже по увиденному на мониторе Иван Дудко определил, что это огнестрельное оружие. После проведенных экспертиз было установлено, что самопалы являются «огнестрелами» с глушителями, а за последние также предусмотрена уголовная ответственность как за компоненты оружия. Таким образом, была доказана причастность задержанных не только к наркотикам, но и к незаконным действиям в отношении огнестрельного оружия. При расследовании этого дела работали разные эксперты – химики, компьютерщики и баллисты. Такое взаимодействие в работе – не единичный случай. А точные выводы экспертов дают возможность следователям установить истину.

Ирина Аникевич, «Гродзенская праўда», 9 апреля 2017 г.
(фото – Ирина Аникевич)